2.2.Модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода

Следующий параграф: 2.3. Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры

Кандидатская диссертация.

2.2.Модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода

 

Для реализации замысла исследования мы избрали метод моделирования – воспроизведение некоторых характеристик объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения (В. В. Краевский). Метод моделирования помогает воспроизвести целостность изучаемого объекта, его структуру, связи, функционирование, сохранить эту целостность на всех этапах исследования. Моделирование процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников предполагает построение системы, функционирующей аналогично исследуемому процессу. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Нам близка позиция Е. Л. Рудневой, которая считает, что создание упрощённой модели системы – действенное средство проверки истинности полноты теоретических представлений.

Разрабатывая модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода, мы провели анализ исследований, посвящённых моделированию воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование качеств личности обучаемых.

Результаты анализа показали, что в настоящее время отсутствует модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода. Модели, описание которых даётся в разных источниках, представляют собой либо модели формирования содержания образования на основе культурологического подхода, либо модели формирования какого-либо определённого элемента культуры личности (например, экологической культуры), а также, отдельных качеств личности школьника.

Так, для осуществления цели формирования экологической культуры у школьников, как важной составляющей общей культуры, В. Н. Алексеенко избирает концепцию личностно-ориентированного образования культурологического типа Е. В. Бондаревской. В основе данной концепции обозначены не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребёнка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объём знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика [45, 136,с.44].

Разработанная автором модель реализации культурологического подхода в образовательном учреждении опирается на культуру в содержании обучения и воспитания с акцентом на экологию. В основу организации учебно-воспитательного процесса положены принципы интеграции, культуро- и природосообразности.

Важна для решения задач нашего исследования и модель культурологического образования, разработанная коллективом авторов: П. Г. Игнатович,  (научный руководитель), Я. Д. Григорович, Т. В. Карнажицкая, И. Л. Коган, А. В. Макаров, А. В. Позняков, А. И. Смолик [157]. Их модель, направленная на формирование личности современного человека, основывается на положении, что культура в максимально широком понимании есть совокупность способов существования и жизнедеятельности человека, а также результаты его существования и жизнедеятельности в прошлом, настоящем и будущем.

Строится модель в соответствии с тремя возрастными периодами: начальное звено, средние классы, старшие классы, которые отвечают трём стадиям культурологического обучения учащихся. Данная модель представляет собой общую схему работы

образовательного учреждения по формированию личности школьника. Она включает такие компоненты, как содержание образования, распределение его по стадиям культурологического обучения учащихся с учётом их возрастных особенностей, принципы, подходы, формы, методы работы.

Модель  гуманитарного  образовательного  проекта  «Человек  культуры», разработанная В.А.Возчиковым и К.Г. Колтаковым в Бийском педагогическом университете, включает в себя целевой, содержательный и результативный компоненты. Целевой компонент содержит цели создания условий, способствующих становлению, развитию и образованию человека. Содержательный компонент включает в себя культурологические образовательные программы и интегративные курсы. В результативный компонент включены воспитание человека культуры – личности, духовно связанной со своей Родиной, её традициями и национальными особенностями, а также, разработка новых интегративных курсов, учебных направлений как показателей развития образовательной системы [62].

Из вышесказанного видно, что рассмотренные модели представляют собой проекты деятельности учебных заведений в части общекультурного развития личности, а также, формирования отдельных качеств личности.

Учитывая описанный в литературе теоретический и практический опыт построения моделей и опираясь на наши экспериментальные исследования, мы разработали модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода.

Исследуя возможности культурологического подхода мы выяснили, что он обеспечивает приоритет личности и понимание её как носителя и творца культуры. Процесс формирования качеств личности человека культуры у школьников осуществляется во время овладения социокультурным опытом предыдущих поколений и трансляции культуры во взаимодействии с другими людьми.

Разрабатывая модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, мы пытались создать условия для полноценного развития и проявления  качеств личности человека культуры, раскрытых нами в параграфе 1.2.: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и диалогу.

Разработанная нами модель включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативный. Охарактеризуем эти компоненты модели  (рис. 4).

Целевой компонент модели формирования качеств личности человека культуры у школьников включает цель, задачи и принципы.

Целью является формирование качеств личности человека культуры у школьников: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу и творчеству. Для её достижения мы решали следующие задачи:

1.Наполнить содержание обучения культурологической информацией (сведениями о фактах и явлениях культуры, о людях, об отдельных личностях, повлиявших на развитие общества и т.п.).

2.Нацеливать учащихся на овладение знаниями о культуре предыдущих по- колений, представленной в содержании образования.

3.Формировать гуманистические взгляды на мир, социум, ценностное отношение к культурному опыту людей и явлениям действительности.

4.Включить школьников в культуротворческую деятельность (основанную на творчестве и диалогических взаимоотношениях в процессе познания социокультурного опыта предыдущих поколений).

Цель: Формирование качеств личности человека культуры у школьников 

 

Задачи:1.Наполнить содержание обучения культурологической информацией.2.Нацеливать учащихся на овладение знаниями о культуре предыдущих поколений, представленной в содержании образования.

3.Формировать гуманистические взгляды на мир, социум, ценностное отношение к культурному опыту людей и явлениям действительности.

4.Включить школьников в культуротворческую деятельность.

5.Способствовать развитию диалогических и сотруднических отношений между учителями и учениками.

Принципы:Гуманизация и демократизация; целостность; культурологизация содержания обучения; культуросообразность; индивидуализация; преемственность; интеграция на культурологической основе; диалогическое общение; свободный выбор; творчество.

 

Содержание                                                                       

компонент

Культурологическая информация, введённая в школьные предметы в виде пословиц, загадок, сказок, биографий учёных, иллюстраций с картин, символики, сведений о лечебных свойства трав, мифов о земле, реках и т.п. Культурные традиции, духовно-материальный опыт культуры, раскрывающийсяв культурологических  предметах: «Народная культура», «Культура России», «МХК», «Религии мира», «Введение в культурологию». Содержание дополнительного образования, позволяющее овладеть практически опытом культуры: «Глиняная игрушка», «Резьба подереву», «Танцевальный»,«Кружевоплетение»,

«Народный костюм»,

«Драматический» и др.


Пути и средства
Культурологическое  осмысление изучаемого материала.-Интеграция знаний на культурологической основе   -Осуществлениепреемственности в культу-рологическом образовании школьника.

 

  -Созданиекультуротворческой образовательной среды путём  организации условий сотрудничества учеников и учителей в различных видах деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии: когнитивный, мотивационно-ценностный, личностный критериев и соответствующие показатели.

 

 

 

Уровни сформированности  качеств личности человека культуры

 

 

Результат: сформированность качеств личности человека культуры:духовность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и диалогу

 

 

 

Рис. 1. Модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода.

5.Способствовать развитию диалогических и сотруднических отношений между учителями и учениками.

Опираясь на культурологический подход, мы определили принципы формирования качеств личности человека культуры у школьников, которыми

руководствовались в процессе реализации модели:

1)гуманизации и демократизации;

2) целостности;

3)культурологизации содержания обучения;

4)культуросообразности;

5)индивидуализации;

6)преемственности;

7)интеграции на культурологической основе;

8)свободного выбора;

9) диалогического общения;

10)творчества.

Кратко охарактеризуем их. Использование принципа демократизации способствовало созданию условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала: позволило осуществить переход к суъект-субъектным взаимоотношениям учителей и учеников, дать право обучающимся на собственные взгляды и свободный выбор в сферах учения и разностороннего саморазвития.

Принцип гуманизации реализуется через организацию воспитывающего образования, использование личностного подхода, отношений сотрудничества, состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей, гуманизма, уважения к личности ребенка. Он регламентирует отношения педагогов и учеников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. От учителя требуется умение создать благоприятный психологический климат в классе, положительный эмоциональный фон.

Используя принцип целостности, мы стремились к неразрывному единству процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования качеств личности человека культуры. Воспитание и обучение зависят друг от друга, но решают разные задачи. Содержание обучения  составляют, в основном, научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают

нравственные нормы, правила, ценности, идеалы. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Под культурологизацией образования учёные (М.А.Акопян, И.В.Воловик, Л. В. Москаленко, Г. П. Пирожков) рассматривают внесение культурологической информации в содержание учебных предметов, введение культурологических предметов в учебные планы образовательных учреждений, организацию образовательного процесса на основе диалогических отношений  для преодоления предметной замкнутости, интеграции содержания образования в целостную систему, способствующих становлению личности и её адаптации в современных социокультурных условиях жизни.

Использование принципа культурологизации позволило нам внести в содержание обучения культурологическую информацию, увеличить гуманитарную составляющую содержания обучения, «очеловечить» научные знания школьных предметов, рассматривать их как произведения творчества личностей – учёных, их создававших.

Принцип культуросообразности давал возможность самоидентификации личности ученика в современной  культуре, самоорганизации собственной жизни на основе высших человеческих ценностей, быть сообразным культуре того места и времени, в которых он живёт.

Принцип индивидуализации заключается в том, что ученик является ценностью как носитель и творец культуры, неповторимый и уникальный. Использование данного принципа позволяло организовать образовательный процесс сообразно индивидуальным возможностям и способностям школьника.

Принцип преемственности, проявляющийся в непрерывности процесса

образования, когда каждая новая ступень обучения опирается на предыдущую и готовит к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных и других способностей учеников. Посредством преемственности достигалась целостность образовательного процесса и его восходящий характер.

Принцип интеграции на культурологической основе реализовывался посредством объединения всего школьного предметного знания, воспитательно-образовательного пространства школы на основе  культурологического знания. Цель формирования качеств личности человека культуры у школьников решалась на основе ценностного осознания культурного пути человечества, представленного в содержании культурологических предметов и опыта развития общества, представленного в школьных предметах.

Принцип свободного выбора предполагал свободное волеизъявление и самопроявление личности школьников в разных сферах учебно-познавательной и развивающей деятельности школьников. Без этого, с нашей точки зрения, невозможно формирование таких качеств личности человека культуры, как самостоятельность, способность к творчеству.

          Принцип диалогического общения предполагал создание условий субъект-субъектных взаимоотношений. Они характеризуются равноправием субъектов общения, толерантным отношением к мнению другого человека. Использование данного принципа способствовало созданию ситуаций свободной коммуникации между участниками образовательного процесса, способствующей формированию качеств нравственного поведения, самостоятельности, способности к диалогу.

Познание мира, творчество и диалог выявлены нами как способы саморазвития и самореализации личности на основе культурологического подхода (параграф 2.1). Поэтому творчество является для нас принципом формирования качеств личности человека культуры у школьников. Мы реализовали принцип творчества, нацеливая учеников на выявление своих талантов и способностей, творческое самопроявление, поиск своего «дела жизни» — профессии и создавая условия для наиболее полного раскрытия внутреннего потенциала личности школьника.

Цели и задачи формирования качеств личности человека культуры у школьников определяют её содержательный компонент.

Определяя содержание формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, мы учитывали, что оно должно  содержать в себе в качестве учебного материала культурологическую информацию, способствующую овладению школьниками социокультурным опытом предыдущих поколений, выраженном в знаниях, видах и способах деятельности, правилах межличностного взаимодействия, общения и т.п., направленную на развитие качеств личности.

Первым и основным элементом содержания формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода стали культурологические знания, обеспечивающие гуманизацию содержания образования, интеграцию школьных предметных знаний, внесение смыслового аспекта в содержание обучения, формирование мотивации к познанию и саморазвитию.  Культурологические знания были представлены: 1) культурологической информацией: в программы школьных предметов и программы кружков по интересам включалась информация о событиях и явлениях культуры, которая рассматривалась с гуманистической и ценностной точек зрения, представлялась ученикам как опыт совместной жизни в социуме и творчества предыдущих поколений людей;

2)культурологическими предметами, исторически последовательно знакомящими школьников с опытом культурного развития человека и общества в различных областях жизнедеятельности и творчества: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира»,  «Введение в культурологию» (Приложения 5,6), которые были введены  в вариативную часть учебного плана.

Включение культурологических знаний в содержание обучения производилось на основе учёта возрастных особенностей школьников.

Ещё одним элементом содержания формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода были программы кружков по интересам, введённые в учебный план  с целью разностороннего развития,  творческой самореализации, выявления природных способностей, талантов и самоосуществления личности школьника для формирования их способности к творчеству.

Содержание формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода служило когнитивной основой для достижения поставленной цели.

Технологический компонент модели включает в себя пути и средства формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода. Путь – это направление, маршрут; направление деятельности, развития чего-нибудь, образ действия [165, с.550]. Средство – это приём, способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [165, с.660]. В нашей модели направления экспериментальной педагогической деятельности (пути) одновременно являются и средствами, так как представляют собой и способы достижения цели.

Внедряя модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, мы реализовали в эксперименте следующие пути и средства: культурологическое осмысление изучаемого материала; интеграция знаний на культурологической основе; осуществление преемственности в образовании школьника; создание культуротворческой образовательной среды путём организации условий сотрудничества учеников и учителей в различных видах деятельности: введения в воспитательно-образовательный процесс научного общества учащихся, фольклорно-этнографического музея «Традиции и современность», дополнительного образования, создания детского объединения «Возрождение», тимуровского отряда «Забота». Раскроем их суть.

Культурологическое осмысление изучаемого материала – осмысление его с гуманистической и ценностной точек зрения – является важным направлением педагогической деятельности и средством формирования качеств личности человека культуры у школьников на  основе реализации культурологического подхода. Размышляя, к примеру, над ценностью для людей того или иного открытия, ученик испытывал чувство гордости за достижения человека в истории. Ища смысл сказки, мифа, школьник поражался мудрости древних, создавших язык символики, постигал значение гуманности, доброты, честности, представленных в произведениях народного творчества, начинал по другому видеть отрицательные черты человека, осмеиваемые в них. Всё это было призвано способствовать формированию у него  гуманистического взгляда на мир, выработке уважительного отношения  к разноплановому, накопленному предыдущими поколениями опыту культуры, начинал чувствовать свою причастность к нему, ответственность, что способствовало формированию у него качеств личности человека культуры.

Примеры экспериментальной деятельности в этом направлении представлены нами в параграфе 2.1.

Интеграция знаний на культурологической основе также является важным направлением деятельности и средством формирования качеств личности человека культуры у школьников, так как при этом в сознании обучающегося складывается целостная картина мира, появляется возможность увидеть какое-либо явление или процесс разносторонне,  идет накопление личностью необходимых и целостных представлений о мире для наработки на их основе собственного опыта, что влияет на её качественное изменение.

Примером являются интегрированные на культурологической основе уроки и дни интегрированных знаний. Интегрированные уроки проводились по мере целесообразности, в случаях, когда необходимо было рассмотреть явление со сторон разных предметов или объединить изученные знания. Дни интегрированных знаний проводились несколько раз в год для каждой параллели классов (Приложение 7). Общей педагогической целью уроков, интегрированных на культурологической основе, было формирование целостного представления обучающихся об окружающем мире и социуме в их естественном развитии,  разъяснение моральных принципов и духовно-нравственных ценностей мира, места в нём человека и человеческого общества, ориентирование учащихся на осознание практической значимости изучаемых понятий, на применение полученных знаний в жизни. При этом на каждом уроке решались и свои частные цели при изучении темы предмета.

Поставленные на интегрированных уроках цели достигались путём:

— соединения разобщённых сведений о каком-либо явлении на основе привлечения межпредметных знаний, в том числе, культурологических, когда у школьника появляется возможность обобщения изученных в разных предметах материалов об одном явлении или предмете;

— рассмотрения изучаемых явлений с позиций логического и чувственного восприятия, с гуманистической и ценностной точек зрения;

— опоры на собственный опыт школьника и его первоначальные знания об изучаемом материале.

Другим путём и средством достижения цели формирования качеств личности человека культуры у школьников в модели является осуществление преемственности в образовании личности школьника. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, в обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе процесс преемственности означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. В педагогике преемственность характеризуется как непрерывность на границах различных этапов обучения в рамках целостной системы образования (А. А. Леонтьев). Она обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально-эмоционального, художественно-эстетического и др.), а также, за счёт нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям образования. А. В. Батаршев выделяет три элемента системы преемственности обучения: 1) преемственность в становлении личности обучающегося; 2) преемственность в содержании обучения; 3) преемственность в методах, формах и средствах обучения.

В нашей модели принцип преемственности реализовался в этих трёх ипостасях. Во-первых, преемственность в становлении личности обучающегося реализовывалась посредством использования возможностей культурологического подхода. Во-вторых, преемственность в содержании обучения обеспечивалась через введение в учебный план школы культурологических предметов: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Культурология», исторически последовательно представляющих опыт культуры. В третьих, преемственность в методах, формах и средствах обучения проявлялась в рациональном подборе методов преподавания и методов учения, характеризующихся активными действиями учащихся, межличностным сотрудничеством и диалогическим общением, что способствовало развитию качеств личности человека культуры у школьников.

Одним из путей и средств формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода является проведение уроков с применением активных методов обучения: исследования, художественно-педагогической драматургии, проживания, игры и т.п. На уроках, разработанных с применением таких методов, ученики ставятся в условия активного действования, а  учителя становятся организаторами и регуляторами познавательной учебной деятельности школьников. При этом развивается сотрудничество, что способствует формированию диалогических взаимоотношений, выработке нравственных и коммуникативных качеств личности.

Важным путём достижения цели и средством формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода явилась создание культуротворческой образовательной среды путём организации сотрудничества учеников и учителей в классно-урочной и внеклассной деятельности. При этом мы опирались на идею и опыт создания культуротворческой образовательной среды А. А. Макареней. Под культуротворческой образовательной средой понимается совокупность материальных и духовных условий, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. Автором выделяются внешкольные и внутришкольные условия. К внешкольным относятся окружающие ученика географическая (местный ландшафт и его особенности), социально-экономическая (материальная и технологическая) и культурно-образовательная (учреждения культуры, образования, науки, музеи, памятники культуры, промыслы) среды. Их можно использовать в комплексе, как различные условия (среды) для развития качеств личности школьников, организуя различные экскурсии, походы на природу, в музеи, побуждая включиться в разнообразную деятельность по выявлению у себя своих способностей и талантов.

К внутришкольным условиям А.А.Макареня причисляет: а)использование обучающих, воспитывающих, развивающих функций школьных предметов, преподавание которых ведётся на интегрирующей культурологической основе; б)использование методов, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся; в)уважение к личности ученика, использование его возрастных и индивидуальных особенностей. Согласно определению А.А.Макарени, указанные условия представляют собой культуротворческую образовательную среду, в которой и осуществлялось формирование качеств личности человека культуры у школьников.

Используя вышеописанные условия в комплексе, мы создали культуротворческую образовательную среду, обучаясь в которой, ученик может, активно и творчески действуя, впитывать в себя общечеловеческие ценности и идеалы, полноценно развиваться как личность.

Организуя культуротворческую образовательную среду в школе, мы использовали как внешкольные, так и внутришкольные условия. Так, географическая среда располагала к неформальному общению учителя и учеников, способствовала развитию коммуникативных и нравственных качеств, формированию мотиваций к познанию. Во время эксперимента нами проводились туристические походы, этнографические экспедиции для учащихся среднего и старшего звена. Туристические походы проходили в рамках туристического кружка. В них ученики закрепляли теоретические знания и получали практические умения о жизни и поведении на природе.  В этнографических экспедициях участвовали школьники, получившие навыки туриста, и занимающиеся в научном обществе учащихся.

Формирование культуротворческой образовательной внутришкольной среды происходило посредством организации сотрудничества учеников и учителей в классно-урочной и внеклассной деятельности.

Культуротворческая образовательная среда на уроке создавалась путём организации бесед, диспутов, применения активных методов обучения, способствующих проявлению обучающимися активности, самостоятельности, творческого подхода к выполнению заданий (самостоятельная работа с учебником, выполнение  дифференцированных заданий, выступление в роли консультанта и т.п.). В этом случае на уроке образовывались условия равнопартнёских, диалогических взаимоотношений между учителем и учениками.

Во внеклассной работе культуротворческая образовательная среда предполагала сотрудничество учеников и учителей в исследовательской, художественной, общественной деятельности.  Для этого были организованы:  Научное общество учащихся (НОУ), тимуровский отряд, в учебный план школы введены кружки художественной самодеятельности, декоративно-прикладного искусства, спортивные кружки, позволяющие школьникам разносторонне (умственно, эстетически, физически и т.п.) развиваться.

Создание культуротворческой образовательной среды позволило расширить спектр теоретических познаний учеников о мире, культуре, в которой они живут и развиваются. Наиболее важным явилось приобретение учащимися собственного опыта в различных видах деятельности, овладение практическими умениями технологического характера (технологии актёрского труда, танцевального искусства, лепки из глины, изготовления мягкой игрушки, кружевоплетения, выращивания и ухода за комнатными растениями, сольного и хорового пения, организаторского искусства). Это позволило индивидуализировать образовательный процесс, сохранить уникальность и неповторимость каждого отдельного школьника, добиться в ходе деятельности актуализации и реализации его потенциальных творческих способностей.

Всё вышесказанное позволило наиболее полно представить социокультурный опыт предыдущих поколений школьникам для достижения цели формирования у них качеств личности человека культуры на основе реализации культурологического подхода.

Результативный компонент разработанной модели включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников. Результат определяется по критериально-оценочному аппарату с использованием когнитивного, мотивационно-ценностного и личностного критериев. Эффективность модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода оценивается путём сравнения результатов на начальном и конечном этапе исследования, согласно выделенным уровням сформированности: высокого, среднего и низкого. Результат представляет собой сформированность качеств личности человека культуры у школьников: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к творчеству и диалогу.

Выделенные нами составляющие модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода взаимодействуют в воспитательно-образовательном процессе школы и составляют целостное единство. Поскольку модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода является частью всей образовательной системы школы, её содержательный компонент органично вплетается в содержание целостного процесса образования в школе. Взаимодействие перечисленных выше составляющих содержания разработанной модели на практике позволяет сделать содержание школьного образования средством развития личности и обусловливает возможность формирования качеств личности человека культуры у школьников в процессе осмысления, «проживания» содержания образования.

Формирующий эксперимент по реализации модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода будет описан в следующем параграфе настоящей работы.

2.3. Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры

Пожалуйста, ответьте мне добром — поделитесь ссылкой в соцсетях. Спасибо!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress