Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников.

Меняйлова Т.А.

Статья. 1998 г.

Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А. 

     В результате анализа теории и практики педагогической деятельности по формированию качеств личности человека культуры у школьников нами определено, что для достижения этой цели необходимо использование возможностей культурологического подхода.

Для их выявления прежде всего выясним сущность культурологического подхода и опыт его использования в образовании.

Наше исследование показало, что культурологический подход начал разрабатываться в образовании как методологический принцип в начале 90-х годов. Его возникновение связано с развитием в личностно-ориентированной педагогике проблемы формирования нового человека.

Истоки культурологического подхода уходят в глубокую древность к появлению культуры, которая прошла длительный путь развития от понимания её как «возделывание земли» до «возделывания» человека и продуктов его развития. Они берут начало в философско-педагогическом осмыслении культуры. В философии осмысление культуры привело к возникновению различных концепций её понимания: аксиологической, рассматривающей культуру как систему ценностей; деятельностной, в рамках которой выделились технологическая и личностно-творческая концепции; культурологической, рассматривающей культуру как целостность, как систему, включающую все проявления человека в окружающем мире и социуме.

Детальное и разностороннее изучение культуры в философии привело к формированию различных направлений её исследования и появлению в ХХ веке на этой основе культурологии – научной дисциплины, исследующей культуру с точки зрения её значимости для человека и общества, и использующей знания различных наук, в которых накоплены сведения о ней. Отсюда, культурология изучает не только культуру в целом, её прошлое и настоящее, но и позволяет формировать обобщённые представления о явлениях и фактах развития культуры, в том числе, об образовании как социокультурном институте, с точки зрения их ценности для человека и его развития. Эти представления и легли в основу культурологического подхода.

Наше исследование показало, что в истории педагогики появление культурологического подхода детерминировало развитие её гуманистического направления, которое связано с разработкой принципа культуросообразности Ф. А. В. Дистервегом, пониманием культуры как средства формирования личности ребёнка зарубежными (К. А. Гельвеций, Я. А. Коменский, Дж. Локк, и др.) и отечественными педагогами (К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).

В настоящее время в педагогической литературе представителями личностно-ориентированного образования накоплен определённый опыт осмысления сущности культурологического подхода (К. А. Абульханова-Славская, Т. В. Андронова, Е. В. Бондаревская, М. С. Бургин, А. П. Валицкая, Г. И. Гайсина, Е. И. Горбачёва, В. А. Доманский, И. Зарецкая, Ф. Исаев, И. В. Колмогорова, Н. Б. Крылова, О. О. Кузнецова, И. М. Люнькова, А. А. Макареня, А. Ф. Малышевский, Т. И. Пороховская, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Н. Е. Щуркова и др.).

Систематизация толкований культурологического подхода вышеперечисленными учёными позволяет сделать вывод, что культурологический подход как общенаучный метод предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса. Он определяет методологическую позицию учёного, раскрывающую единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-личностного аспектов культуры и рассматривающую  человека её субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов.

Являясь методологической основой и методом проектирования личностно ориентированного образования, культурологический подход, позволяет трактовать:

— культуру как гуманистически ориентрированное содержание образования;

образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека;

— познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности.

Культурологический подход, по мнению вышеназванных учёных, служит реализации принципов культуросообразности и культуротворчества в образовании, представляет культуру как содержание образования во всей её полноте и многообразии, позволяет использовать её как естественное и главное основание воспитания, создаёт условия для обогащения учащихся сведениями о культуре, помогает человеку обрести себя в культуре, сформировать собственное культурное самосознание, отношение к другим культурам, способствует снятию обособленности, абстрактности и культурной обезличенности знаний, обеспечивает укоренённость личности в социальном и национально-культурном планах. Приходим к выводу, что данный подход направлен на решение задач овладения учащимися содержанием культуры для становления социально-полезной личности, формирования качеств личности человека культуры посредством её усвоения.

Изучение педагогических исследований, отражающих практическую реализацию культурологического подхода, показало, что педагоги используют его для формирования у школьников отдельных качеств: готовности к социокультурной ориентации (О. О. Кузнецова), морально-нравственных и эстетических качеств, экологической культуры (И. М. Люнькова), черт национального характера в процессе изучения русской литературы (Т. В. Андронова).  Учёные, учителя-практики используют его для решения определённых локальных задач образования: гуманитаризации естественно-научного цикла предметов, гуманизации межличностных отношений, преподавания отдельных предметов. При этом они делают упор не на накопление знаний о мире и социуме, а использование их для поиска смыслов: жизни человека, явлений культуры и их пользы для человека.

Изучение вышеназванных педагогических исследований, отражающих проблему культурологического подхода, опыта его практического применения в образовании, позволил выявить особенности его практической реализации:

— опора на культуру как целостный опыт предыдущих поколений, как систему нравственных и духовно-материальных ценностей, определяющую смыслы человеческой жизни и творческого развития личности в организации процесса воспитания учащихся и формировании содержания образования;

— понимание человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития;

— понимание культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия;

— усиление гуманитарной составляющей учебных предметов, использование культуры в целях объединения и реализации задач воспитания и обучения;

— нацеливание школьников на получение знаний для формирования понимания окружающего мира и социума;

— направленность на сохранение культуры, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития их индивидуальных способностей.

Анализ трудов Е. В. Бондаревской, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой и др. позволяет заключить, что наиболее важными этапами процесса воспитания личности на основе культурологического подхода учёные называют: 1) освоение норм, правил поведения и культурного взаимодействия с социумом, способов (технологий) деятельности; 2) присвоение ценностей культуры, выработку гуманистического мировоззрения, самоопределение в социуме и культуре; 3) трансляцию культуры – непосредственную реализацию в жизни внутренних духовно-нравственных установок, гуманистического мировоззрения, деятельности и творчества, накопленных знаний, умений, ориентированных на благо людей и окружающего природного и социального мира.

С их точки зрения, продвигаясь по этим этапам в своём развитии, школьник проходит ряд уровней становления личности (репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий), которые характеризуются различной степенью сформированности качеств личности [47;139;255].

Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода характеризуется нацеленностью на развитие его культуры и субъектности  (активности в познании и деятельности) в процессе изучения школьных предметов, активного участия в школьной жизни.

Опираясь на вышеизложенное, мы определили возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников, которые реализовывались нами в ходе формирующего эксперимента. К ним относятся следующие:

— использование культурологической информации для гуманизации школьных предметов, что расширяет возможности учащегося в овладении содержанием образования как обобщённым опытом культуры, в присвоении ценностей культуры;

— организация осмысления учащимися изучаемых в предмете материалов, событий и явлений как фактов культурного развития человека и общества с гуманистической (основанной на принципах добра) и ценностной (имеющей добро как ориентир жизни) точек зрения для формирования внутренней культуры личности, мотиваций к познанию мира и социума, ценностных ориентаций на гуманистическую самореализацию в социуме;

— ориентация учащихся на самостоятельные мыследеятельность, практические действия по овладению опытом культуры,  формирование ими собственных выводов и решений, стремление к творческому самовыражению, выявление своих способностей, что превращает их в субъектов собственного развития, способствуя формированию индивидуально-личностных качеств;

— организация диалогических (основывающихся на внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающих ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов – субъект-субъектных, равноправных) взаимоотношений учителя с учениками, способствующих освоению школьниками норм, правил поведения, культурного взаимодействия с окружающими людьми,  развитию коммуникативных, творческих способностей у учащихся,  формированию у них качеств личности человека культуры.

Культурологический подход в образовании, как было отражено выше, базируется на том, что изучаемые материалы необходимо трактовать и осмысливать как проявление процессов, фактов и явлений культуры, ученик должен стать субъектом собственного развития и находиться в условиях диалога с окружающим миром и людьми. Это позволяет анализировать содержание образования и интериоризировать осмысленное в собственный культурный опыт личности, что не представляется возможным сделать вне данного подхода. В результате использования возможностей культурологического подхода школьник, овладевая опытом культуры, начинает транслировать приобретённый опыт в виде культурных взаимоотношений, поведения, знаний и умений, а также, качеств личности человека культуры.

Список литературы.

  1. Андронова Т. В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы:  Автореферат дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1998. – 22 с.
  2. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования.//Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. – Ростов-на- Дону: РГПУ, 1995. – 288с.
  3. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. // Педагогика. – 1998. — №4. – С.12 – 18.
  4. Бургин М.С. Культурологический подход как средство достижения высшего уровня владения языком.//Язык и культура: Сб. ст. междун. конф. Вып. 1. – Киев: Collegium. – 1997. – С.201.
  5. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. – М., 1919. – с.10.
  6. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. д-ра. пед. наук. М., 2002, ..с.
  7. Культурологический подход в образовании / под ред. Ловецкого Г.И.. – Калуга: Изд-во Бочкарёвой, 1998. – 156с. – С. 113 – 118.
  8. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей [Публ.фрагм. из трудов нем. Педагога,1834г.] // Народное образование, 2001. — №1.
  9. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. – М.:Флинта:Наука, 2002. – 368с.
  10. Зарецкая И. Когда изменяются целевые установки…: Культурологический аспект образования как условие развития личности и общества. // Учитель. – 1998. — №1. – С.10 – 14.
  11. История педагогики. В 2-х частях./ Под ред.Пискунова А.И. – М.: Сфера, 1998. – 1ч. – 192с., – 2ч. – 304с.
  12. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272с.
  13. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. – Тюмень: ТОГИРРО, 1997. – 66с.
  14. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студентов высш. Учебн. Заведений. – М.: Академия, 2003. – 192с. Сборник материалов по проблеме культурологических оснований базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Калуга, 1995. – С.8-9;
  15. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 77с.
  16. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 336с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress