Школа-университет как вариативная модель культурологического образовательного учреждения

   

Новый путь развития, на который встала Россия, привёл к необходимости изменений в системе образования, изменились и его задачи. Так как оно всегда выполняло социальный заказ общества, формируя определённую модель человека, с изменением социального строя в нашей стране произошло  изменение социального заказа.

Сегодня востребуется качественно иной человек. На место пассивного функционала-исполнителя должен прийти самостоятельный, творческий человек с активной позицией, свободный, духовно, нравственно и физически здоровый, способный адаптироваться в быстро изменяющемся мире, адекватно реализовывать себя в естественном (природном) и искусственном (созданном человеком) мире и социуме.

Кроме того, анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы показывает, что современное российское общество ориентировано на повышение «качества человека», то есть, на повышение уровня его культуры во всех сферах жизни и деятельности. Что в обществе произошло осознание необходимости формирования на гуманистической основе качественно нового человека, адекватного исторически сложившимся в России социокультурным условиям – «человека культуры» (термин Е. В. Бондаревской).

      Нравственность, гражданственность, гуманность, экологичное и этичное отношение к окружающему  миру, людям и самому себе, эстетическое восприятие мира, интеллектуальная развитость, способность к рефлексии и саморазвитию, к употреблению своих знаний только во имя мира, добра, любви  – главные качества человека  культуры, воспитание которых является центральной, комплексной задачей, которую мы поставили в нашей школе.

«Универсальное образование есть процесс и результат ценностно-ориентированного овладения человеком с помощью знаковых систем интегрированными знаниями, позволяющими совершенствовать себя и Мир». Это высказывание В. М. Лизинского мы поставили в основу разработки модели нашей школы как школы универсального обучения, воспитания и развития. Человек культуры нового времени – это, безусловно, человек универсальных познаний и умений, охватывающих все сферы жизни, творчества, саморазвития и самосовершенствования. Поэтому идеальным вариантом школы, которая реализует задачу воспитания такого человека в условиях нашей школы, мы избрали модель «Школа-университет», развивающаяся на основе культурологического подхода.

Данный подход предполагает необходимость усвоения школьником знаний о мире, человеке, обществе с культурологических позиций, то есть, на основе их ценности, полезности, смыслов учения, познания, развития и саморазвития.

     При этом школьные предметы, содержащие знания о мире, человеке, обществе, понимаются как отдельные, взаимосвязанные и равноценные элементы целостного знания, а их научные языки – отдельными специфическими языками познания мира, языками культуры.

Чем больше и лучше будет ученик знать научных языков, тем полнее и целостнее он сможет овладеть знаниями. Чем чаще он обращается к ценностной, смысловой стороне познания, своего развития, жизни, тем глубже его переход «от знания к пониманию».

Если он развивается в культуротворческой среде, атмосфере сотрудничества, субъект-субъектных отношений, ценностного отношения к человеку, окружающему природному миру и социуму, тем больше имеет возможностей раскрытия своих талантов и способностей, роста внутренней, нравственной культуры.

При культурологическом подходе основой воспитания становятся ценностные человеческие отношения: учитель – ученик, ребёнок – взрослый – равноправные сотрудники в культурном взаиморазвитии, совершенствовании. Основой образования становится интеграция содержания образования, воспитательно-образовательного процесса, принципов и методов на объединяющей  культурологической основе.

Отношение к ребёнку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению, отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способному вести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в её индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей открывает возможность развития и самосовершенствования свободной, нравственной, гуманной,

творческой личности.

Воспитательно-образовательный процесс мы строим на основе авторской идеи реализации культурологического подхода.

Она раскрывается  в следующих положениях:

 

1.Введение в учебный план школы  целостного культурологического знания (цикла специальных интегративных предметов, последовательно анализирующих социокультурный опыт предыдущих поколений: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Культурология» (по сути — новой образовательной области «Культура» или «Культурология»).

Цель:

—  Восстановление преемственности культурного опыта поколений.

— Последовательное формирование целостного представления школьников о развитии человеческой культуры и человека как значимого элемента Бытия;

 

2.Объединение (интеграция) всего школьного предметного знания, воспитательно-образовательного пространства школы на основе  культурологического знания.

Цель: 

Формирование целостного представления школьников о картине развивающегося мира, целостного восприятия, понимания картины мира во всех внутренних и внешних взаимосвязях на ценностной основе. Отсюда: адаптация в современном социокультурном пространстве жизни на основе ценностного осознания культурного пути человечества;

 

3.Организация воспитательно-образовательного пространства школы на основе педагогики естественного развития.

Цель:

— Осознанное  осмысление и формирование   целей     и     задач     саморазвития, самообразования, самовоспитания учащимися на основе последовательно складывающегося триединства: свододы выбора – веры в себя – самостоятельности.

 

Педагогика естественного развития – это идея формирования новых межличностных отношений на основе культурологического принципа воспитания, к которой мы также пришли в результате нарабатываемого опыта. Её содержание такое:

Духовное, нравственное и физическое развитие человека в традиционной народной культуре, на основе которой мы строим всё воспитательно-образовательное пространство,  определяется «тремя китами»:

  1. Свобода выбора.
  2. Вера в себя.
  3. Самостоятельность.

 

Свобода выбора формирует в человеке веру в себя, самоуважение, даёт возможность идти своим путём, делая открытия,  ошибаясь и, извлекая  уроки из ошибок, полагаясь на собственные силы, то есть, естественно развиваясь. Только человек, свободный в выборе, может обрести веру в себя, а, поверив в себя, стать по-настоящему самостоятельным. В триединстве эти условия формируют цели и задачи саморазвития.

 

Эти «три кита», три условия и определяют качественное естественное развитие в человеке духовного, нравственного, умственного и физического здоровья.

Любая опека в этом случае есть проявление недоверия к человеку, неуважения к его личности, индивидуальности, а, значит, ограничения его качественного развития.

 

Это – основа педагогики естественного развития, основа организации воспитательно-образовательного пространства школы.

Педагогика естественного развития предполагает

освоение  качественно иных межличностных отношений.

 

Цель: естественное, свободное развитие человека – творца, исследователя, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового.

 

Задачи: создание оптимальных условий для естественного, свободного развития человека:

1.Обеспечение триединой основы формирования качеств в учащихся, которые они могут сформировать в себе только сами.

2.Ориентация на полезность и ценность предлагаемых знаний и умений для практики жизни,  обращение внимания школьников на возможности всех сфер, где ему предстоит проявляться: Человек, его внутренний и внешний мир: семья, социум, природа, мир.

3.Подведение ученика к осознанию целей и задач учения, направленных на конечный результат: построение качественных отношений во всех сферах Бытия — есть формирование качественной (счастливой) жизни в настоящем и будущем.

 

Система воспитания строится на воспитании сознательного отношения учащихся к себе, своим действиям, поступкам, принимаемым решениям на основе ценностного и целесообразного подхода к своей жизни, а также на формировании субъект-субъектных отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса.

 

Если полнее раскрыть идею

 

      Исходя из древнего наименования

 университета – «studium generale»,

—        это «школа универсального обучения» (Д.Г.Ньюмен),

место активного интеллектуального и духовного общения, самообразования, самовоспитания, саморазвития людей.

Это «школа жизни», включающая в себя все её сферы,

это центр культурного а, значит, воспитывающего образования,

место, где естественно и свободно развивается

качественно новый человек нового тысячелетия – человек культуры.

 

Целостное  универсальное развитие наших воспитанников – учащихся предполагается через:

—        рассмотрение предметного материала на основе смыслов и ценностей человеческой жизни, саморазвития;

—        рассмотрение прошлого как ценного учебного опыта для исследования вопросов саморазвития;

—        философское исследование вопросов: кто я, каковы мои жизненные цели и задачи, каковы средства и способы  саморазвития, самореализации в формировании своего настоящего и будущего во благо себе, своим близким, Родине;

—        профессиональную ориентацию на основе мотиваций к саморазвитию.

 

Все заявленные теоретические положения в настоящий момент инновационного развития школы и наших учащихся выражаются в следующих реальных мероприятиях:

 

2. Проведены педагогические советы, где были освещены и обсуждены   современное состояние развития образования в России, идеи реализации культурологического подхода в образовании, проведён семинар на тему «Современные образовательные технологии и модели воспитания» для учительского коллектива, несколько педагогических советов  также, предложения администрации школы педагогическому коллективу о вступлении в инновационную педагогическую деятельность.

 

Эти мероприятия сформировали педагогические условия сознательного вступления учительского коллектива в инновационную педагогическую деятельность.

2.Разработана и утверждена педагогическая концепция развития школы как школы-университета.

3.Разработан экспериментальный перспективный учебный план школы-университета как вариативной культурологической школы.

4. Разработан идеальный образ выпускника школы-университета как вариативной культурологической школы.

5. Разработана схема формирования воспитательно-образовательного пространства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94»,

разрабатывающего модель школы-университета как вариативной модели культурологической школы.

6.Разработан и утверждён авторский проект «Модель школы ХХI века – Школа-университет».

7.   Проведены внутришкольные конференции «Школа – взгляд из будущего» — май, 2000г.

8. Структура управления инновационной развивающейся школой дополнена:

—  Научно-методическим советом;

—  Советом здоровья;

—  Советом по мониторингу развития;

—  Аналитическим советом.

9. Разработаны образовательные программы дополнительного образования, кружков, работающих в форме открытых студий: «Комнатное цветоводство и экодизайн», «Культура народов мира», «Озарёнок» (студия поэтического и писательского искусства), которую ведёт учитель русского языка и литературы школы, известная новокузнецкая поэтесса Л.Р.Новикова, «Литературное краеведение», в стадии теоретического оформления находятся программы «Занимательный русский язык», «Вокально-инструменталная студия», «Пресс-центр школы», «Художник», «Вокально-хоровая студия», по физической культуре: «Дзюдо», «Волейбол», «Баскетбол». Вышеобозначенные студии в школе уже открыты, идёт активная наработка содержания образования.

9).Идёт разработка заданий и методических пособий для самообразования школьников по математике.

10. На основе детского объединения «Самоцветы» создано государство учащихся «Самоцветы», избраны президент и комитеты по различным областям ученической деятельности. Школьное государство активно развивается.

11.Развивается школьная газета  «Пресс-центр сообщает».

12.Открыт музей боевой и трудовой славы «Подвиг».

+ Сведения по профориентационной работе  (культурологический подход в формировании мотиваций к дальнейшему развитию на ценностно-смысловой основе, необходимости поиска своего места в жизни в целях саморазвития, самореализации как созидания и творческого, гуманистического преобразования мира; внесение культурологической информации, …(идеи реализации клп).

Раскрыть достижения детей, как целостного и ценностного освоения мира: в учёбе, общественной работе, личностном и индивидуальном развитии.

— сколько детей занималось в объединениях дополнительного образования, кружках; элективных курсах. % от общего числа.

— сколько приняло в организации и разработке программ самоуправления, школьного государства.

— как оценивают учителя изменения в учащихся и т.п.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress