Концепция преподавания учебной дисциплины «Культурология» в вузе и модель её реализации

Последние статьи: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Меняйлова Татьяна Александровна,

канд. пед. наук, доцент Новокузнецкого филиала

 Томского политехнического университета

 

Концепция преподавания учебной дисциплины «Культурология» в вузе и модель её реализации

Актуальность создания концепции преподавания учебной дисциплины «Культурология» в вузе обусловлена необходимостью переосмысления задач преподавателя высшего учебного заведения в условиях современного мира. Для более полного понимания вопроса, проведём анализ и постараемся дать ответ: какова социокультурная направленность развития мира, нашей страны, какой человек сегодня востребован и, исходя из этого, – чему и как учить молодые поколения, что положить в основу преподавания культурологии в вузе.

В наступившем XXI веке мир осознал, что время его индустриального развития закончилось, и наступило время высоких технологий. Особую значимость приобрела информация. Основная направленность в развитии мира – это стремление к демократии, глобализация, стирание географических и культурных границ, когда на одном поле жизни встречаются люди и общества различных мировоззрений, национальностей, конфессий и т.п. Направленность развития страны – гуманизация общества, консерватизм, инициатива и модернизация.

Исходя из теоретических источников, из собственного педагогического опыта и наблюдений, образ современного человека включает в себя, прежде всего, самостоятельность, гуманность, способность и готовность к сотрудничеству, к диалогу и саморазвитию, направленность на принесение пользы обществу, природе, родной стране, родной планете.

Самостоятельность складывается из понимания своих жизненных задач, умения самостоятельно мыслить и способности принимать ответственные решения. Это предполагает развитый интеллект и способность к творчеству.

Гуманность невозможна без духовного развития, без доброты, милосердия, многих других положительных качеств, выработанных человечеством на протяжении своей истории, включаемых нами в понятие нравственности.

Способный и готовый к сотрудничеству человек – это достойный партнёр в со-развитии МИРА, понимающий, что он – ответственный соучастник современных микро- и макро- исторических и культурных событий, адекватно проявляющий себя и как индивид, и как семьянин, и как профессионал, и как гражданин своего Отечества, и  как представитель родной планеты.

Способность и готовность к диалогу предполагает толерантность,  коммуникабельность, открытость, чего оказалось недостаточно в условиях глобализации мира и стирания границ, как показывает существующая действительность.

Способность и готовность к саморазвитию едва ли не самый главный компонент личности современного человека как индивидуальности и общественного существа. Ведь без него невозможно развитие ни одного из вышеобозначенных качеств.

В направленность на принесение пользы обществу, природе, планете мы включаем и профессиональное, и индивидуально-личностное развитие. Объясним, почему.

В XX веке профессиональное развитие через овладение узко-специальными профессиональными знаниями и умениями было приоритетным, индивидуально-личностное – шло в дополнение и под его эгидой. В этом были определённые плюсы: человек искал «дело по душе» и, вкладывая в него душу, развивался. Минусов было больше: на «остаточном проценте» оставались устроение личной жизни, построение семьи, воспитание детей, в индустриальной цивилизации «за бортом» оказывалось его физическое, эстетическое, духовное развитие.

Целостного развития не происходило, что, с нашей точки зрения, отрицательно повлияло на характер профессиональной деятельности человека – продукты его творчества всё меньше учитывали его самого: его безопасность, благополучие, здоровье. Из сферы саморазвития общество перешло к сфере развития потребительской базы. Произошло искажение в ценностных ориентациях. Как ни парадоксально, в обществе производителей-потребителей выгоднее стало иметь больных людей (чтобы потребляли больше лекарств), некачественных товаров (чтобы чаще производились покупки) и т.п., материальные ценности начали ставиться выше духовных.

В конце века учёные стали бить тревогу, так как исследования показывали, что понизилось «качество человека», то есть, в нём всё меньше стало оставаться человеческого, стал угасать его важнейший биологический инстинкт – самосохранения. Сложившиеся противоречия между духовно-нравственными основами жизни человека и его материальным самоосуществлением привели к глубокому духовному, экологическому и экономическому кризису, поставили его на грань исчезновения.

Для успешной карьеры, общественной и индивидуальной жизни в XXI веке, с нашей точки зрения, появилась необходимость объединения и гармонизации духовного и материального в сознании людей, причём, без выделения приоритетов. Чтобы, развиваясь, быть полезным обществу, сегодня нужно не только владеть познаниями в разных областях действительности, но и понимать процессы, происходящие в них, положительно или отрицательно влияющие на преобразование мира. Это важно ещё и потому, что быстро устаревающие знания и технологии требуют активной перестройки, «перенастройки» на иные условия работы и жизни, на непрерывное овладение новыми знаниями и умениями.

Сегодня важно не как много ты знаешь, а умеешь ли адекватно употребить эти знания, умеешь ли находить и использовать нужную информацию, быть «решабельным» (быстро принимать правильные решения), а, значит, важно научиться учиться, то есть, научить себя, самостоятельно добывать необходимые знания и вырабатывать нужные умения – быть по-возможности независимым в раскрытии своего духовного и интеллектуального потенциала, так как это тебе потребуется в течение всей жизни.

Из вышесказанного становится понятно, что в настоящее время и в индивидуально-личностном, и в профессиональном плане удобнее и полезнее быть «универсальным» человеком. Целостность, универсальность, творчество, гуманистическая ориентация, способность к рефлексии – вот главные ориентиры в развитии человека XXI века.

Таким образом, анализ показал, что в современном мире востребован человек, воспринявший всё лучшее из существующего опыта культурного развития: лучшие человеческие качества, полезные знания о мире, о природе и о себе, ведущий здоровый образ жизни.

Новый образ человека, включающий вышеобозначенные свойства, активно обсуждался в научной философско-педагогической литературе последних двадцати лет и в данное время осознан как образ человека культуры (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, А.П.Валицкая, В. А. Возчиков, К. Г. Колтаков, Н. Р. Милютина, А. И. Субетто  и др.).

Само понятие «человек культуры» появилось в научной литературе в последнем десятилетии ХХ века. Впервые его употребил В. С. Библер (1991г.). По его мнению, в конце ХХ в. в общественном сознании начал складываться новый образ человека, основой развития которого становится культура. Это происходит потому, что на современном отрезке истории сложились условия, когда не развитие наук, а именно культура пронизывает все решающие события жизни людей.

Почему новый человек видится именно «человеком культуры» станет более понятным, если обратиться к истории культуры. В ней отражено, что в каждую новую эпоху появлялась необходимость в новом человеке. Дело в том, что на эволюцию человеческого общества влияло его духовно-материальное развитие, что с течением времени изменяло философские воззрения на человека, его жизненные цели и задачи.

Так, человек античности воспринимался как высшее творение природы, целью его было при этом развивать в себе природные и социальные качества. В ту эпоху восславлялись физическое здоровье, эстетическая развитость, нравственность, гражданственность, приветствовалась тяга к познанию мира. Начали развиваться науки, его исследующие. Отметим, что человек культуры эпохи Античности стремился к целостному развитию.

В эпоху, названную Средневековьем, человек, начав исследовать мир и увидев, как он огромен, суров и непредсказуем, осознал себя пылинкой в божественном мире, ничтожным, слабым и, в то же время, – духовным существом, сотворённым Высшим разумом – Богом. Основой его развития стала выработка в себе божественных свойств – духовности, воли, которые, как он решил – выше «телесного», материального. Тело было объявлено средоточием страстей, нужно было бороться с телесным, как низшим в человеке. Уход от целостного развития породил, как мы знаем, многие проблемы в его жизни.

С течением времени в сознании его были соединены духовное и природное начало, вследствие чего началась эпоха Возрождения. Творчество и всестороннее развитие, стремление  превзойти природу и обнаружить собственные таланты, нацеленность на  познание и саморазвитие стали его новой целью.

Эволюционируя как цельная личность, он почувствовал себя хозяином и преобразователем мира. И уже Знание и Разум стали его главными постулатами развития. Идея «Человек – «познающий разум» предполагала умственную, интеллектуальную развитость. Стали активно развиваться и множиться науки, изучающие природу, социум, человека. Образованность стала считаться высшим показателем развитости и культуры в новое и новейшее время, а век рождения этой идеи назвали веком Просвещения. Но опять человек ушёл от внутренней целостности – на второй план ушло духовное развитие.

Какие они разные: человек культуры эпох Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения. Создавая культуру – свой человеческий мир, развиваясь в ней, он то приходил к внутренней целостности, то падал в глубину отдельной идеи, приобретая новое, но лишая себя чего-то очень важного.

И, наконец, к концу второго тысячелетия своего существования и развития человек смог увидеть и соединить все свои достижения и объединить их под общим названием – культура. Вследствие этого и появилась новая наука – культурология, интегрирующая знания многих наук для осознания и объяснения своего пути в этом мире, того «особенного», что двигало развитием человека и заставляло его изменяться.

Опираясь на вышесказанное, идеальный образ человека культуры включает в себя всё лучшее, накопленное человечеством за две тысячи лет своего цивилизационного развития: гуманистическое мировоззрение, положительные человеческие качества, способность к рефлексии и сознательное использование результатов и уроков своей истории. Если  смотреть с точки зрения современных жизненных целей и задач, то человек культуры – это тот, кто развивается на основе её теоретического и практического усвоения. Это человек, который призван проанализировать весь культурный путь своего развития: своей и других цивилизаций, объяснить победы и найти причины поражений в разные исторические времена, определить действенные  меры к преодолению кризисных моментов, увести человечество от гибели и деградации, осознанно, ответственно и творчески действовать в профессиональной, социальной и личной жизни.

Отсюда становится ясно, почему сегодня наиболее точное определение человеку – человек культуры, и насколько учебная дисциплина «Культурология» важна для образования современных студентов. Именно это мы и определяем как базу для организации преподавания учебной дисциплины «Культурология», создания всего учебно-методического комплекса.

На основе этих концептуальных умозаключений построена модель преподавания  учебной дисциплины «Культурология» в высшем учебном заведении, положения которой станут исходными при разработке всего необходимого методического обеспечения образовательного процесса (Рис. 1.).

Целевой компонент

Триединая цель:

— воспитание студента как человека культуры;

— формирование понимания значимости культуры в жизнедеятельности человека на основе её изучения и исследования;

— развитие гуманистического и оптимистического мировоззрения, потребности и умений самообучения, саморазвития, самовоспитания.

Задачи:

— обучение культурологии на основе человеческих ценностей и смыслов.

— развитие качеств личности человека культуры;

— формирование понимания важности саморазвития в культуре для успешной карьеры и личной жизни;

— развитие исследовательских умений;

— формирование культуры учебного труда.

Принципы:

культуросообразности, диалога культур, практикозначимости, индивидуализации, интеграции.

Содержательный компонент

Содержание
Основная мысль: человек как высшая ценность и культура как опыт предыдущих поколений, среда, коллективный интеллект, как мир, им созданный и как условие самоорганизации, саморазвития и самоосуществления личности. Их взаимосвязь и взаимозависимость. -Человек, его цели и задачи, ценности  в каждое данное время, самореализация.

-Социокультурные и природные условия жизни, влияющие на его развитие и мировоззрение

-Культурные традиции, духовно-материальный опыт.

-Современный человек, его цели и задачи, ценности, мировоззрение, бытие. Профессия. Историко-культурные сведения об избранной профессии;

культура исследования, методы самообразования, культура учебной деятельности, культура личности.

Технологический компонент

Пути и средства
-Культурологическое  осмысление изучаемого материала.   Исследование, сравнительный анализ, диалог культур,

«активные» методы.

  Равнопартнёрское

взаимодействие, сотрудничество.

Результативный компонент

 

Критерии отслеживания и результат педагогической деятельности:

Учебной деятельности студента – активное участие в учебном процессе, тестирование знаний.

Обучающей деятельности педагога – личностная и общественная успешность студента, активность и заинтересованность в изучении дисциплины, нацеленность на саморазвитие.

 

Уровни: высокий (более 70%), средний (более 50%), низкий (до 50%) 

Рис. 1. Модель преподавания  учебной дисциплины «Культурология» в высшем учебном заведении.

 

Литература

  1. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) [Текст] / В. С. Библер // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. М., 1990.
  2. Библер, В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век [Текст] / В. С. Библер. — М. : Политиздат, 1991. —413с.
  3. Бондаревская, Е. В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская //Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. – 288с.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress