Человек культуры – личность нового времени

Меняйлова Т.А.,

  доцент кафедры СГД Новокузнецкого филиала ТПУ, кандидат педагогических наук

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А.

     Значительные социокультурные изменения, произошедшие в России на рубеже ХХ–ХXI веков, привели к тому, что в настоящее время в современном научно-педагогическом и общественном сознании сформировалось понимание необходимости воспитания человека с новыми качествами.

Изучение литературных источников показало, что эта проблема разрабатывается в личностно-ориентированной педагогике, что существует  опыт разработки образа нового человека, который называется учёными по-разному: «человек культуры» (В.С,Библер, Е.в.Бондаревская, В.А. Возчиков, К.Г. Колтаков и Н.Р.Милютина, А.И.Субетто), «личность продуктивного типа» (А.П.Валицкая), «личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Н.Е.Щуркова), «русский положительный тип, новый духовный русский человек» (И.Ф.Гончаров).

Исследование всех характеристик нового человека показывает, что учёные дают сходные его описания и имеют близкое понимание относительно комплекса его качеств и свойств, составляющих его личностную «культуру достоинства».

Мы считаем, что понятие «человек культуры» наиболее полно отражает цель и предполагаемый результат современного образования. Поэтому мы  рассматриваем именно понятие «человек культуры» как определение формирующегося типа нового человека.

Изучение литературных источников показало, что понятие «человек культуры» впервые употребил В.С.Библер (1992г.). Характеризуя с философской точки зрения современную ситуацию в культурном развитии общества, учёный отмечает, что «…сейчас меняется строй разумения – от «человека образованного» к «человеку культуры»[1].

В понимании В.С.Библера, культура как целостное явление – «есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих культур… это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; это «из-обретение» каждым человеком «мира впервые», когда он, осваивая её, познаёт мир, законы жизни, формирует свою личность. При этом «каждый индивид есть — потенциально — целостная, способная бесконечно развивать себя, культура» [1].

Следуя идеям М.М.Бахтина, В.С.Библер утверждал, что «разум культуры актуализируется именно как разум общения (диалога) логик, общения (диалога) культур» [1]. При этом возможен диалог на микроуровне (внутренний диалог) и на макроуровне (внешний диалог между индивидами, человеческими сообществами, ассоциациями, системами образования, нациями, странами и т.д.).

«Человек культуры,- считает В.С.Библер, сопрягает в своем сознании разные культуры, ориентирован на другого, предрасположен к диалогу с ним».  Это человек нового времени, «сопрягающий в своём мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры», «способный не только включаться в наличные формы деятельности и мышления, но переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы», «стремящийся понять культуру» [1].

Мы выявили, что за последующее работе В.С.Библера десятилетие, в педагогической науке накоплен определённый опыт формирования образа человека культуры, разработки его сущностных характеристик,  и что учёные опираются при этом на труды В.С.Библера и М.М.Бахтина, чьим последователем он был.

Так, впервые поставила задачу воспитания человека культуры в педагогике (1995г.) Е. В. Бондаревская. Разрабатывая личностно-ориентированный подход в образовании, она считает, что «в качестве глобальной цели современного образования необходимо рассматривать человека культуры» [2]. Она характеризует человека культуры как «тип личности, ядром которой являются субъектные свойства, определяющие меру её свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества» [2].     Человек культуры видится ей как духовная, свободная, гуманная, творческая личность.

Важными для составления нашего представления о человеке культуры явились мнения учёных В.А. Возчикова, К.Г. Колтакова и Н.Р.Милютиной.    Учёные, отмечая те же положительные человеческие качества и свойства, что и Е.В.Бондаревская, выделяют такие важные свойства человека культуры как диалогичность (как способность к сотрудничеству, культурному творческому взаимодействию с другими людьми и миром в целом), осознание национальной неповторимости своей родной культуры среди равных ей культур мира, индивидуальность.

Большой интерес для выявления содержания понятия «человек культуры» представляет мнение А.И. Субетто, для которого человек культуры это тот, кто знает и понимает историю и культуру своего народа, других народов мира, усваивает их особенности и ценности, является достойным человеком и представителем, патриотом своего народа и гражданином мира. Это развивающийся человек, усвоивший национальные и общекультурные ценности и гармонично совмещающий их в себе.

Важными для нашего исследования представляются высказывания учёных (И.Ф.Гончаров, А.П.Валицкая, Б.Т.Лихачёв, Н.Е.Щуркова) о необходимости воспитания нового человека. Эти учёные также характеризует нового человека через комплекс качеств и свойств, определяемых всеми вышеназванными учёными, выделяя такие, как духовность, душевность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, сознательность, чувство собственного достоинства и др.

Кроме того, мы выявили, что все вышеупомянутые учёные рассматривают все качественные составляющие как целостную систему, что только вместе и при внутреннем взаимодействии они способствуют разностороннему и целостному развитию личности.

Так, человек с неразвитым интеллектом неспособен к проявлению вышеупомянутых, либо каких-нибудь других личностных качеств, освоению и присвоению культуры и человеческих ценностей. Свободная личность не может называться человеком культуры, если не обладает качествами гуманности, нравственности и т.п.

В связи с этим человека культуры мы будем рассматривать как цельную личность, обладающую всеми выделенными учёными качествами и свойствами как системой взаимодействующих,  взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.

Анализ существующих характеристик позволил нам выявить образ человека культуры, выделить его наиболее общие, а также подсистемные качества и свойства.

Прежде всего, человек культуры – это развивающаяся в культуре,  являющаяся объектом культурного воздействия и создающая культуру социальная личность, характеризующаяся многогранностью и целостностью внутреннего мира, гуманистической направленностью своего развития.

Как человек нового времени, человек культуры характеризуется следующим комплексом качеств: это цельная, свободная, сознательная, самостоятельная, гуманная, нравственная, интеллектуально развитая, творческая личность, индивидуальность. Он образован и культуросообразен своему времени.

Приведённая выше система качеств человека культуры включают в себя подсистемные качества и свойства, которые раскрывают суть каждого отдельного системного качества. Рассмотрим их.

Человек культуры как свободная личность обладает комплексом следующих взаимосвязанных качеств: самосознание, чувство собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к самоопределению в мире культуры, способность ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др.).

Человек культуры как сознательная личность это способный мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности, отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах, правильно оценивающий, вполне понимающий окружающую действительность человек.

Человек культуры как самостоятельная личность – это личность, имеющая свою жизненную позицию, умеющая принимать решения, ответственная, обладающая качеством самодисциплины.

Человек культуры как гуманная личность – духовная, душевная, для которой характерны доброта, отзывчивость, милосердие, любовь к людям, всему живому и т.п., способность к сопереживанию, стремление к миру, согласию, добрососедству независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе.

Человек культуры как нравственная личность – та, которая имеет устойчивые внутренние убеждения гуманистического характера относительно норм и правил, определяющих её поведение и взаимоотношения в обществе и соблюдающая их.

Человек культуры как интеллектуально развитая личность проявляется в способности мышления, способности к познанию и решению мыслительных задач высокого уровня познавательной трудности, находить выход в новых ситуациях, творческом характере умственной деятельности. Она обладает качествами наблюдательности, способностью к операциям абстрактности, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире в единую систему мировоззрения, взглядов, определяющих нравственную позицию личности.

Человек культуры как творческая личность — это вариативно мыслящая, обладающая потребностью в познании и саморазвитии, рефлексии, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию во всех сферах её жизнедеятельности, самостоятельно создающая что-либо новое, оригинальное, внутренне движущаяся к совершенству, личность.

Особенными свойствами человека культуры являются креативность,  способность к диалогу (общению на микро и макроуровне, сотрудничеству, творческому взаимодействию с другими людьми и миром в целом), а также, к творческому переосмыслению и преобразованию действительности.

Кроме того, человек культуры это тот, кто знает и понимает историю и культуру своего народа, других народов мира, усвоил их особенности и ценности, он является достойным человеком и представителем, патриотом своего народа и гражданином мира.  Это человек, усвоивший национальные и общекультурные ценности и гармонично совмещающий их в себе. Это  личность, усвоившая лучшие национальные качества и свойства и избавляющаяся от негативных качеств, присущих его национальному характеру, но противоречащих общекультурным нормам.

Это личность, усвоившая социальные нормы общежития, хорошо ориентирующаяся в современном мире и полностью адаптированная для жизни и деятельности в нём.

Изучение проблемы формирования личности как человека культуры в истории педагогики и образования показало, что человек культуры как тип личности нового времени вобрал в себя лучшие общечеловеческие социально-значимые качества и свойства, выделяемые и формируемые педагогами-гуманистами в человеке в течение всех предшествовавших исторических эпох, которые сегодня рассматриваются как целостная система.

 

Цитаты:

1.Библер, В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век [Текст] / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1991. — С. 291. – 413с.

2.Бондаревская, Е. В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская //Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. – 288с., с.5 – 22.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress