Авторские идеи реализации культурологического подхода в практике современного образования.

Меняйлова Т.А.,

Научный руководитель

Школы народной культуры №2 г.Осинники,

средней школы №94 г.Новокузнецка,

ДОУ №8 г.Осинники.

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А. 

   Культурологический подход начал разрабатываться в школах России в начале 90-х годов. Наиболее значительные исследования по этому направлению представлены в трудах Малышевского А.Ф., Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, Щурковой Н.Е., Ловецкого Г.И., Макарени А.А. и др.

Мы включились в разработку культурологического подхода в 1996 году, работая над проектом модели школы народной культуры в средней школе №2 г. Осинники. Автором идеи школы народной культуры и предмета «Народная культура» была Пигилова Т.А., старший преподаватель кафедры культуры Московского областного института повышения квалификации. Педагогическому коллективу очень интересной и близкой показалась её  идея познания школьниками, «национальной традиционной культуры своего народа и изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ним, постижение общих космических начал в национальной культуре разных народов».

Внедряя новый учебный предмет «Народная культура» в своей школе, мы отследили его большие воспитательные возможности, интегративный характер этого знания, способность формирования целостной картины мира в сознании школьников, введения их в социокультурное пространство жизни. На этой основе мы организовали всё воспитательно-образовательное пространство школы, прописав основные положения в концепции школы. Получив хорошие результаты: большой интерес к традиционной культуре,   повышение интереса к познанию, развитие лучших человеческих качеств, среди которых – тяга к самостоятельности, самоактуализации, мы решили пойти дальше. Возникла идея: от истоков, корней, традиций, культуры своего народа – к осознанию общемирового культурного развития человеческой цивилизации. Мы поняли: Народная культура — отправная точка в культурном развитии человека. Школьнику же нужен наиболее полный объём знаний по культуре, тогда и результат будет выше. Родилась идея восстановления преемственности культурного опыта поколений через введение в учебный план школы (вариативную часть) цикла интегративных, в нашем понимании, предметов: (по сути — новой образовательной области «Культура» или «Культурология») с преподаванием их на основе культурологического подхода. Это предметы:  «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Культурология». При этом была поставлена цель: Формирование целостного восприятия, понимания эмпирической картины мира во всех внутренних и внешних взаимосвязях. Кроме того, мы поняли: высококультурый человек – это, прежде всего, тот, кто знаетдуховно-материальный, социокультурный путь развития мирового сообщества, родной национальной культуры, культуры страны, в которой родился, живёт и считает своей Родиной, и это тот, кто понимает общие закономерности культурного развития человека как индивидуума, народов мира в их  эволюционном развитии, осознаёт единство их нравственных целей и устремлений).

Отслеживая собственный путь развития, развитие наших учащихся, глубже изучая культуру, инновационный опыт школ России, мы пришли к выводу о том, что требуется полная смена межличностных отношений в школе. Причём, это касается всех участников воспитательно-образовательного процесса. В результате была разработана технология «Педагогика естественного развития».

Основные положения данной технологии заключаются в следующем:

Духовное, нравственное и физическое развитие человека в традиционной народной культуре определяется тремя условиями:   1.Свобода выбора.     2. Вера в себя.     3. Самостоятельность.

    Свобода выбора формирует в человеке веру в себя, самоуважение, даёт возможность идти своим путём, делая открытия,  ошибаясь и, извлекая  уроки из ошибок, полагаясь на собственные силы, то есть, естественно развиваясь. Только человек, свободный в выборе, может обрести веру в себя, а, поверив в себя, стать по-настоящему самостоятельным. В триединстве эти условия формируют цели и задачи саморазвития.

Эти три условия и определяют качественное естественное развитие в человеке духовного, нравственного, умственного и физического здоровья.

Любая опека в этом случае есть проявление недоверия к человеку, неуважения к его личности, индивидуальности, а, значит, ограничения его качественного развития.

Педагогика естественного развития предполагает освоение  качественно иных межличностных отношений.

Это – основа педагогики естественного развития, основа организации воспитательно-образовательного пространства школы.

Исходя из этих положений ставится цель: естественное, свободное развитие человека – творца, исследователя, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового.

Для  реализации цели необходимо выполнение следующих задач:

создание оптимальных условий для естественного, свободного развития человека:

1.Обеспечение триединой основы формирования качеств в учащихся, которые они могут сформировать в себе только сами.

2.Ориентация на полезность и ценность предлагаемых знаний и умений для практики жизни,  обращение внимания школьников на возможности всех сфер, где ему предстоит проявляться: Человек, его внутренний и внешний мир: семья, социум, природа, мир.

3.Подведение ученика к осознанию целей и задач учения, направленных на конечный результат: построение качественных отношений во всех сферах Бытия — есть формирование качественной (счастливой) жизни в настоящем и будущем.

В итоге, в процессе активного развития школы народной культуры как культурологической школы, сформировалась целостная идея реализации культурологического подхода в практику школы.

1.Введение в учебный план школы  целостного культурологического знания (цикла специальных интегративных предметов, последовательно анализирующих социокультурный опыт предыдущих поколений: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Культурология» (по сути — новой образовательной области «Культура» или «Культурология»).

При этом преследуется цель:

—  Восстановление преемственности культурного опыта поколений.

— Последовательное формирование целостного представления школьников о развитии человеческой культуры и человека как значимого элемента Бытия;

2.Объединение (интеграция) всего школьного предметного знания, воспитательно-образовательного пространства школы на основе  культурологического знания (гуманизация).

Цель: 

— Формирование целостного представления школьников о картине развивающегося мира, целостного восприятия, понимания картины мира во всех внутренних и внешних взаимосвязях. Отсюда: адаптация в современном социокультурном пространстве жизни на основе осознания культурного пути человечества; 

3.Организация воспитательно-образовательного пространства школы на основе педагогики естественного развития.

Цель:

  — Осознанное  осмысление и формирование   целей     и     задач     саморазвития, самообразования, самовоспитания учащимися на основе последовательно складывающегося триединства: свободы выбора – веры в себя – самостоятельности.

В настоящее время школа народной культуры №2 г. Осинники успешно развивается, нарабатывает единую воспитательно-образовательную программу с дошкольным учреждением №8 г.Осинники, развивающемся в том же направлении, является базовой культурологической школой города Осинники. В течение пяти лет проводит   исследовательские и пропагандистские семинары и конференции для руководителей  образовательных учреждений, которые посещают представители школ всего региона Южного Кузбасса. Отмечен большой интерес педагогов к развитию школы как культурологической. За период инновационной практики школы с её опытом познакомилось более четырёхсот человек. Деятельность школы освещалась на семинарах, конференциях, образовательных выставках г.г. Москва, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Осинники. За проект школы народной культуры как вариативной культурологической школы она получила малую золотую медаль Всесибирской Образовательной выставки 1999года, ежегодно проводящейся в г.Новосибирске.

На основе анализа развития культурологической и культуротворческой школы в России,

направленной на целостное образование человека культуры, включая собственный шестилетний опыт разработки этой проблемы, можно сказать, что культурологический подход в образовании привлекает всё большее внимание педагогов. Это, по нашему мнению, происходит оттого, что культурологическая  школа не ставит перед собой какой-либо узкой цели развития, разработки какого-либо узкого направления или ограничения себя в  рамках одного типа образовательного учреждения. Она многовариативна. Это указывает на универсальность данной воспитательно-образовательной  модели  и возможность широкого использования её как «проникающей» (термин Г.К.Селевко) в разработке модели образовательного учреждения любой направленности и типа, нацеленной на образование-воспитание цельного, духовно, нравственно и физически здорового, разносторонне развитого, творческого человека с активной позицией, адекватно реализующего себя в естественном (природном) и искусственном (созданном человеком) мире и социуме. С позиции культурологической школы это возможно, если образовательное учреждение ставит цель формирования в развивающемся растущем человеке целостного, объективного видения, понимания мира, социума, окружающей действительности, культуры в целом, и, через это — высокой степени осознания творческой самореализации его в практике жизни.

Например, вышеперечисленные  авторские концептуальные идеи, отработанные уже при создании школы народной культуры как культурологической, послужили базой для развития  другой школы – средней школы №94 г.Новокузнецка, но уже на основе совсем другой идеи.

Выбор варианта модели культурологической школы зависит от многих факторов, основными из которых необходимо считать следующие:  социокультурное окружение образовательного учреждения, возможности педагогического коллектива, его инновационные воспитательно-образовательные устремления. При этом необходимо учитывать контингент учащихся с тем, чтобы определить основные проблемы, надежды и заложить их решение в основные задачи школы.

Так, для развития школы народной культуры  №2 г.Осинники как культурологической школы основаниями к выбору модели послужило то, что эта небольшая школа находится на окраине города, где около 80% учащихся живут в частном секторе. Местоположение школы характеризуется отсутствием  каких-либо значимых социокультурных учреждений. Таким образом, школа является единственным очагом культуры и образования в этом районе. Местоположение школы,  сельский образ жизни основной массы семей учащихся, сложный контингент родителей, отсутствие культуроформирующего и развивающего окружения послужили основой разработки именно этой модели культурологической школы – школы народной культуры, так как народная культура – это наиболее близкое сознанию этого контингента учащихся знание, через которое они легче, адаптивнее  входят а мир культуры, науки, человеческих ценностей. Целью школы стало: формирование духовно-нравственной, интеллектуальной, физической культуры учащихся на основе целостного усвоения, присвоения духовно-материального опыта предыдущих поколений, и переноса в практику жизни лучшего опыта, через это — адаптация в быстроизменяющемся мире и социуме.

Средняя школа №94 находится совсем в других условиях. Это большая школа в Новоильинском микрорайоне, в ней успешно работают эстетические классы. Иные социокультурные и другие условия продиктовали выбор иной модели культурологической школы.  В данном случае избрана модель «Школа-университет», концептуальная идея которой разработана и принята педагогическим коллективом на внутришкольной конференции в конце учебного года.

Данная идея основана на «идее университета», разработанной Джоном Генри Ньюменом первым ректором Дублинского университета в 19 веке, которая стала результатом его анализа шестивекового опыта университетов, преломлённого сквозь осмысление реальных преобразований высшего образования в Англии (переход от религиозной модели университета к светской).

В переводе на школьное образование  идею университета мы трактуем следующим образом.

Основные положения.

— Процесс воспитания, обучения, развития школьников не должен быть принесён в жертву какой-либо частной или узкой цели, он должен быть целостным, всеобъемлющим и культуроформирующим. Он должен  ориентировать школьника на поиск себя, своего места и роли в жизни, т.е., на поиск истины жизни, поиск «своей» профессии как любимого и полезного для людей дела, в котором он сможет наиболее полно реализовать свои способности и таланты. Ученику с первых шагов в школе-университете необходимо помочь понять, осознать, что он учится (в значении: учит себя) «ради себя самого, своей собственной высшей культуры», собственного развития и, через это – своего процветания в жизни, процветания своей Родины, сохранения мира, стабильности и развития нашей цивилизации.

— Исходя из древнего наименования университета – «studium generale», — это «школа универсального обучения», место активного интеллектуального и духовного общения, саморазвития, самовоспитания, самообразования людей. Это «школа жизни», включающая в себя все её сферы, это центр культуры, место, где естественно и свободно развивается качественно новый человек нового тысячелетия – человек культуры.

Задача такой «школы» заключается в обеспечении «свободной циркуляции мысли  посредством общения личностей», то есть, необходима полная смена методических подходов к воспитанию и образованию школьников.

Исходя из  основных положений, Школа-университет предполагает решение следующих педагогических задач:

1.Наполнение учебного плана школы универсальными знаниями по всему спектру наук (предметами, факультативами),  необходимыми школьнику для формирования целостной картины окружающего мира, адаптации в социуме,  освоения духовно-нравственных, этических, эстетических законов жизни в их целостности и взаимосвязи.

2.Создание особой культуротворческой среды «духовно-интеллектуального  мира», «чистой и ясной атмосферы мысли», дающей возможность развитию у всех участников воспитательно-образовательного процесса (учителя, ученики, родители) «философской привычки ума», постоянных логических и духовно-нравственных размышлений, поиска и собственных открытий себя, окружающего мира, социальных и природных отношений, законов  их взаимодействия. Отличительными чертами такой школьной среды будут «свобода, спокойствие, уверенность и мудрость». Сформировавшись, эти черты должны сохраниться затем на всю жизнь.

3.Привнесение в стены школы-университета высокого духа гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, уважения к представителям всех национальностей – самобытных культур России, мира.

Педагогические задачи школы-университета определяют   стратегию и механизм реализации данной идеи.

Чтобы реализовать педагогические задачи в их взаимосвязи и триединстве, необходимы

следующие мероприятия:

УПШ дополняют предметы, отвечающие целям университета: философия, психология,

этика, эстетика, логика, латынь и др., цикл культурологических предметов. Нормированная часовая нагрузка не должна быть нарушена. Напротив, необходим поиск средств уменьшения  часов обязательного пребывания в школе, предоставляя школьникам большой спектр и свободный выбор лабораторий, студий, факультативов и т.п. форм самоорганизации в учёбе. Кроме того, данная идея подразумевает переход от узконаправленных дисциплин к широкой интеграции знания по образовательным областям. Воспитательную систему школы-университета, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе культурологического подхода; культурологического принципа воспитания; принципов диалога культур, сотрудничества, целостности воспитательно-образовательного пространства учебного учреждения; технологии «Педагогика естественного развития».

Таким образом, в отличие от других учебных заведений, школа-университет ставит своей целью не обучать, а образовывать. Потому что по сравнению с «обучением»,  «образование» есть более высокое слово, обозначающее не просто научение каким-либо ремёслам или искусствам, а воздействие «на нашу умственную природу, на складывание характера».

Школа-университет понимается как очаг мудрости, возвышающий каждое поколение.

В Концепции данной идеи  образование – это уточнение взгляда человека на мир, его отношения к окружающему его миру: естественному, природному, данному ему изначально и искусственному, созданному им самим, к окружающим его людям, рассмотрение и уточнение смыслов человеческой жизни, её ценностей.

Образование – это уточнение себя в мире как значимой и ответственной единицы Бытия, своих жизненных целей и задач, своих возможностей и перспектив в  деле Созидания Жизни, утверждения принципов Добра.

Понятия «Добро» и «Зло» в человеке, в обществе  живы, они заложены в нём от рождения. Но события повседневной, быстротекущей жизни, захватывающие человека, народы осложняют и уводят его от Истины, заставляя подчиняться сиюминутному, преходящему, идя на сделки с совестью.

Жизнь человека – это суровая проверка его человеческих качеств. Не каждый выдерживает экзамен. Однако, жизнь – это и школа, самообразование в естественных условиях. Поэтому сегодня всю систему образования, в культурологическом осмыслении, необходимо понимать и строить, как возможность помочь человеку,  имеющему лишь разрозненные, не связанные между собой знания о теории и практике жизни, зачастую не имеющему образцов поведения в среде его обитания, больному телом и душевно страдающему – обрести себя как личность, как мыслящее существо, вечно живущее во времени и пространстве.

Это просто – ему нужно показать эти время и пространство через призму человеческого Бытия в созданной им культуре. Последовательно провести его по дороге жизни людей (духовной и материальной) от самого начала до сегодняшнего дня. Прожив этот путь, осознав и прочувствовав боли и радости, победы и поражения человеческого духа и плоти, чаяния и надежды прошедших уже по Земле людей, его предков, проанализировав этот путь, научные наработки, он поймёт, что его возраст не те лишь годы, которые он помнит себя, потому что к нему вернётся память веков и тысячелетий, и он увидит себя, свою роль, свои жизненные цели и задачи.

Он поймёт, что людей, разделяемых временем: десятками, или сотнями, или тысячами лет, людей разных эпох, разных народов, отличает лишь степень осознания Добра и Зла со всеми вытекающими из этого событиями…

Представленные модели развития школы как культурологической (школа народной культуры, школа-университет) показывают, насколько они различны, насколько широкий диапазон и широкие возможности воспитания, обучения, развития даёт образовательным учреждениям культурологический подход. Причём это касается не только учащихся, но и всех участников воспитательно-образовательного процесса. Шестилетняя практика разработки и внедрения идеи культурологической школы доказывает: происходят качественные изменения в сознании школьников, их родителей, старшего поколения их родных, самих учителей. Сегодня это более мудрые, уравновешенные, уверенные в себе, в жизни люди, у которых растёт интерес к жизни, к познанию, саморазвитию и самоактуализации.

Наши теоретические и практические исследования показывают, что культурологическая школа способна решить  проблемы базового среднего образования, потому что это школа воспитывающего образования. Целью нашей научной работы является поиск универсальной модели общеобразовательной школы, её базового компонента.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress