Опыт освоения предмета “Народная культура” в школах южно-кузбасского региона.

Меняйлова Т.А.,  ИПК  г. Новокузнецк.

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А. 

В 1990 году в вариативной части школьного учебного плана появился новый предметНародная культура”. В школах юга Кузбасса он приобретает всё больше и больше сторонников. Учителя-предметники гуманитарии, педагоги дополнительного образования хотя бы один раз прослушавшие специальные курсы по народной культуре в ИПК г. Новокузнецка, по их же отзывам уже не могут работать, не включая это ёмкое и полезное знание в свои предметы, а часть из них избирает трудный путь освоения нового предмета и преподавание его в школах.

Появление этого предмета не случайно и закономерно. Так же как и в тяжёлые времена человек возвращался к своим истокам, так и современное общество. Зайдя в тупик, обращает взоры к своим началам, ища там ответы на сои вопросы.

Поэтому естественно и то , что предмет “Народная культура” как нельзя лучше вписывается в новую концепцию школьного образования.

Во-первых, это интегративный предмет. Он обобщает знания о началах развития  и эволюции во времени традиционной культуры народов, где каждая национальная школа (в нашем случае русская) изучает на основе своей родной культуры основы развития культуры общечеловеческой. Т.е. родная культура рассматривается в глубоком взаимодействии с другими культурами, отслеживается общее и различное, анализируется эволюция духовно-нравственных устремлений человека во времени.

Теоретический и практический материал предмета включает в себя как старые, устоявшиеся, так и новейшие исследования в области народной философии, народной педагогики, психологии и этнопсихологии, социологии, истории культуры, мифологии, устного народного творчества, прикладного искусства, материалы о различных направлениях духовного и физического развития и оздоровления человека, материалы биологических, химических, физико-математических и прочих исследований, касающихся развития и истории культуры этносов Земли.

Постепенно из этой яркой, многокрасочной мозаики отдельных значимых сведений в сознании школьника складывается объёмная, широкая панорама изначального развития человеческой культуры, и он оказывается способным к осознанному пониманию и дальнейшему изучению истории культуры в её художественном отображении.

Именно незнание основ развития традиционной культуры, её универсальной символики делает сегодня сложным восприятие мировой художественной культуры (МХК) как учеником, так, часто, и учителем. Это доказывает анализ практического опыта преподавания МХК в школе.

И именно поэтому замечательный и очень нужный предмет “МХК” до сих пор не упрочил своих позиций, хотя существует уже около двадцати лет.

Во- вторых, предмет “Народная культура” отвечает и принципам гуманизации и гуманитаризации образования. Кроме указанного теоретического и практического культурного образования подрастающего поколения, этот предмет содержит в себе и функцию воспитательную, которая органически вписывается в него. Более того, образовательные и воспитательные задачи здесь, как ни в каком другом предмете, слиты воедино. Из урока в урок, свободно и естественно, растущий человек познаёт, как и на какой основе зарождались духовно-нравственные законы, как жил, развивался человек, следуя им или отвергая их. При этом ему предоставляется право свободного выбора собственного пути.

Можно утверждать, что это знание развивает, образовывает и воспитывает. Воспитание и образование школьников является двуединой целью развития полноценной личности.

Как было замечено выше, преподавание предмета основано на изучении во взаимодействии параллели: родная национальная культура — общекультурное развитие людей. Поэтому особенно актуальной становится необходимость изучения национальной культуры.

Национальное осмысление себя в многоликой культуре людей крайне важно для растущего человека. Люди имеют разные генетические корни, и неуважение, невнимание к законам и традициям разных больших и малых народов и диктат своих принёс на Землю нескончаемые войны и раздоры. Тяжелейшие последствия этого явления наблюдались и наблюдаются и сейчас, и в нашей стране. Борьба народов за национальную независимость — есть защита своего права на выживание, законы которого и выработали народов процессе своей эволюции. Значит, отрыв человека от национальных корней — есть лишение его науки выживания.

Изучение, осмысление родной национальной культуры возбуждает генетическую память человека, наполняет обычаи, традиции глубоким смыслом и содержанием. Оно способствует формированию в человеке осознанного понимания, преклонения перед мудростью предков, любовь и гордость за свой народ и свою Родину.

Параллельное, одновременное изучение общекультурных законов развития других народов, их сравнивание, формирует в человеке понимание родства культур, тождества духовно- нравственных  законов, что делает невозможным появление в нем нацистского неприятия других культур и возвеличивание своей.

Национальный аспект в изучении народной культуры в нашем регионе приобретает свои специфические черты. Следуя концептуальным заданностям, изложенным выше, учитель народной культуры русской школы (а других национальных школ у нас пока не представлено) обычной общеобразовательной или специализированной школы народной культуры должен учитывать, что при изучении русской национальной культуры в параллели с общекультурными законами развития человека, необходимо более конкретно останавливаться и на изучении всех культур, представленных в данном классе или в данной школе.

Глубокое изучение содержания предмета, его концептуальных основ, преподавания его в специфических условиях нашего региона, анализ практики первых лет преподавания в южно-кузбасских школах, более чем двухлетнее отслеживание методических подходов к ведению уроков народной культуры, опыт индивидуальной работы с учителем народной культуры и других категорий, использующих это знание в своих предметах, опыт работы со школами народной культуры показывает и доказывает следующее:

— актуальность, необходимость введения в концепцию предмета пункты о специфических чертах изучения в предмете “Народная культура” национального аспекта в условиях кузбасского региона;

— признание традиционных форм ведения урока, внеклассного мероприятия неприемлемыми, лишающего ребёнка живого, естественного восприятия знания;

— обязательность нетрадиционного подхода к ведению урока, внеклассного мероприятия;

— обусловленность выделения двух основных методов ведения урока народной культуры:

  1. 1.   1) метод художественно-педагогической драматургии (автор предмета “МХК” Предтеченская Л.М.);
  2. 2.   метод непосредственного проживания в какой-либо социокультурной ситуации (разработан автором статьи и опробуется учителями школ народной культуры).

Кроме того, анализ работы с вышеуказанными категориями показывает, что основные концептуальные установки последних часто слабо очерчены, недоосознанны, что делает их путь непродуктивным. А так как предмет “Народная культура” несёт в себе мощное мировоззренческое начало, именно ясное понимание концепции предмета особо значимо.

Из этого можно сделать вывод, что сегодня, в период становления предмета, школе, учителю необходима помощь, научно-методическое кураторство, коррекция их развития в новом предмете, что и делается в ИПК г. Новокузнецка.

Ибо только тогда, когда все условия соблюдены, возможно полноценное решение заявленных в предмете целей и задач.

1997 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress