Критерии и показатели сформированности личности школьника как человека культуры

 

 Меняйлова Т.А., Новокузнецк 

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А.

 

 

     Анализ исследований, посвящённых проблеме формирования личности школьника как человека культуры, показал, что в науке ещё не разработана критериальная база исследования для оценки сформированности личности школьника как человека культуры. Поэтому перед нами встала задача выделить критерии и уровни её сформированности.

Для решения данной задачи мы опирались на труды Е.В.Бондаревской, Н.Б.Крыловой, А.А.Макарени, Н.Е.Щурковой и т.п., на анализ исследований, посвящённых формированию отдельных качеств личности (Т.В.Андронова, Л.В. Москаленко, Р.Ф. Берзина, Л.А.Сивицкая, Н.Г. Ратанова, В.Н. Костиков), на работы Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, Ф.И.Иващенко и др., раскрывающие особенности личности человека, а также на наше определение понятия «человек культуры», которое раскрывается следующим образом. Человек культуры — это цельная личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, живущая по гуманистическим принципам, обладающая комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: образованная, духовная, нравственная, самостоятельная, способная к диалогу и творчеству.

Анализируя научные работы с точки зрения выделенных критериев сформированности отдельных качеств личности, мы пришли к выводу, что учёные, в целом, опираются на одни и те же критерии. Это наличие ценностных ориентаций, когнитивные и практические знания и умения, качества личности, понимание их значимости для человека, осознанность в деятельности, общении, поведении.

Опираясь на вышесказанное, мы выделили в нашем исследовании следующие компоненты личности школьника как человека культуры: когнитивный, мотивационно-ценностный, практический. Рассмотрим их подробнее.

1.Когнитивный компонент личности школьника как человека культуры включает разносторонние знания учащихся о мире, о материальных, духовных, художественных предметах и явлениях, способах и формах деятельности, общения, о поведении, понимаемые как целостный ценный культурный опыт предыдущих поколений.

Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большей мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием  развития личности как человека культуры.

2. Мотивационно-ценностный компонент личности школьника как человека культуры предполагает понимание учащимися ценности, значимости овладения культурой в виде знаний о мире, о материальных, духовных, художественных предметах и явлениях, способах и формах деятельности, общения, о поведении, в овладении им для саморазвития, адаптации в социуме, самоопределения. Проявляется в наличии у школьников мотивов и потребности в освоении культуры, ценностного к ней отношения.

3. Практический компонент личности школьника как человека культуры мы рассматриваем через культуроориентированную деятельность, наличие умений: использования полученных знаний, способов деятельности; диалогического общения, творчества; совершать нравственные поступки.

Выделенные нами компоненты сформированности личности школьника как человека культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они отражают многообразие связей и отношений, ценностных ориентаций, способов деятельности и общения, творческой самореализации личности в процессе становления личности  как человека культуры.

Определяя критерии сформированности личности школьника как человека культуры, мы руководствовались её сущностными характеристиками и требованиями к критериям.

Исходя из сущности понятия «человек культуры», компонентов личности школьника как человека культуры, мы определили критерии и показатели её сформированности (Таблица 1).

 Таблица 1.

Критерии и показатели сформированности личности школьника

 как человека культуры

 

Критерии

Показатели

Методы

диагностики

1.Когнитивный — Представление о культуре как ценном опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества; -понимание учащимися необходимости в овладении культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни;- наличие знаний о мире, социуме, о материальных, духовных, художествен ных предметах и явлениях, способах и формах деятельности, общения, о поведении.

-понимание сопричастности к миру людей, культуры как деятеля, творца, субъекта общения, представителя культуры своего времени. (качество образованности).1.Наблюдение, беседа, опрос,2.Методика «Неоконченные предложения».

3.Сравнение количественных и качественных показателей обученности, процента поступления выпускников в учебные заведения по годам.

2.Мотивационно-ценностный-Ценностное отношение ученика к своим познанию, деятельности, общению и поведению;-проявление у школьников мотивов и потребности в освоении культуры, стремления к познанию нового, устремлённости к формированию собственного опыта жизни;

-наличие смыслов познания, саморазвития;

-направленность на развитие в себе положительных качеств, необходимых для полноценной самореализации в социуме и культуре;

-гуманистическая направленность развития;

( качество духовности).1.Рейтинг ценностей. 2.Наблюдение, беседа.3.ПрактическийНаличие и проявление собственного практического опыта. Активное  взаимодействие с миром:-гуманистически «окрашенная» репродуктивная и творческая деятельность школьников, а также её результаты в виде собственных произведений и индивидуальных достижений;

-умение осуществлять диалог, нравственное поведение (свободная коммуникация, бесконфликтное общение, качества эмпатии, гуманности, воспитанности, уважении к человеческой личности, её достоинству и.т.п.);

-умение самостоятельно действовать (качество самостоятельности).1.Методика Р.В.Овчаровой «Изучение уровня воспитанности учащихся».2.Методика А.П.Стрелковой «Нрвственная лесенка».

3.Анкета для родителей Л.М.Фридмана.

4.Социологический опросник М.Битяновой.

5.Анкета «Уровень коммуникативности учащихся» Л.М.Фридман.

6.Статистический анализ  итоговой успеваемости.

 

 

Показателями для определения уровней сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и практического компонентов служит степень и частота проявления выдвинутых свойств и качеств человека культуры у школьников.

Опираясь на проведённое исследование, мы выделили следующие уровни сформированности у школьников качеств и свойств человека культуры: высокий (самореализации), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (подражания).

Высокий уровень сформированности личности школьника как человека культуры – самореализации – характеризуется чётким представлением о культуре как ценном опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества; пониманием учащимися, что овладение культурой необходимо для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни; наличием разносторонних знаний о мире, социуме, о материальных, духовных, художественных предметах и явлениях, способах и формах деятельности, общения, о поведении;  наличием чувства сопричастности к миру людей, культуры как деятеля, творца, субъекта общения, представителя культуры своего времени.

Также у ученика сформировано ценностное отношение ученика к своим познанию, деятельности, общению и поведению;  проявлена потребность в освоении культуры, стремление к познанию нового, устремлённость к формированию собственного опыта жизни; он направлен на развитие в себе положительных качеств, необходимых для полноценной самореализации в социуме и культуре;  налицо гуманистическая направленность развития, имеет собственные взгляды и убеждения.

У школьника приобретен определённый собственный практический опыт жизни, деятельности, общения. Он активно взаимодействует с миром: его деятельность, как репродуктивная, так и творческая, направлена на саморазвитие и созидание в социуме; имеются её результаты в виде собственных произведений и индивидуальных достижений. Он обладает способностью к диалогу, поведение отвечает нравственным нормам, что проявляется в интересу к учению, познанию, в способности к свободной коммуникации, бесконфликтному общению, в наличии качеств эмпатии, гуманности, воспитанности, в уважении к человеческой личности, её достоинству и.т.п., самостоятелен.

Средний уровень сформированности личности школьника как человека культуры – репродуктивно-творческий – проявляется в недостаточно чётком представлении школьников о культуре как целостном и ценном для него опыте предыдущих поколений, не осознана необходимость овладения культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. Наблюдается недостаточно устойчивый интерес к  её овладению, к деятельности, познанию, учению. Есть стремление к диалогическим взаимоотношениям с миром, знание нравственных законов, норм, правил поведения. Есть  стремление к развитию, достижению хороших результатов, к творческой деятельности. Они готовы прийти на помощь, порадоваться успеху товарища, проявляются качества гуманности, эмпатии и др., однако знания учащихся  о мире, социуме, культуре разрозненны и не целостны. Ученик выделяет себя как объект окружающего мира, в отдельных случаях проявляет себя как субъект собственного развития, испытывает чувства сопричастности к миру людей, культуры, но не всегда адекватен в действиях и поступках. Часто они уступчивы, рассудительны и сознательно идут на примирение после конфликта, не проявляют агрессивности. Проявляют собственный и гуманистический взгляд на мир, социальные отношения, но не сформированы ещё устойчивые привычки к нравственному поведению; Учащийся следует нравственным установкам чаще на репродуктивном уровне, но уже проявляет себя как субъекта окружающего мира. Он не активен в познавательно-развивающей деятельности; не способен к диалогу с окружающим миром. Преобладает мотив стремления к творчеству, самостоятельным действиям, но не всегда достигается положительный результат. В целом, для учеников среднего уровня сформированности как человека культуры характерна склонность к репродуктивно-творческой деятельности.

Низкий уровень сформированности личности школьника как человека культуры – репродуктивный уровень – характеризуется слабым представлением школьника о культуре как целостном и ценном для него опыте предыдущих поколений. У него не сформировано понимания необходимости в овладении культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. Его знания  о мире, социуме, культуре разрозненны и не полны. Учащийся выделяет себя как объекта окружающего мира, но ещё не проявляет себя как субъект собственного развития, не испытывает чувства сопричастности, а скорее противопоставляет себя миру людей, культуры. В нём ещё не сформированы: собственный и гуманистический взгляд на мир, социальные отношения, устойчивые привычки к нравственному поведению; он не устремлён к познанавательно-развивающей деятельности; не способен к диалогу с окружающим миром. Преобладает мотив избегания самостоятельных действий, склонность к репродуктивной деятельности. Самооценка, в основном, заниженная, они обидчивы, вспыльчивы, агрессивны, в неудачах обвиняют окружающих.

Опираясь на выделенные критерии, показатели и уровни сформированности личности школьника как человека культуры, мы определили комплекс методов диагностики (указаны в таблице). Их мы используем для отслеживания развития личности наших учащихся как людей культуры.

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress