Роль Дома детского творчества в системе образования города

dom-detskogo-tvorchestva.jpg

  Роль Дома детского творчества в системе образования города

С изменением социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей.

Мы с вами видим, как за последние 15 лет изменился окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, предприимчивый, активный в достижении своих целей. Практика нашей жизни показывает, что современному человеку не хватает культуры, эстетического чувства, облагораживающего душу, он только учится отношениям диалога и сотрудничества. Проблемы всего российского общества являются и проблемами нашего города. Их решение во многом зависит от качественного функционирования системы образования.

В связи с этим, в свете воспитания современного человека культуры нового времени большую роль играет дополнительное образование.

В то время, когда медленно перестраивающаяся общеобразовательная школа нацелена, прежде всего, на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе жёсткого подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребуемых в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических  знаний и умений ребят.

Обратимся к сравнительному анализу главных ориентаций основного – школьного, и дополнительного образования детей.

Основное образование ориентировано на построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности. Дополнительное образование – на раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей.

Основное образование – на усвоение предметных знаний и способов их употребления. Дополнительное образование – на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы являются одним из средств обучения практически и технологически мыслить и что-либо делать своими руками.

Основное образование ориентировано на освоение возрастно-нормативного пространства, на типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития. Дополнительное образование детей — на построение пространства саморазвития, на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития.

Основное образование – на социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности. Дополнительное образование — на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности.

Главные ориентиры школы — общечеловеческий опыт познания, изучение чужого творчества, общекультурного и научного опыта, освоение «правильных образцов», преобладание теории над практикой, где ребёнок – ученик; где преобладает когнитивная, вербально-логическая деятельность.

Главные ориентиры Дома детского творчества — личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка, освоение конкретно-практического опыта, создание собственных образцов, преобладание практики над теорией, самодеятельность. И здесь ребёнок является уже творцом, исследователем. И деятельность преобладает конкретно-практическая, имеющая эмоционально-образное наполнение, что способствует разностороннему, целостному, в том числе нравственному и эстетическому развитию.

Таким образом, школьное образование можно назвать адаптирующим и корректирующим, а дополнительное образование детей  – развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности.

Как видим, наш анализ показывает, что основное – школьное и дополнительное образование детей взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии.

Мы в доме творчества, проанализировав опыт общего и дополнительного образования детей, наши возможности, создали новую концепцию развития, в которой учли современные задачи обучения, воспитания и развития детей.

Приоритетными идеями для нас являются:

1.Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.

4.Единство обучения, воспитания и развития.

5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

6.Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников.

7.Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Основным нашим предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей.

Это положение реализуется Домом детского творчества с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий, а также, востребующих человека определённых качеств – человека культуры.

Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив Дома детского творчества ставит перед собой следующие цели:

  1. Создание педагогических условий для самовоспитания цельной, глубоко культурной, разносторонне развитой и образованной личности, наиболее полного раскрытия её сущностных сил и творческого потенциала.
  2. Целенаправленная педагогическая деятельность по поддержанию на высоком функциональном уровне единого воспитательно-образовательного пространства города, расширение, дополнение, углубление всех существующих форм школьного образования.
  3. Способствование самоопределению личности.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих педагогических задач:

  1. Предоставление обучающимся разнообразных программ дополнительного образования детей, деятельностей, способствующих реализации поставленных целей;
  2. Формирование у воспитанников творческого, исследовательского отношения к жизни, учению, саморазвитию, внедрение и способствование освоению обучающимися эффективных – творческих и исследовательских методов и способов познания мира и самопознания, самосовершенствования и развития;
  3. Формирование у них жизненных смыслов и ценностного отношения к человеку, культуре, социуму, природному окружению;
  4. Привитие обучающимся культуры здоровья, деятельности, мышления, общения, поведения;
  5. Развитие внутренней и внешней культуры личности, способствование освоению духовно-нравственных, этических, эстетических законов жизни в их целостности и взаимосвязи; воспитание лучших человеческих качеств, способности к культурному диалогу с окружающим миром;
  6. Развитие интеллектуального потенциала личности на основе изначального закона жизни: «Не навреди!»;
  7. Развитие отношения обучающегося к самому себе как субъекту, влияющему на формирование собственного будущего, на развитие окружающего мира и социума, понимание развития, как способа самоустроения своей судьбы.

Таким образом, Дом детского творчества понимается нами как центр интеграции педагогических усилий по созданию для ребёнка, растущей личности, наиболее эффективных условий самовоспитания, самообучения и саморазвития.

Кроме того, Дом детского творчества ориентирован на поддержание эффективного функционирования единого воспитательно-образовательного пространства города, что способствует формированию у школьников целостного восприятия мира,  гармонизации требований по реализации образовательного стандарта, воспитанию цельной личности, индивидуальности.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress