Воспитание человека культуры – главная цель современной школы.

    

Воспитание человека культуры – главная цель современной школы.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами, работая в разных школах, разрабатывая различные модели образовательных учреждений, реализуя различные подходы к воспитанию, образованию и развитию наших детей, учащихся, решаем, а вернее сказать, ищем эффективные пути решения, по сути, одной общей цели: воспитание человека высоко нравственного, разумного, интеллектуально, духовно, физически здорового, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиям  современного  мира.

Мы в нашей школе  цель эту видим, как воспитание человека культуры, то есть, глубоко культурного человека. Ведь все вышеперечисленные качества как раз указывают на такого человека. Образ нашего выпускника как человека культуры мы сформулировали так:

ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ

Идеальный образ  выпускника школы народной культуры №2 г. Осинники Кемеровской области.

 

—        широко образованный, интеллектуально, духовно и физически развитый и здоровый  человек, имеющий целостное представление о современной картине мира, о жизненных целях и задачах своего времени;

 

—        знающий духовно-материальный, социокультурный путь развития мирового сообщества, родной национальной культуры, культуры страны, в которой родился, живёт и считает своей Родиной;

 

—        понимающий общие закономерности культурного развития народов мира, материальную и художественную культуру своего народа,  страны, в которой живёт, мировых культур (различное и общее) в их  эволюционном развитии, осознающий единство их целей и устремлений;

 

—        живущий по единым духовно-нравственным, моральным законам, выработанным и неоднократно проверенным и утверждённым человечеством в процессе многотысячелетнего духовно-материального развития, по единым этическим и эстетическим нормам человеческого социального общежития, принципам эко-общежития (в природной среде, среди живых существ, как равноправный, творческий, высокоорганизованный, значимый индивидуум —  элемент Бытия, Вселенной);

 

—        осознанно, с уважением относящийся к наработанным опытом прошлого духовно — материальным ценностям, сознающий трагические ошибки и духовно–нравственные победы прошлого, умеющий адекватно использовать этот опыт в практике жизни, активно и творчески развивающийся, самосовершенствующийся;

 

—        обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками к плодотворной творческой жизнедеятельности во всех сферах Бытия;

 

—        способный к глубокой, творческой, высокодуховной  внутренней и внешней жизнедеятельности.

 

Чтобы способствовать воспитанию такого человека, мы, вступая в инновационный режим развития, поставили перед собой следующие цели:

  1. Воспитать здорового, разумного, доброго, душевного, духовного человека, способного видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир, природу, людей, использующего свои знания и жизненный опыт во благо мира и жизни на Земле и во Вселенной.

 

  1. Дать учащимся наиболее полное представление об окружающем мире и социуме в их естественном развитии, разъяснить непреложные законы и духовно-нравственные ценности нашего мира, показать место в нём человека как индивидуума и человеческого сообщества в целом, способствовать формированию  знаний, умений и навыков, необходимых в практике жизни.

 

Начав с введения в учебный план школы нового предмета «Народная культура», и увидев его огромный воспитательный эффект, мы поняли, что избрали единственно верный путь нашего развития – через изучение культуры как целостности, ведь в это понятие входит весь опыт развития человека, человеческого общества, всей нашей цивилизации. Кроме того, мы поняли: воспитание высококультурного, развитого человека невозможно без изучения, исследования, анализа им культуры. По сути, это познание духовно-материального опыта предыдущих поколений, необходимое человеку для осознания себя значимым элементом Бытия, целей и задач своего существования, духовно-нравственных законов сосуществования, развития и созидания. В основе же современной культуры лежит народная культура.

В результате у нас родилась идея, которую мы назвали «Идея гуманистического просвещения» или «Идея реализации культурологического подхода к воспитанию, образованию и развитию школьников». Она заключается в следующем:

 

1.Введение в учебный план школы  целостного культурологического знания (цикла специальных интегративных предметов, последовательно анализирующих социокультурный опыт предыдущих поколений: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Культурология» (по сути — новой образовательной области «Культура» или «Культурология»).

Цель:

—  Восстановление преемственности культурного опыта поколений.

— Последовательное формирование целостного представления школьников о развитии человеческой культуры и человека как значимого элемента Бытия;

 

2.Объединение (интеграция) всего школьного предметного знания, воспитательно-образовательного пространства школы на основе  культурологического знания (гуманизация).

Цель: 

Формирование целостного представления школьников о картине развивающегося мира, целостного восприятия, понимания картины мира во всех внутренних и внешних взаимосвязях. Отсюда: адаптация в современном социокультурном пространстве жизни на основе осознания культурного пути человечества;

 

3.Организация воспитательно-образовательного пространства школы на основе педагогики естественного развития.

Цель:

— Осознанное  осмысление и формирование   целей     и     задач     саморазвития, самообразования, самовоспитания учащимися на основе последовательно складывающегося триединства: свододы выбора – веры в себя – самостоятельности.

 

Педагогика естественного развития – это идея формирования новых межличностных отношений на основе культурологического принципа воспитания, к которой мы также пришли в результате нарабатываемого опыта. Её содержание такое:

Духовное, нравственное и физическое развитие человека в традиционной народной культуре, на основе которой мы строим всё воспитательно-образовательное пространство,  определяется «тремя китами»:

  1. Свобода выбора.
  2. Вера в себя.
  3. Самостоятельность.

 

Свобода выбора формирует в человеке веру в себя, самоуважение, даёт возможность идти своим путём, делая открытия,  ошибаясь и, извлекая  уроки из ошибок, полагаясь на собственные силы, то есть, естественно развиваясь. Только человек, свободный в выборе, может обрести веру в себя, а, поверив в себя, стать по-настоящему самостоятельным. В триединстве эти условия формируют цели и задачи саморазвития.

 

Эти «три кита», три условия и определяют качественное естественное развитие в человеке духовного, нравственного, умственного и физического здоровья.

Любая опека в этом случае есть проявление недоверия к человеку, неуважения к его личности, индивидуальности, а, значит, ограничения его качественного развития.

 

Это – основа педагогики естественного развития, основа организации воспитательно-образовательного пространства школы.

Педагогика естественного развития предполагает освоение  качественно иных межличностных отношений.

 

Цель: естественное, свободное развитие человека – творца, исследователя, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового.

 

Задачи: создание оптимальных условий для естественного, свободного развития человека:

1.Обеспечение триединой основы формирования качеств в учащихся, которые они могут сформировать в себе только сами.

2.Ориентация на полезность и ценность предлагаемых знаний и умений для практики жизни,  обращение внимания школьников на возможности всех сфер, где ему предстоит проявляться: Человек, его внутренний и внешний мир: семья, социум, природа, мир.

3.Подведение ученика к осознанию целей и задач учения, направленных на конечный результат: построение качественных отношений во всех сферах Бытия — есть формирование качественной (счастливой) жизни в настоящем и будущем.

 

Когда вы будете знакомиться с нашей документацией, то в проекте вы сможете, если пожелаете, ближе познакомиться с этой технологией, с методами её реализации. Я же могу сказать, что реализация идеи школы: воспитание человека культуры на основе этих двух ведущих идей даёт хорошие результаты. Наши дети становятся более раскованными, самостоятельными, более активными, многие посещают помимо школьных занятий по несколько кружков, они становятся более мягкими, открытыми с взрослыми, учителями, постепенно уходит агрессивность. А ведь наши учащиеся, в своём большинстве, живут в сложных бытовых и семейных условиях, у нас есть учащиеся, родители которых годами не работают. Обездоленные во многом, они тянутся к школе, как к единственной возможности развития, обретения себя в этом мире.

Хочу также добавить, что почти с самого начала инновационной деятельности школы вместе с нами в этом же направлении развивается дошкольное учреждение №8 (Зав. Чернова Л.В.). Наработан большой совместный опыт в разработке культурологических образовательных учреждений, разрабатывается единая образовательная программа и система воспитания. С инновационной деятельностью детского сада народной культуры вы также сможете познакомиться на нашем семинаре.

За время инновационной практики в течение шести лет школа наработала достаточно большой опыт и в настоящее время является базовой культурологической школой города.

Материалы школы освещались на семинарах, конференциях, образовательных выставках, международном симпозиуме в городах Москва, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Междуреченск, Осинники. Школа отмечена Дипломами и Малой Золотой медалью Всесибирской образовательной Выставки в 1999 и 2001 годах, проходящей ежегодно в г.Новосибирске.

Каждый год мы проводим отчётные мероприятия: семинары, конференции.

1996 – 1997 учебный год,  16 марта:  Новокузнецкий институт повышения квалификации. Творческая  встреча с муниципальной общеобразовательной школой № 2 г. Осинники, отрабатывающей модель школы  народной культуры и являющейся инновационной педагогической площадкой НИПК с педагогами г.Новокузнецка.

1997 – 1998 учебный год, 18 марта: Региональный научно-практический семинар «Культурологический подход к интеграции предметного знания».

1998 – 1999 учебный год, 16 апреля, 23 апреля : Научно-практический семинар «Культурологический подход к интеграции предметных знаний учащихся, воспитательно-образовательного пространства, объединяющего детский сад, школу, дополнительное образование».

1999 – 2000 учебный год: 3 марта: Научно-практическая конференция-конкурс «Мой вклад в возрождение России» школьного научного общества учеников, учителей и родителей (НОУУиР).

Сегодня мы пригласили вас познакомиться с опытом нашей теоретической и  внеклассной

работы на основе культурологического подхода и культурологического принципа воспитания.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress