Понятие «Культура»

Читайте такжеКУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА и ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫЗачем человеку люди?Культурный человекЧеловек культуры — культурный человек 21 века

 

ponyatie-kultura

Культура как «мир человека» и формирующееся в нём свойство.

 

     Понятие «культура» прошло длительный этап развития в истории человечества. Прежде чем сложиться в её современной интерпретации, оно, уже с времён античности, ассоциировалось с нравственностью, гуманизмом, образованностью, воспитанностью, считалась средством и уровнем развития и совершенствования человека. Вначале понятие «культура» воспринималось как близкое к понятию «культурность» (степень общественного и умственного развития), представлялась как духовная сторона жизни общества, причём как ценностный её аспект. Позже Самуэль фон Пуфендорф (нем. Учёный 17 века), анализируя это понятие, противопоставил «естественное состояние» человека «культурному состоянию» как собственно человеческому, а И.Г.Гердер (Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, теолог, поэт, критик и эстетик) установил и закрепил в науке современное толкование слова «культура» как мира подлинно человеческой жизни. В его культурно-философской концепции понятие культуры характеризуется как всё, созданное человеком и применимое к роду человеческому, включая в себя язык, искусство, науку, ремёсла, государственное управление, религию, отношения.

Близких взглядов придерживался Э.Б.Тайлор (Эдвард Бернетт Тайлор (Edward Burnett Tylor) (1832-1917) — выдающийся аглийский учёный, крупнейший исследователь первобытной культуры, один из основателей этнографии и антропологии, член Королевского научного общества, хранитель Оксфордского этнографического музея, профессор первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете.), исследуя этнографический материал, он пришёл к выводу, что «культура слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (..).Э.Б.Тайлор создал философско-антропологическую базу для истолкования культуры и понимания человека как её субъекта и стремился обнаружить общечеловеческое, универсальное в процессе развития мировой культуры.  Л.Уайт (Лесли Уайт) — выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог).  Ввел в науку термин «Культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. ОН определил культуру как целостное самоорганизующееся образование. И.Г.Гердер, Ф.В.Шеллинг, А.Бергсон, В.Дильтей рассматривали культуру как философию жизни (..).

В русской философии представления о культуре развивали представители исторической школы (В.И.Ключевский, С.М.Соловьёв, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский), философы-идеалисты (В.В.Розанов, А.Ф.Лосев, П.А.Сорокин, Н.О.Лосский И.А.Ильин и др.).

Делая акцент на духовности культуры, её духовных ценностях, на поисках общечеловеческих ценностных ориентиров, они рассматривали культуру через призму человеческой личности как подлинного субъекта культуры.

К концу ХХ века понятие «культура» было осознана как целостная система, включающая в себя характеристики, связанные с жизнедеятельностью и творчеством человека как её творца и творения, весь национальный и общекультурный опыт людей во всех сферах бытия.     Исследуем современные трактовки понятия «культура» в отечественной науке.

В словаре С.И.Ожегова понятие «культура» в применении к человеку рассматривается следующим образом: 1.Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. 2.То же, что культурность (человек высокой культуры). 5.Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [c.268].

Исходя из этого определения, культура – есть явление искусственное (не природное или сверхприродное), автором которого является человек, кроме того, это понятие обозначает свойство человека и степень развития чего-либо, относящееся к человеку или его деятельности, имеющие также внеприродный характер.

Существует огромное количество определений понятия «культура», которое рассматривается с точки зрения естественных и практически всех гуманитарных и общественных наук: философии, психологии, культурологии, аксиологии, социологии, антропологии, истории и др. Однако, анализ определений понятия «культура» показал, что в своей основе эти науки используют определения философии, культурологии и смежных с ними наук: истории философии, философии культуры, истории культуры и т.п.. Поэтому мы считаем необходимым рассмотреть понятие «культура» с точки зрения именно этих наук. Кроме того, философия и культурология непосредственно исследуют культуру и человека, общество в процессе их взаимного развития, что лежит в плоскости нашего исследования.

В современной философии известно несколько подходов к определению понятия «культура». В соответствии с самым распространённым из них, деятельностным, источником, сущностью и характеристикой культуры является человеческая деятельность (Н.С.Злобин, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.).

С этой точки зрения культура (от лат. Cultura – возделывание, обрабатывание) – это социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование  действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие  сущностных сил человека. Это историческое явление, развивающееся в зависимости от смены общественно-исторических формаций.

В более узком смысле культура рассматривается как материальная (техника, производственный опыт, материальные ценности), духовная (наука, искусство, литература, философия, мораль, просвещение и т.п.) и политическая (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений).[фил словарь, с.225].

Не менее интересна с точки зрения нашего исследования аксиологическая концепция культуры Н.З.Чавчавадзе, так как под культурой учёный понимает мир воплощённых ценностей (этических, эстетических норм, эталонов, традиций и т.п.), преобразованную сообразно им природу человека и его среду – мир орудий и его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений. Культура, по его мнению, «есть продукт труда в самом высоком и широком понимании этого слова – продукт творческий, преобразующей и самопреобразующей  деятельности. «… она есть раскрытие и развитие человеческих сущностных сил» [фк, с.408-409].

Опираясь на вышесказанное, отмечаем, что, в отличие от деятельностной концепции, с точки зрения аксиологического подхода, культура – есть совокупность реализованных ценностей, которые лежат в основе творческой деятельности и  поведения человека, и которые влияют на формирование и развитие его внутреннего (духовного мира): сугубо человеческих – «сверхприродных» – качеств и свойств, отношения к миру и т.п., и их проявление во внешнем мире.

К концу ХХ века получили распространение культурологические концепции культуры, рассматривающие её как целостную систему в ценностном и смысловом по отношению к человеку аспекте и раскрывающие взаимосвязь человека и культуры как нераздельной целостности.

С этой точки зрения важно отметить мнение М.С.Кагана, который рассматривает культуру как систему в составе другой, более широкой системы – бытия. Учёный представляет культуру как четвёртую форму бытия, наряду с существующими: бытием природы, бытием общества и бытием человека. Как важная форма бытия, культура заключает в себе: 1.»сверхприродные» качества человека (те, которые не даны ему от природы, а формируются в процессе общественной жизни; 2.многообразие предметов – материальных, духовных, художественных, — которые составляют «вторую природу», появляющуюся в результате деятельности человека; 3.«сверхприродные» (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают, осваивают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4.общение как способ реализации потребности людей друг в друге.

В свете вышесказанного, культура – есть явление, сформированное в процессе творческой преобразовательной деятельности людей и её характеризующее, имеющее место быть и проявляющееся во всех сферах жизни и взаимоотношений человека с самим собой, с окружающим миром и социумом, выполняющее функции развития человека (его сознания, сверхприродных качеств, умений), выявления его скрытых сил и возможностей.

Интересна, с точки зрения нашего исследования, и концепция В.С.Библера, так как основой взаиморазвития культуры и человека он видит диалог, общение.  Под культурой он рассматривает совокупность существующих культур (в различных их проявлениях) как целостность, осваивая отдельные элементы которых, человек вступает в диалог внутренний (с самим собой) и внешний (с окружающим миром), что способствует самоосознанию и саморазвитию человека в процессе жизни и деятельности. В понимании учёного, культура как целостное явление – «есть форма одновременного бытия и общения людей различных — прошлых, настоящих и будущих культур… это форма самодетерминации индивида» как личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления (3, 289), это «из-обретение» каждым человеком «мира впервые», когда он, осваивая её, познаёт мир, законы жизни, формирует свою личность. [3, 290]. При этом «каждый индивид есть — потенциально — целостная, способная бесконечно развивать себя, культура» [3, 296].

Вышесказанное указывает на взаимосвязь культуры и человека, на то, что развитие культуры без человека невозможно, равно, как развитие человека невозможно без культуры как его диалога – общения, взаимодействия с текстами, предметами и явлениями культуры, окружающего мира (в том числе природного), другими людьми – носителями культуры.

Продолжая исследование понятия «культура», необходимо отметить, что если для философии культура является одним из изучаемых явлений, то для культурологии, науки, выделившейся из философии, это основной предмет изучения и анализа. Культурология изучает культуру как естественную целостность через призму культурного становления общества и человека. Она выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой. В культурологии исследуется система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры, при этом в основе исследований  лежат бытие и деятельность человека и общества как целостные феномены [33,142, 143,147]. В основе культурологии как науки лежат культурологические взгляды и концепции культуры, разработанные в философии.

Согласно определению, данному в культурологическом словаре, культура – это возделанная среда обитания людей, организованная посредством человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чьё сознание и поведение  мотивируются и регулируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, нормами и правилами [138].

В ходе исследования нами выявлено, что А.А.Радугин, раскрывая понятие культуры, опирается на её понимание Н.А.Бердяевым, в соответствии с которым она является сущностью человеческого бытия как реализацией творчества и свободы [с.12]. Свобода при этом понимается как неотъемлемая духовная потенция человека, необходимая для актов творчества, без которых культура просто не может проявиться. Кроме того, по его мнению, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя.

Учёный рассматривает культуру как многомерное явление. «Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определённым отношением человека к миру и самому себе. Иными словами, изучая различные культуры,- считает учёный, — мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом», — считает он [с.23].

Кроме того, учёный, опираясь на мнения Н.А.Бердяева, В.М.Межуева, М.Я.Бубера и др., утверждает, что отношение человека к миру определяется смыслами, смыслы – ценностным отношением к явлениям окружающего мира. Под смыслом понимается внутренне содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом; цель, разумное основание [со, с.640]. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости (ценности). Таким образом, мир превращается для него в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Исходя из этого, культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в дом человеческого (смыслового) бытия [рад, с.13].

Рассмотренное выше позволяет расширить наше понимание культуры тем, что она понимается как среда, содержание и условие развития и самореализации человека, которые невозможны без свободы и творчества.

Постигая национальные и общекультурные ценности (в том числе, через образование), формируя смыслы жизни и деятельности, человек расширяет свои возможности для творчества и обретает свободу как способность автономно и самостоятельно мыслить, ответственно действовать, исходя из своих собственных побуждений, интересов и целей, а также независимость от негативного влияния среды.

Наиболее целостную характеристику культуры, по нашему мнению, даёт Н.Б.Крылова (Культурология образования):  «Культура – это сумма духовных достижений и память  человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневные культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; достижения личности, приобщаемые ею, и приобщение её к сумме общечеловеческих достижений. Культура – это и картина мира, особенности мировосприятия и мирообъяснения. Культура также набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; основное условие и процесс включения людей в сообщество; ценностно-смысловая основа, средство развития человека» () [128,с.34,37].

Подобной точки зрения придерживается И.Е.Богданова, которая добавляет, что культура – это характеристика уровня интеллектуального, гуманитарного и гуманистического развития человека и общества, мера совершенства, сфера реализации высших духовных потребностей человека [40]. Для нас важно, что учёный выделяет гуманитарное (эмпирическое), гуманистическое (человечное, ценностное) и интеллектуальное развитие как систему.

Гуманистическую суть культуры выделяют все вышеприведённые учёные, а также А.С.Зубра, который считает, что культура динамична и гуманистична в своей основе. Он отмечает, что «культура – это не только и не столько продукт предшествующей человеческой деятельности, она вплетена в саму деятельность. Гуманистическая суть культуры заключается в том, что деятельность должна быть всегда направлена на благо человека» [100, с.140].

Наиболее важным для нас являются мнения учёных (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, Н.Б.Крылова) о том, что культура – есть коренное и глубинное свойство человека (её внешние формы вторичны) [фк,с407, кр,с.15], что она «выступает как характеристика человека и только человека, как мера и  синтетическая характеристика его духовного, нравственного и профессионального развития» [фк,с407].

Обобщив и систематизировав результаты нашего исследования, приходим к выводу о том, что в настоящее время понятие «культура» рассматривается как явление, динамически  развивающееся в пространстве и во времени, наследующее всё ценное из культуры прошлого. Это «сверхприродное» явление, сформировавшееся в результате ценностно-смыслового осмысления действительности и творческой деятельности человека, который понимается как создатель (творец), носитель, наследник и источник её развития.    Культура является источником развития человека, выступая как его достояние, ценность, цель, условие, среда, способ, процесс, уровень и мера развития и совершенства. Особенностями культуры как формы бытия человека являются гуманизм и духовность, выступающие как основа его человеческого (сверхприродного) развития и как регуляторы формирования взаимоотношений в социуме. Пронизывая жизнь и деятельность человека, они выражаются как общечеловеческая исходная потребность в ориентации на высшие ценности.

Вышеперечисленные характеристики культуры рассматриваются как система и представляют её как универсальное содержание жизнедеятельности человека, цельность, органическое соединение всех сторон его бытия и творческого развития. Изменяясь под её воздействием, человек сам становится её творением. В основе развития и культуры, и человека лежат такие его свойства как духовность, гуманизм, свобода, творчество и созидательная деятельность, которые мотивируются и регулируются смыслами и ценностным отношением к явлениям действительности. Результатом развития человека является рост его самосознания, что способствует развитию культуры. Развитие культуры расширяет возможности раскрытия сущностных сил человека. Взаимосвязь человека и культуры очевидна.

Кроме того, мы пришли к выводу, что культура (в значении «культурность», обозначающем степень, уровень «общественного и умственного развития человека» [ож, с.268])  в настоящее время может пониматься и как сверхприродное, присущее только человеку, свойство, приобретённое им в процессе развития в социуме, раскрывающее его культурную сущность как высшего природного существа, а также характеризующее степень его развития как существа социального.

Свойство культуры проявляется на внутреннем уровне (в сознании человека) наличием смыслов, ценностей, отношения к явлениям окружающего природного и социального мира, к самому себе, наличием способности к внутреннему диалогу с самим собой, с текстами, предметами искусства и т.п., наличием способности к нравственному размышлению, спору, выбору, творческому самоизменению и преобразованию мира. Это то, что мы относим к наличию качества и уровня духовности (внутреннего развития) человека. Чем выше в человеке уровень осознания гуманистических начал культуры, тем выше его духовный потенциал.

Внешним проявлением свойства культуры и его показателем являются поступки, действия, взаимоотношения с миром и людьми, устремлённость к саморазвитию, творчеству и преобразованию мира. Такие социально значимые качества и свойства, как гуманизм, нравственность, способность к сопереживанию, милосердию и т.п., по нашему мнению, являются сутью проявления свойства культуры и являются качествами культуры, так как во все времена ассоциировались с понятием «человек культурный» как высокой степенью социального развития человека.

Свойство культуры, включающее как и социальные качества, развиваются в каждом человеке в процессе его жизни, однако степень их проявления в каждом индивиде различна. Высокий уровень проявления качеств культуры указывает на степень развития в человеке его культурной сущности.

Таким образом, под понятием «культура» мы будем понимать:

1.Сформированное человеком в социуме явление, представляющее собой целостную гуманистическую систему жизнедеятельности и творческого развития человека, универсальное содержание бытия, способствующее выявлению его сущностных сил, самоосознанию себя, своих целей и задач, своего места, роли в окружающем мире и социуме, познанию мира и преобразованию действительности.

2.Сверхприродное свойство человека, проявляющееся в совокупности ненаследуемых качеств, формирующееся в социуме в процессе жизнедеятельности и диалоговых взаимоотношений с самим собой, с окружающим миром и социумом, раскрывающее культурную сущность человека, определяющее и характеризующее степень его развития как субъекта индивидуально-личностного и социального развития.

Человек живёт в созданном им мире культуры и, осваивая её, овладевает ею, что, в свою очередь, рождает знание и пониманием культуры, определяет его отношение к миру, другим людям, определяет его самопроявление в действительности.

 

Читайте также:

Педагогика — этоФормирование — это; ЦенностиКультура в жизни человека

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress