Культурологическое образование в школе

культурологический подход в образовании

        старший преподаватель кафедры

эстетического и гуманитарного образования НИПК

                                                                                                                 М е н я й л о в а  Т. А.

 

Культурологическое образование в школе

Возможности и перспективы предметов культурологического цикла как нового содержания образования. 

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А.

Воспитательные беседы на уроках. Микробеседа

Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.

Повышение профессиональной культуры и качественное формирование лучших человеческих качеств напрямую связано с повышением общей культуры человека – это истина, которую сегодня доказывать уже не нужно.Культурологическое образование школьников — ключ к воспитанию культуры в школе.

Узкоспециальный подход к преподаванию школьных предметов в настоящее время изжил себя как малоэффективный и недостаточный. Сегодня школьный учитель, профессионал любой направленности должен быть широко образован, просматривать и использовать интегративные связи с другими предметами, по большому счёту уметь показать растущему человеку окружающий мир, социум через свой предмет и этим заинтересовать и увлечь его в научный поиск, показать пути и способы самообразования, самовоспитания, саморазвития на высоких духовно-нравственных основах.

Культурологический подход в образовании сегодня также свершившийся факт, он осознан, принят и начинает внедряться в практику образования. Однако, сколько людей, столько и собственных представлений  о том, что же кроется за этим понятием; более того, наука, изучающая культуру – культурология – также на первый взгляд многолика по содержанию и различным авторским подходам  к исследованию человеческой духовно-материальной культуры. Это сравнительно молодая наука. Тем не менее, ясно просматривается единый взгляд всех учёных-культурологов: культурология – есть обобщение культурного духовно-материального опыта человека как индивида и человеческого общества в целом на высоких абстрактных основах. Это попытка объединить, вывести общие закономерности развития и объяснить предшествующий человеческий опыт с целью осознания цивилизационного пути человеческого сообщества  и человека  как значимого звена общекультурного развития, с целью объяснить  современный мир, способствовать решению сложных проблем современности.

Культурологическое образование очень важно в школе.

Культурология – гуманитарная и социальная наука. Исследуя многотысячелетний  духовно-материальный эволюционный опыт человечества и человека как ответственной, влияющей на общекультурное развитие единицы Бытия, она ставит целью объяснить и решить проблемы социального и экологического характера, исследует проблемы эволюции внутреннего, духовного взросления человека. Из этих оснований рассматривается и анализируется и развитие социальной, материальной и экологической культуры от начала времён до сегодняшнего времени, включая анализ современного состояния культуры как продукта и результата общекультурного творческого взаимодействия народов мира.

   Содержание культурологии строится на следующем определении культуры:

—        Культура есть совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни (СРЯ, М.-«Русский язык», 1986, с.148).

События, явления культуры анализируются культурологией, рассматривая следующие вопросы:

—        как, когда и почему произошло то или иное событие, явление в эволюции человеческой культуры?

—         какие факторы повлияли на его развитие и результаты?

—         какое влияние оказал на это человеческий фактор – духовный потенциал человека, народа, государства в исследуемый период развития человеческого общества?

—        как развивался человек во времени и пространстве, каким представлялся ему мир, во что он верил, какие духовные, этические, эстетические устремления способствовали его развитию, росту, какие – отбрасывали его назад, роковым образом отзываясь на многих последующих поколениях?

—        Как духовное, внутреннее развитие человека влияло на развитие материальной культуры людей?

—        как повлияли вышеизложенные факторы на современное состояние культуры и какой из этого можно извлечь опыт?

Таким образом, культурология вырабатывает целостный взгляд на развитие общечеловеческой культуры, что способствует созданию целостного представления о развитии мира, социума, человека, объясняет происходившие и происходящие сегодня события, способствует формированию на качественно новом уровне жизненных целей и устремлений современных поколений, и, значит, формированию качественно нового Настоящего и Будущего. Когда мир становится предсказуем, изменяется и человек, и общество в целом.

Практика работы с учителями разных категорий по изучению предметов культурологического цикла, основ культурологии, особенно с учителями народной культуры, обучающихся на курсах несколько лет, показывает повышающуюся адаптацию к современному миру, социуму, понимание сложившихся условий и современных проблем и желание собственного творческого развития как средства изменения мира.

Если исходить из опыта культурологичекого освоения образовательно-воспитательного пространства  в системе образования России, то выводы однозначны – это направление действительно перспективно и даёт эффективные результаты. В России появились множество школ культурологической направленности. Это школы национальной культуры, народной культуры, школы, положившие в основу исследования – изучение русской культуры, русского человека как представителя русской нации и русского человека как представителя и патриота единой целостной державы – России, независимо от национальной принадлежности, с уважением относясь при этом к национальным корням каждого человека и культивируя самоуважение и самоценность каждой отдельной культуры и каждого отдельного человека, составляющих единое сообщество людей. Это школы, вводящие факультативы, изучающие отдельные области культуры (и их большинство), и школы (например, школа №2 г. Осинники), вводящие специальные интегративные предметы, изучающие культуру целостно — предметы культурологического цикла: Народная культура, Мировая художественная культура, Культура России, Религии мира, Культурология —  как анализ всего изученного культурного пути людей во времени и пространстве. Предметы эти целесообразно изучать именно в той логической последовательности, которая обозначена выше. Только в этом случае возможно сформировать у растущего человека целостный взгляд на последовательное общекультурное развитие человека и человеческого сообщества, раскрыть жизненные цели и задачи человека и человечества на Земле.  ТО есть, в практике современного школьного образования постепенно складывается новая образовательная область – Культурология (или Культура), которая в целом состоит из отдельных предметов или блок-предметов, последовательно раскрывающих общие черты и закономерности культурного развития отдельных этапов и областей единого древа культуры  нашей цивилизации. Эти предметы или блок-предметы логически и содержательно связаны между собой и решают единую, отличную от других образовательных областей, задачу – сформировать целостный взгляд на мир, социум, связать воедино разрозненное сегодня предметное знание.

И действительно, целостную картину современного мира невозможно  воссоздать без интеграции всего предметного знания, не связав культурное освоение мира с развитием и содержанием существующих и разобщённых сегодня наук, без «оживления», «одухотворения» строгого  абстрактного научного знания с позиции его необходимости и целесообразности для  культурного, качественного развития человека и человеческого сообщества в целом, для создания благоприятных условий жизни и созидательного творчества.

Интеграция всего изучаемого знания (это касается и школьного предметного знания), накопленного человечеством, на основе культурологического целостного изучения-анализа развития мира – есть обращение к опыту человечества с целью качественного развития и процветания каждого человека в отдельности, в целом рождающих процветание человечества.

Именно поэтому появилось множество статей, научных работ, освещающих культурологический подход в образовании при изучении различных областей знания. Сегодня эти статьи-изыскания нужно только собрать воедино, проанализировать и привести в целостную систему. Нужно отметить, что этот — культурологический, качественно иной подход к решению образовательно-воспитательных педагогических целей и задач, действительно способен по новому решать педагогические задачи современного образования.

Примером может послужить работающая в этом направлении муниципальная средняя школа № 2 города Осинники (Директор школы Ящук В.П.). Начав с введения в учебный план предмета «Народная культура» и увидев на практике его воспитательно-образовательные возможности (прежде всего – адаптация растущего человека в современном социокультурном пространстве жизни), школа обратилась в Новокузнецкий институт повышения квалификации за квалифицированной помощью, избрав основой своего развития культурологическое направление. Причём, находясь по географическому положению на окраине города, где 50% учащихся – жители частного сектора, школа в основу культурологического изучения положила народную культуру и прикладное творчество. Изменяется учебный план: постепенно и последовательно вводятся все предложенные предметы культурологического цикла, всё предметное знание интегрируется на основе этих предметов, идёт кропотливая и серьёзная работа по коррекции учебных программ. Эксперимент, по сути, ещё в самом начале, однако уже сегодня отмечаются обнадёживающие результаты. Исследование, проведённое заместителем директора К. В. Косовой среди выпускных классов, позволили сделать следующие выводы: соединение абстрактного научного предметного знания, связанного напрямую с практикой жизни в предмете «Народная культура», с анализом культурно-исторического пути в предмете «Культура России»,(остальные предметы культурологического цикла вводятся постепенно, начиная со среднего звена и ещё не коснулись выпускных классов), даёт следующие результаты:

—        повышение интереса к предметному изучению, которое начинает выполнять функцию воспитания, естественно формируя лучшие человеческие качества  учащихся».

Анкетирование выпускников школы и анализ поступления их в учебные заведения показывает:

выбор предметов на выпускных экзаменах в 1997-1998 учебном году:

нужен для продолжения образования – 72%, любимый предмет и любимый учитель – 50%, очень интересный и познавательный материал предмета – 72%, лёгкий предмет – 17%.

выбранные предметы: 1996-1997 учебный год – 1997-1998учебный год соответственно: химия: 13,3% — 61%, биология: 33,3% — 61%, история: 13,3% — 39%, литература: 60% — 5%, народная культура: 47% — 94%. Низкий процент выбравших литературу показывает лишь то, что предметы литература и народная культура преподаются в глубокой интеграции друг с другом, одним учителем и выбор предмета падает на более прикладное, жизненно важное и полезное знание;

-анализ поступления выпускников школы в учебные заведения  за три предыдущих учебных года  показывает:      в ВУЗы          в техникумы       на курсы         на работу

1994-1995 учебный год                9,5%                 43%                   14,1%                33,4%

1995-1996 учебный год                6,2%                 50%                    18,8%               25%

1996-1997 учебный год               40%                   33,4%                13,3%               13,3%.

Из них в 1996-1997 учебном году (выпуск 15 человек) поступили:

в педагогический институт –4 человека (1человек — на факультет «Русский язык и литература», 2 человека – на факультет «физика и математика», 1 человек на геофак);

в пищевой институт – 1 человек;

в МИЭП – 1 человек;

в медицинское училище – 3 человека;

в Горный колледж г. Осинники – 2 человека;

на работу – 4 человека. (материалы исследований — Косовой К. В., зам. директора школы №2).

Шесть человек из пятнадцати поступили в высшие учебные заведения, причём показали широкий спектр интересов! Поставленные в начале эксперимента цели:

—        показать учащимся практикозначимость знаний, получаемых в школе, объяснить окружающий мир целостно и во всём разнообразии, адаптировать в социокультурных условиях современной жизни на высоких духовно-нравственных началах – начинают давать ощутимые результаты.

На такие результаты, без сомнения, подействовало и то, что в течение двух лет весь коллектив слушает курсы по основам культурологии, народной культуре, знакомится с новыми методами культурологии и применяет их на практике, поставив задачу слияния воедино целей образования, воспитания, развития учащихся, постепенно переходя на качественно новую организацию образовательно-воспитательного пространства школы. Кроме того учителя школы расширяют свои предметые и методические познания, посещая курсы повышения квалификации в НИПК. В 1996-1997 учебном году КПК в НИПК прослушали четырнадцать человек. Коллектив школы уверен: без качественного изменения педагога не будет качественного изменения ученика.

Выводы из приведённого выше однозначны: предметы культурологического цикла (то есть, предметы, специально, (а не через предметы-посредники, имеющие другие цели и задачи), изучающие социокультурный путь человечества), медленно, но верно входящие в жизнь школы, действительно, перспективны и необходимы в современной школе. Они сочетают в себе два важнейших принципа современного образования – интеграции и гуманизации, что ведёт к целостному, осознанному пониманию окружающего мира, социума и духовно-нравственных законов созидания и жизнетворчества. Их обязательно в школе нужно вводить. Вырастить культурного человека, быть культурным человеком невозможно, не изучая культурного пути человечества, не зная культуры. Кроме того, необходима специальная курсовая подготовка учителей предметников. Хорошие результаты просматриваются, когда курсы культурологии прослушиваются всем коллективом целостно, это способствует решению задач интеграции знания, профессиональному и чисто человеческому сближению. Практика доказывает повышение качества преподавания предметного знания преподавателями, вставшими на путь культурного познания мира. Необходима интеграция всего предметного знания. Это понимают все. Однако, на основе культурологического цикла предметов, культурологического подхода к интеграции, это наиболее целесообразно.

Беседы с курсантами системы повышения квалификации, школьными коллективами, отдельными учителями, учащимися, специальное анкетирование позволили составить портрет культурного человека, который приводится ниже:

 

Современный культурный человек:

широко образованный, интеллектуально, духовно и физически развитый и здоровый  человек, имеющий целостное представление о современной картине мира, о жизненных целях и задачах своего времени;

 

знающий духовно-материальный, социокультурный путь развития мирового сообщества, родной национальной культуры, культуры страны, в которой родился, живёт и считает своей Родиной;

 

— знающий общие закономерности культурного развития народов мира, материальную и художественную культуру своего народа,  страны, в которой живёт, мировых культур (различное и общее) в их  эволюционном развитии, осознающий единство их целей и устремлений;

 

-живущий по единым духовно-нравственным, моральным законам, выработанным и неоднократно проверенным и утверждённым человечеством в процессе многотысячелетнего духовно-материального развития, по единым этическим и эстетическим нормам человеческого социального общежития (различным по внешним признакам, но единым по их внутренней направленности – поступки человека, произведения искусства должны нести добро и вызывать добрые чувства, по единым принципам эко-общежития (в природной среде, среди живых существ, как равноправный, творческий, высокоорганизованный, значимый индивидуум —  элемент Бытия, Вселенной);

 

-осознанно, с уважением относящийся к наработанным опытом прошлого духовно — материальным ценностям, сознающий трагические ошибки и духовно–нравственные победы прошлого, умеющий адекватно использовать этот опыт в практике жизни, активно и творчески развивающийся, самосовершенствующийся;

 

-обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками к плодотворной творческой жизнедеятельности во всех сферах Бытия;

 

-способный к глубокой, творческой, высокодуховной  внутренней и внешней жизнедеятельности.

 

Анализируя развитие современного образования, можно сделать вдохновляющие выводы:

человеческое сообщество повзрослело, и сегодня оно осознанно обратилось к целостному освоению опыта культурного наследия предыдущих поколений.

1998 год.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress