Национальная культура — духовный стержень личности.

Меняйлова Т.А. , старший

преподаватель ИПК  г. Новокузнецк.

     “…быть без чувства живой связи с дедами

     и прадедами — это значит, не иметь себе

     точек опоры в истории.”

        П. Флоренский

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А.

Культура в современном понимании есть совокупность достижений человеческого общества в духовной и материальной жизни.

Негармоничное развитие духовного и материального в нашем обществе привело к катастрофическим последствиям. И сегодня уже каждому понятно: под угрозу поставлено само существование, бытие человека и Природы.

Скорейшее восстановление баланса между материальным и духовным развитием людей есть главное условие разрешения современной кризисной социокультурной ситуации. Особо актуальна эта проблема в нашем регионе.

Что же привело человека к величайшему духовному кризису? Только одно: отчуждение, отрыв человека от своих национальных корней. Дерево, лишённое корней, обречено на гибель.

“ Помяните одно: только коренью основание крепко, то и дерево неподвижно;  только коренья не будет, — к чему прилепиться? ”(1) — взывают к нам древние летописи.

Следовательно, основою духовного оздоровления общества может быть только возвращение человека к своим национальным основам.  Только опыт предыдущих поколений, духовная память, святыни,  табу в духовно-нравственном воспитании, вырабатываемые национальными культурами веками, тысячелетиями, смогут вернуть человеку потерянный сегодня смысл жизни, иное отношение к окружающему миру.

Свободная творческая личность, обладающая высоким духовно-нравственным потенциалом — это национальная личность. И.А. Ильин, русский философ, писал: “…безнациональность есть духовная беспечность и бесплодность… Создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа… Истинное величие почвенно. Подлинный гений национален”(2).

Не одно поколение русских философов и писателей размышляло подобным образом.

Правильность этих рассуждений доказывают социокультурные процессы, происходящие в нашем обществе сегодня. Оно всё более отходит от милитаристского взгляда на мир, гуманизируется.  Это легко проследить по коренным изменениям в системе образования, которая, как  известно, является зеркалом устройства государства, отражением жизни общества. Современная школа активно ищет пути воспитания нового, образованного, творческого, духовно наполненного человека. Появляются новые типы школ, среди которых достойное место занимают школы гуманитарной направленности. Также появляются новые предметы в гуманитарном цикле образовательной программы. Один из них – «Народная культура».

Поскольку этот предмет появился в России, основное содержание его — русская национальная культура, которая в этом предмете рассматривается в глубоком взаимодействии с другими культурами. Изучение этого предмета должно начинаться в раннем возрасте (в дошкольном учреждении, начальной школе), пока сильна ещё генетическая память ребёнка и должно стать ключевым, начальным в последовательном культурологическом познании растущего человека. А значит, и это заложено в концепции предмета, содержание его для каждого национального единства в идеале должно быть своим. На это указывает и название предмета:Народная культура” — культура индивидуального народа, которая должна рассматриваться как значимая часть общекультурного развития человеческой цивилизации.

Появление в нашей школе образовательного предмета, имеющего яркую воспитательную направленность, к тому же ещё интегративного, формирующего целостное представление ребёнка о культурных основах окружающего мира — также замечательное явление современной действительности. В России, и у нас в городах юга Кузбасса в частности, уже появились школы народной культуры, избравшие центральной своей целью воспитание и образование творческой, свободной, духовно наполненной, национальной личности (базовая школа ИПК — школа народной культуры № 2 г. Осинники).

Сегодня можно сделать вывод, что оздоровление нашего общества возможно, и оно уже началось. Очень медленно идёт осознание значимости важности культурного, духовно-нравственного, национального образования людей. И современную школу сегодня ещё нельзя назвать духовным центром воспитания  нового, свободного, образованного и глубоко культурного человека. Скорейшее же решение проблемы национального воспитания и образования могло бы стать решающим фактором на пути выхода из угрожающей ситуации.

 

  1.   Из древних летописей. В кн.: И.Ф. Гончаров, Т.И. Гончарова, В.Н. Скворцов. Непререкаемое веление сокровенной России — воспитание нового русского человека. С.-П, 1995.
  2.   Ильин И.А. О христианском национализме. Сбор. соч.: в 10т.  т.1. М.: Русская книга, 1993.
  3.   Пигилова Т.А. Введение в предмет “Народная культура”. М.: Русский дом, 1993.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress