Доклад на августовской конференции 1999 г.

 

Дифференциация, объявленная реформой российского образования, дала школе большие возможности и свободы. Главная из них: возможность самоопределения.

Но это возложило на школу и большую ответственность. В результате каждая школа оказалась перед выбором: работать как прежде или искать свой путь в решении сформулированных реформой новых целей и задач. Цели эти существенно отличаются от прежних. Декларируемые и раньше, сегодня они напрямую связаны с проблемой воспитания и наполнения подрастающего поколения глубоким духовным внутренним человеческим содержанием.

Это – формирование цельного, свободного, творческого человека, интеллектуально, духовно, физически развитого, обладающего планетарным мышлением, целостным видением окружающего мира и социума, хорошо осознающего свои жизненные цели и задачи.

Сегодня существует множество школ неардинарных, активно ищущих свой путь в решении этих целей. Однако, анализ развития современной школы показывает, что в школе присутствуют инновации в основном частного, фрагментарного характера, например, введение новых предметов, расширение учебного плана, обогащение программ, введение факультативов по интересам и т. п.

Наша школа тоже начала с этого. Мы обратились к народной культуре, как науке практики жизни, творческого созидания, взаимопонимания, мирного сосуществования и основного звена, восстанавливающего связь времён. Уйдя в коренное культурное знание, мы вскоре увидели, что оно приносит свои действительно добрые, положительные плоды. Однако также пришло понимание, что это знание неполно, фрагментарно, если говорить и целостном культурном познании. Да, человек, наш ученик становится более искренним, раскрепощённым, развивается его интерес к учению, так как он начинает видеть и понимать его пользу.

Но для формирования целостного видения мира нужно целостное знание, а школьные предметы несут полезное, но разрозненное, не объединённое в целостную единую систему знание. К тому же они даются на достаточно сложной абстрактной основе. Ученику самому, а как позднее оказалось и учителю трудно объединить их в единую картину мира, о взаимоотношениях же в социуме, между собой дети к сожалению учатся только на своём горьком опыте.

Имея хороший опыт изучения народной культуры, где сопереживание, сопроживание, глубокое соучастие в событиях по – настоящему и неназойливо учат, показывают способы общения, то есть положительно и исподволь решают столь значимые сегодня цели воспитания, мы решили вести поиск именно в этом направлении. Изучение, исследование, анализ и осознание последовательного становления человека, человеческого сообщества на всех этапах его существования, взлётов и падений человеческого духа и плоти, роковых ошибок и духовных побед – вот что может составить истинное и полное представление о мире и человеке в сознании школьника, даст понимание целей и задач человеческого существования на Земле, творческого жизнеустроения.

Стало понятно – нужен полный цикл предметов, изучающий культурный путь человека на Земле. Так начал формироваться культурологический цикл предметов и вводиться поэтапно в учебный план. Являющиеся новым содержанием образования, эти предметы и сегодня находятся в стадии формирования и совершенствования. Но уже дают качественные плоды.

Идея культурологического подхода в образовании уже принята в научных и образовательных кругах, но, как показывает рекомендуемый в текущем году экспериментальный учебный план, самих-то предметов, изучающих культуру, в нём нет. А без них  формирование лучших человеческих качеств невозможно. Сознание перестраивается медленно и основная масса образовательных кругов ещё нацелена  на развитие интеллекта, наполнение человека знаниями, не включая в цели образования чувственное, внутреннее развитие человека. Но это осознание обязательно придёт. Всё развитие современной школы указывает на это. Сегодня научное знание опирается на практические опыты и эксперименты школы, а в школах эти цели не просто декларируются, но уже и качественно решаются.

Наша школа, можно уверенно сказать, является пионером в разработке качественно нового подхода к организации образовательно-воспитательного пространства школы на основе провозглашённых реформой образования принципов интеграции и гуманизации. Душевная атмосфера в школе, совместный творческий поиск, единство педагогического коллектива, а также интеграция всего разрозненного предметного знания на основе культурологического цикла предметов, к которому мы пришли в поиске путей формирования у наших учеников целостного представления  о развитии мира и человека уже сегодня, через три года  работы  показывают обнадёживающие результаты. (процент поступления).

Педагогический коллектив непрерывно учится, ведь чтобы нести новое, нужно самим этим новым напитаться, нужно в корне перестроить своё мировоззрение и подходы в обучении- воспитании школьников.

Школа участвует в региональных и международных выставках, в прошедшем учебном году она стала лауреатом Второй Московской международной интеллектуальной выставки «Школа  —  98».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress