2.3. Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры

Кандидатская диссертация.

2.3. Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры

 

Для апробации построенной нами модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода необходимо было разработать технологию её реализации.

Под педагогической технологией понимается совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками [171,c.592].

В силу особенности нашего исследования, нацеленного на формирование качеств личности человека культуры у школьников: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу и творчеству, при разработке технологии мы опирались на то, что человек культуры – это личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений и живущая по гуманистическим принципам (параграф 1.2.).

Учитывая существующий опыт реализации культурологического подхода, его возможностей в 

формировании качеств личности человека культуры у школьников, собственный опыт его внедрения в общеобразовательной школе, нами была разработана технология реализации модели, включающая:

культурологическое осмысление изучаемого материала (с гуманистической и ценностной точек зрения), нацеленное на выработку гуманистического взгляда на мир, уважительного отношения к разноплановому, накопленному предыдущими поколениями опыту культуры;

— интеграцию знаний на культурологической основе, направленную на формирование гуманистического представления учеников о целостной картине мира, о культуре как опыте предыдущих поколений в различных сферах жизни и деятельности людей, его ценности для молодого человека, вступающего в жизнь.

— осуществление преемственности в культурологическом образовании  школьников через введение в учебный план школы культурологических предметов, исторически последовательно представляющих развитие культуры;

— создание культуротворческой образовательной среды путём организации условий сотрудничества учеников и учителей в различных видах деятельности: введения в воспитательно-образовательный процесс научного общества учащихся, фольклорно-этнографического музея «Традиции и современность», дополнительного образования, создания детского объединения «Возрождение», тимуровского отряда «Забота».

Разработанная технология осуществлялась в ходе формирующего эксперимента в школе народной культуры – МОУ «Средняя общеобразовательная школа народной культуры №2» г. Осинники Кемеровской области.

В данном параграфе раскроем компоненты технологии реализации модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.

Источниками культурологической информации стали культурологические предметы и, сопутствующая им, культурологическая литература.

Решая задачу наполнения содержания обучения культурологической информацией, призванной стать теоретической базой для овладения опытом культуры предыдущих поколений в различных сферах жизни людей, нам необходимо было определить, какие культурологические материалы станут наиболее приемлемыми в условиях данной общеобразовательной школы.

Анализ природно-географических и социальных условий расположения микрорайона школы, особенностей контингента учащихся и их семей, позволил сделать выводы, что наиболее приемлемым культурологическим знанием, способствующим овладению школьниками опытом культуры, и которое можно интегрировать в содержание школьных предметов, является народная культура.

Мы опирались на то, что народная культура лежит в основе развития всей общечеловеческой культуры.  В  народной культуре человек жил в целостном мире, где теория сочеталась с практикой жизни, духовное определяло материальное развитие. На основе этой целостности складывались нравственные отношения. При этом мы использовали программу преподавания предмета «Народная культура» Т. А. Пигиловой, которая предлагала, положив в основу содержания образования русскую народную культуру, обращаться и к ценностям, и особенностям других национальных культур, прежде всего тех, представителями которых являются учащиеся школы.

Мы разделяем позицию Т. А. Пигиловой о том, что школьникам необходимо познание национальной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, осознание того, что их ценности – общие для всех народов (семья, любовь к детям, уважение к старикам, красота и т.п.) [239]. Такой концептуальный подход к преподаванию предмета «Народная культура», с нашей точки зрения, был наиболее приемлемым для формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе внедряемой модели, так как исследование национального состава семей учащихся показало, что в школе обучаются учащиеся одиннадцати национальностей: русские (82,7%), украинцы (5,8%), татары (6,6%), шорцы (1,4%), киргизы (0,6%), чуваши (0,3%), немцы (0,9%), ульчи (0,3%), азербайджанцы (0,6%), молдаване (0,3%), таджики (0,6%).

Народную культуру мы положили в основу организации воспитательно-образовательного процесса на всех ступенях обучения, она же явилась звеном, интегрирующим всё содержание образования, а школа стала развиваться как школа народной культуры.

Ученикам школы, в своём большинстве живущим в частном секторе, в условиях, близких к крестьянскому образу жизни, народная культура оказалась близка, понятна и интересна. На это указывали ежегодные опросы  учеников 5 – 11 классов, а также, ежегодно проводимое в рамках формирующего эксперимента исследование комфортности учащихся в школе. Для этого использовалась методика «Поставь оценку учителю и школе» (рис.2,3).

Изучение комфортности учащихся в школе

Рис.2. Исследование отношений «ученик – учитель-предметник», 2003г.

Рис.3. Исследование отношений «ученик – учитель-предметник», 2007г.

 

На рисунках 2 и 3 отражены результаты проводимого исследования за 2003 и 2007 годы. Их сравнительный анализ показал, что  учитель народной культуры (Н.Б.Кулик), и, следовательно, предмет «Народная культура», имеет высокий рейтинг. Показатели 2004 — 2006 г.г. по данному исследованию имеют близкие результаты. Результаты исследования подтверждали правильность выбора народной культуры основным содержанием культурологического образования учеников школы для культурологического осмысления изучаемого материала.

Однако после одного года работы школы в рамках формирующего эксперимента, учитывая большой интерес школьников к культурологическому знанию, мы пришли к выводу о том, что целесообразно знакомство учащихся с культурой расширить. Мы посчитали, что для формирования качеств личности человека культуры на реализации основе культурологического подхода учащимся полезно будет исторически последовательно познакомиться с опытом русской и общечеловеческой культуры в её эволюции и многоплановости, анализируя опыт предыдущих поколений в различных сферах жизни людей, сформировать понимание современной социокультурной ситуации, благополучно адаптироваться в обществе и быть успешными в нём.

В связи с этим в учебный план школы (в вариативную его часть), как уже было отмечено в параграфе 2.2., мы ввели ряд культурологических предметов: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Основы культурологических знаний» (Приложения 5,6).

Целостное  культурологическое знание стало интегрирующим звеном всего содержания образования, а народная культура осталась базовой основой культурологического просвещения школьников, овладения ими опытом культуры, выработки качеств личности человека культуры.

Культурологические предметы были введены в содержание образования школьников с первого по одиннадцатый класс. Технология реализации разработанной модели включала три этапа формирования качеств личности человека культуры у школьников.

Первый этап осуществлялся на первой ступени обучения – пропедевтический этап (1 – 4 классы). В базовый учебный план начальной школы был введён предмет «Народная культура».

Содержательной основой предмета «Народная культура» в начальной школе являлся природный годичный цикл жизни человека, включающий в себя народные праздники и деятельность людей в разные времена года, взаимоотношения человека с другими людьми, миром природы, ценности христианской культуры. Всё это способствовало расширению представлений учащихся об окружающем  мире, межличностных и социальных отношениях. «Народная культура» являлась системообразующим предметом в цикле преподаваемых предметов в начальной школе. На его основе интегрировались все остальные знания по предметам, в содержание которых вводилась культурологическая информация.

На формирование качеств личности человека культуры у школьников в начальной школе были направлены и внеклассные мероприятия: «Семейные посиделки», праздники народного (Осенины, Яблочный спас, Рождество, Щедрый вечер, Масленица) и современного (Новый год, 8 марта, 23 февраля) календаря.

Посещение созданного в школе фольклорно-этнографического музея «Традиции и современность» также содействовало формированию у младших школьников первоначального социального опыта общения, поведения, взаимоотношений с учениками других возрастных групп.

На занятиях факультативного курса «Психология» обращалось внимание учеников на самих себя, раскрывались правила межличностного общения.    Младшие школьники, в соответствии со своими интересами и наклонностями, посещали кружки дополнительного образования, которые способствовали их разностороннему развитию и приобретению практического опыта культуры предыдущих поколений в различных сферах жизни людей (в художественно-прикладном, театральном искусстве, танце, спорте).

Второй этап формирования качеств личности человека культуры у школьников был связан с введением культурологической информации в содержание образования на второй ступени обучения (5-9 классы). Прежде всего это материалы устного народного творчества, этической и художественно-эстетической направленности.

Обеспечивалась преемственность в изучении предметов культурологического цикла, которые являлись интегрирующей основой освоения всех предметов данной ступени. Предмет «Народная культура» на этом этапе плавно переходит в предмет «Культура России» и включает следующие разделы: «От язычества к христианству» (5 класс), «Культура православия» (6 класс), «Жизнь и быт восточных славян» (7 класс), «Семейно-бытовые обряды» (8 класс), «История и культура Кузбасса» (9 класс).

Культурологический блок  в этом звене увеличивается в  объёме. С шестого класса в него включается предмет «Мировая художественная культура», позволяющий расширить рамки культурных представлений учащихся о мире и человеке с позиции гуманизма, ценностей и смыслов человеческой жизни, поиска общего и различного у людей – представителей разных культур и разных исторических времён. В девятом классе изучение предмета «Культура России» заканчивалось.

На третьем этапе формирования качеств личности человека культуры у школьников (10 – 11 классы) в содержание образования также вводится культурологическая информация. Преемственность культурного развития личности учащихся сохраняется. Процесс формирования качеств личности человека культуры у школьников этого возраста осуществлялся на основе культурологического блока, в который входили курсы: «Религии мира» (10 класс), «Основы культурологических знаний» (11класс), «Мировая художественная культура» (10 – 11 классы). Материалы по народной культуре, культуре России были включены блоками в предметы «МХК», «История». Кроме того, старшеклассникам предлагался факультатив «Этнопсихология семейных отношений». На этом этапе учащиеся определялись с выбором дальнейшего пути и получали углубление знаний по отдельным предметам на факультативных занятиях.

В ходе рассмотренных этапов и осуществлялась технология реализации разработанной нами модели. Первым и одним из важных её элементов являлось культурологическое осмысление изучаемого материала.

Культурологическое осмысление изучаемого материала – с  гуманистической (основанной на принципах добра) и ценностной (имеющей добро как ориентир жизни) точек зрения было нацелено на выработку гуманистического взгляда на мир, уважительного отношения к разноплановому, накопленному предыдущими поколениями опыту культуры и направлено на формирование духовности личности, эстетических, нравственных качеств, позитивного взгляда на мир.

Для осуществления культурологического осмысления изучаемого материала на всех ступенях обучения школьников применялись методы: беседы, дискуссии и диалога культур.

Метод беседы – диалогический метод обучения, при котором при помощи продуманных вопросов ученики подводились к пониманию изучаемого материала. Метод дискуссии – основан на обмене взглядами по определённой теме, причём эти взгляды отражали собственное мнение участников. Уже в начальной школе  с его помощью формировалась самостоятельность мышления учеников, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, что впоследствии способствовало более глубокому пониманию изучаемого материала и вырабатывало умение считаться с мнением других.

Метод диалога культур состоит в понимании современной культуры как совокупности существующих культур, находящихся во взаимодействии (диалоге) друг с другом. Осваивая отдельные их элементы, человек также вступает в диалог внутренний (с самим собой) и внешний (с окружающим миром: с другими людьми, с авторами книг, произведений искусства, с предметами и явлениями окружающего социального и природного мира и т.д.), что способствует его самопознанию и саморазвитию в процессе жизни и деятельности. В результате человек, усваивая духовные ценности культуры, как бы «из-обретает» мир для себя впервые, познаёт его физические и нравственные законы, формирует свою личность на гуманистических началах.  (В.С.Библер).

Таким образом, диалог культур представляет собой двустороннюю информационную связь, которая осуществляется с помощью диалогового общения – форма общения, основывающаяся на внутреннем принятии друг друга (автора текста, художественного произведения и т.п.) как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов.

Проведение уроков с применением этих методов побуждало учеников к самостоятельным действиям, что содействовало формированию у школьников духовности, самостоятельности, важных  качеств личности человека культуры. Кроме того, на таких уроках развивались сотруднические отношения между учениками, учениками и учителем, что способствовало формированию диалогических взаимоотношений, выработке нравственных и коммуникативных качеств личности.

Приведём примеры применения этих методов для культурологического осмысления изучаемого материала. Содержание обучения при этом  формировалось путём интеграции культурологического знания в содержание школьных предметов, а также, организовывалось с помощью культурологической информации нравственного содержания, вносимой в школьные предметы.

К примеру, при изучении темы «Времена года. Осень» во втором классе после прочтения отрывка «Русский лес» И.Соколова-Микитова предлагалось рассмотреть иллюстрации И.Левитана «Золотая осень», «Осень в берёзовом лесу» и побеседовать о красоте русской природы в осеннюю пору. Ученикам предлагалось рассмотреть, как художник изображает осень на своих картинах, ответить на вопросы: «Чем красив лес в осеннюю пору?», «Что можно увидеть и услышать в лесу?», «Как передают авторы: писатель и художник красоту осеннего леса?». Школьники отвечали, что «лес красив цветами — красным, рыжим, жёлтым»; «на картине у деревьев осенние листья разных цветов: есть жёлтые, есть алые, а есть ещё и зелёные»; «осень золотая – потому что на солнце листья яркие, как золотые!». Затем задавался вопрос: «А подходит ли текст прочитанного нами рассказа к тому, что нарисовано художником?» — «Да, — отвечали ученики, приводя примеры из текста: «Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие листья» и т.п. «А что вы чувствуете, когда смотрите на осенние деревья?». Выяснялось, что ученики в своём большинстве не обращали внимания на природу вокруг них, и только некоторые вспоминали: «Когда были с папой в лесу – ходили за грибами – было тихо-тихо…», «А у нас в огороде красота: яблочки красные-красные!», «А я вспомнил, как шелестит листва под ногами…». Наблюдая за поведением учеников на уроке, было видно, что каждый в данный момент вспоминает и осмысливает свой опыт «встречи с осенью».

Культурологическое осмысление прочитанного рассказа и увиденных картин помогало расширению в их сознании образа осени и чувств человека, с нею связанных, осознанию ценности для человека красоты окружающего мира, что способствовало формированию духовности личности, эстетических, нравственных качеств, позитивного взгляда на мир.

Кроме того, культурологическое осмысление изучаемого материала организовывалось с помощью культурологической информации нравственного содержания, вносимой в школьные предметы в виде пословиц, загадок, сказок, иллюстраций с картин, которые вводились в содержание уроков в соответствии с темой урока и решало прежде всего воспитательные задачи. Средством их решения были специально разработанные микробеседы нравственной направленности.

Приведём пример культурологического осмысления изучаемого материала для формирования качеств личности человека культуры в среднем звене обучения — микробеседу о качествах личности, проведённую с учениками шестого класса (Приложение 8). На уроке истории по теме «Россия в середине и второй половине 18 века» при её проведении были использованы репродукции картин французского художника Луи Каравака «Портрет в карнавальных костюмах внуков Петра 1: царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны» и Ивана Вишнякова «Портрет князя Фёдора  Николаевича Голицына в детстве».

Ученикам  предлагалось рассмотреть лежащие на каждом столе репродукции с картин, а затем побеседовать о них. В совместном рассуждении выяснялось, что дети из далёкого прошлого и современные дети мало чем отличаются друг от друга, разве что одеждой. Обращаясь к своему опыту, сравнивая людей разных эпох с современниками, с самими собой, школьники приходили к выводу, что люди разных времён «разные и … одинаковые, похожие» (Юля К.), «лица людей выражают те же чувства, что и у современных людей» (Катя Ю.),  «у детей одни и те же желания и расстройства» (Ваня В.), Юра К. развивает свою мысль: «думаю, дети всегда любили бегать и играть, и плакали, если им было плохо».

Глядя на лица детей на картинах, размышляя, какой у каждого из них характер, какими они могут обладать качествами, школьники давали им свои характеристики: у мальчика взгляд сосредоточенный, внимательный, возможно, он аккуратный и старательный; у девочек характер, скорее всего, разный. Одна хитренькая, весёлая, наверное, она фантазёрка и выдумщица. Другая задумчивая, гордая. Она не очень-то любит веселиться, но, наверное, любит читать.

Наши наблюдения во время занятия показали, что учащимся нравится по лицам угадывать характер девочек и мальчика. Незаметно беседа переключалась на положительные качества личности современных детей и людей вообще. Школьники говорили, что им больше всего нравятся люди добрые, не драчуны и не воображалы.

Разговор переходил на то, нужно ли прикладывать усилия к выработке в себе положительных качеств. Шестиклассники высказывали суждение, что нужно: а как же человеку избавиться от отрицательных качеств? Они  отмечали, что не всегда замечает человек, что сделал или повёл себя плохо. Совместно беседуя, все приходили к выводу, что другие дети могут сказать ученику, что он неправильно поступил. Он же не должен обижаться, а стараться так больше не делать.

Таким образом, без назидания и увещеваний, советов со стороны учителя, школьники, размышляя, учились делать самостоятельные выводы, принимать внутренне обоснованные решения о своём поведении, что способствовало формированию у них качеств личности человека культуры: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу.

Культурологическое осмысление изучаемого материала,  осуществляющееся на основе методов беседы, дискуссии, диалога культур с опорой на собственный опыт учеников, содействовало «очеловечиванию» и «оживлению» получаемого знания, приближало к жизни школьника.

Культурологическому осмыслению изучаемого материала способствовало применение ещё одной группы методов – практической направленности – ролевых игр, драматизации, художественно-педагогической драматургии, способствующих преобразованию опыта культуры в собственный опыт личности. Они характеризуются тем, что их использование предполагает чувственное переживание при проживании каких-либо ситуаций или событий.

Так, ролевая игра как метод обучения дает возможность организации учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конкретных ситуаций из жизни общества. Ролевая игра дает школьникам возможность открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях. В нашем случае это проживание ролей героев сказок, притч, мультфильмов  (в начальной школе и среднем звене), героев литературных произведений, представителей разных профессий (в среднем и старшем звене обучения) с элементами ряжения.

В  педагогической практике драматизацией называется ролевая игра, организованная обычно на сюжете литературного произведения. Однако дефиниция этого понятия гораздо шире. Драматизация  предлагает  все  виды  воспроизведения в лицах — от драматических игр-диалогов до  художественно-сценического действия и от импровизации до постановки сценического спектакля. В нашем исследовании метод драматизации понимается как усложнённый вид ролевой игры, когда переживание и проживание ролей и ситуаций происходит при наличии театральных костюмов и антуража. Метод драматизации применялся, в основном, в среднем и старшем звеньях обучения и находился в преемственной связи с методом ролевых игр.

Методы ролевой игры и драматизации применялись при проведении, в основном, итоговых уроков и обучающее-воспитательных внеклассных мероприятий.

Приведём пример применения методов ролевой игры и драматизации при проведении фольклорного праздника «Умелые руки не знают скуки» в школе (Приложение 8). Праздник был организован в конце учебного года и направлен на достижение цели формирования качеств личности человека культуры у школьников посредством объединения усилий всех творческих объединений дополнительного образования: театральной студии, кружков: вокального, танцевального, ложкарей, народного костюма, глиняной игрушки, мягкой игрушки, кружевоплетения и других. Важно, что подготовка его привлекла к студийной и совместной творческой деятельности школьников всех возрастных групп, которые в течение учебного года жили в предчувствии красивого, радостного праздника. Сам праздник стал апофеозом этих приготовлений. Праздник представлял из себя театрализованное представление наработанного опыта объединений дополнительного образования в виде диалога героев: Прошки, Федула, Марьи-искусницы и других. Ими обыгрывались сцены, в которых показывались на всеобщее обозрение поделки декоративно-прикладного искусства, коклюшечного плетения, пирографии и т.д. водились хороводы, пелись песни, частушки. В действо вовлекались и зрители.

На основе опроса учащихся разных возрастов после проведения фольклорного праздника мы установили, что ученики, положительно отзываются о проведении таких мероприятий, им нравится быть участниками общего интересного творческого дела, они высказывали желание дальнейшей работы в этом направлении, были доброжелательны, открыты, проявляли диалогический стиль общения. Таким образом, применение методов ролевых игр и драматизации содействовало формированию качеств личности человека культуры у школьников, указывало на благотворное действие внеклассного мероприятия, проведённого в форме праздника.

Важным элементом технологии реализации модели являлась интеграция знаний на культурологической основе, направленная на формирование гуманистического представления учеников о целостной картине мира, о культуре как опыте предыдущих поколений в различных сферах жизни и деятельности людей, его ценности для молодого человека, вступающего в жизнь.

Интеграция знаний на культурологической основе осуществлялась на всех ступенях обучения с помощью объединения знаний школьных и культуролических предметов, призванных решать задачи расширения представлений о каком-либо явлении, «очеловечивания» знаний для формирования понимания смысла изучения того или иного предмета и ценности приобретённого знания.

Так, на уроках физики в 7-ом классе в изучаемый материал интегрировались литературные тексты. К примеру, при объяснении темы «Архимедова сила» использовался отрывок из произведения А.П. Чехова  «Степь»: «Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной  вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и опять нырнул: опять та же сила не давала ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх». Затем для обсуждения задавался вопрос:  «О какой силе идёт речь в отрывке?».

В теме «Атмосферное давление» рассматривались явления природы,  народные приметы, которые говорят об изменениях в погоде. Совместно обсуждалось, почему ласточки летают низко к плохой погоде; почему суставы ломит к плохой погоде, или её перемене; почему дым из трубы, идущий вертикально вверх – к хорошей погоде и.т.п.  Процессу познания способствовали иллюстрации картин Ф.А.Васильева «Перед грозой» и  И.Агеева «Зимний мотив».

Интеграция культурологического знания в содержание уроков по изучению физических явлений, способствовала «оживлению» абстрактного знания, приближала его к практической жизни ученика, а через это – пониманию ценности предмета изучения и ценности опыта предыдущих поколений в области познания физических законов окружающего мира.

Интеграция знаний на культурологической основе осуществлялась и при проведении внеклассных мероприятий, которые имели обучающе-воспитывающий и культуроформирующий характер. К примеру, это были вечера, посвящённые учебным предметам, где на культурологической основе объединялись знания разных образовательных областей: «Женщины-физики», «Физика и искусство», «История математики».

К примеру, вечер «Женщины-физики» (Приложение 9), посвящённый женскому дню восьмого марта. Вечер проводился для учащихся 10-11-х классов. Он давал возможность познакомить учащихся с именами, открытиями и судьбами женщин-физиков, ранее им неизвестных. Содержание данного мероприятия включало в себя сообщения о научных открытиях, совершённых женщинами-физиками, показ и объяснение физических явлений, их биографические данные. Его проведение также включало  исполнение песен, танцев времени, когда они жили, частушек.

Беседа, проведённая со старшеклассниками после вечера, показала, что им было на вечере интересно, они по другому взглянули на учебный предмет «Физику». На учеников произвело впечатление то, что женщины-учёные «разрабатывали и проводили такие сложные опыты» (Валя И.), «делали открытия, выявляли физические законы мира» (Игорь П.), «и в то же время, просто, как все, жили, пели, танцевали, имели друзей, семью». Больше всего школьников тронула именно взаимосвязь «простой человеческой жизни» и стремления отдельных людей (учёных), даже женщин (!) к выявлению законов мира, в котором они живут. С уважением они отзывались о качествах, которыми, по их мнению, обладали женщины-физики: упорство, любознательность, желание достичь поставленной цели, образованность, которыми неплохо обладать каждому человеку.

Таким образом, внеклассные мероприятия, разработанные посредством интеграции знаний на культурологической основе, способствовали формированию таких качеств личности человека культуры у школьников, как духовности, нравственности, в их сознании складывалось положительное отношение к познанию окружающего мира.

О том, насколько интеграция знаний на культурологической основе  помогает решению цели и задач формирования качеств личности человека культуры у школьников, мы беседовали с учителями, учениками, проводили регулярные наблюдения этого процесса. По отзывам учителей, ученики проявляли большую активность в овладении знаниями по предмету, с желанием включались в рассуждения о явлениях действительности, о качествах личности, становились более оптимистичными, дружелюбными.

По мнению учеников, на таких уроках им было интереснее учиться, нравилось обсуждать, совместно и свободно беседуя с учителем и между собой по поводу изучаемых тем или качеств личности  человека.

Вышесказанное показывает, что интеграция знаний на культурологической основе способствовала формированию более целостного и гуманистического взгляда школьника на картину мира у школьников, их ценностного отношения к опыту культуры, содействовала развитию у них качеств духовности, нравственности, способности к диалогу.

Значимым элементом технологии реализации разработанной  модели было  осуществление преемственности в культурологическом образовании школьников. Во первых, оно обеспечивалось посредством использования возможностей культурологического подхода. На всех ступенях обучения: использовалась культурологической информации для гуманизации школьных предметов, что расширяло возможности учащихся в овладении содержанием образования как обобщённым опытом культуры, в присвоении ценностей культуры;  организовывалось осмысление учащимися изучаемых в предмете материалов, событий и явлений как фактов культурного развития человека и общества с гуманистической (основанной на принципах добра) и ценностной (имеющей добро как ориентир жизни) точек зрения для формирования внутренней культуры личности, мотиваций к познанию мира и социума, ценностных ориентаций на гуманистическую самореализацию в социуме; осуществлялась ориентация учащихся на самостоятельные мыследеятельность, практические действия по овладению опытом культуры,  формирование ими собственных выводов и решений, стремление к творческому самовыражению, выявление своих способностей, что превращало их в субъектов собственного развития, способствуя формированию индивидуально-личностных качеств; происходила организация диалогических (основывающихся на внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе, предполагающих ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов) взаимоотношений учителя с учениками, способствующих развитию коммуникативных, творческих способностей у учащихся,  формированию у них качеств личности человека культуры. Это видно из примеров культурологического осмысления изучаемых материалов на основе вышеуказанных методов.

Также, осуществление преемственности в культурологическом образовании школьников обеспечивалось посредством введения в учебный план школы культурологических предметов «Народная культура» (начальная школа), «Культура России» (5 – 9 классы), «Мировая художественная культура» (6 – 11 классы), «Религии мира» (10 класс), «Введение в культурологию» (11 класс). Эти предметы, введённые на всех ступенях обучения, исторически последовательно представляли опыт предыдущих поколений в различных сферах жизни и деятельности людей, что раскрыто выше при описании этапов реализации технологии разработанной нами модели.

Кроме того, преемственность в культурологическом образовании школьников обеспечивалась и в методах обучения и проявлялась в специальном подборе таких методов обучения, которые характеризовались активными действиями учеников, сотрудничеством и диалогическим общением. В таблице 17 отражено распределение методов, используемых на разных ступенях обучения, обеспечивающих преемственность в культурологическом образовании школьников и осуществлении цели и задач исследования.

Таблица 17.

Распределение методов, используемых на разных ступенях обучения

 

Ступени обучения Методы обучения
I Беседа Ролевая игра 
II БеседаДискуссия Ролевая играДраматизация

 

III БеседаДискуссия

Диалог культур

Ролевая играДраматизация

Как видно из таблицы 17, используемые нами методы обучения соответствуют возрасту школьников и обеспечивают методическую преемственность в культурологическом образовании школьников.

Проведение уроков, внеклассных мероприятий с применением этих методов в преемственной связи на всех ступенях обучения  побуждало школьников к самостоятельным действиям, что содействовало формированию у школьников самостоятельности, важного  качества личности человека культуры. Кроме того, на таких уроках развивались сотруднические отношения между учениками, учениками и учителем, что способствовало формированию диалогических взаимоотношений, выработке нравственных и коммуникативных качеств личности.

Ещё одним важным компонентом технологии реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры явилось создание культуротворческой образовательной среды, способствующей воспитанию, обучению, развитию школьников.

Культуротворческая образовательная среда создавалась путём  организации сотрудничества учеников и учителей в классно-урочной и внеклассной деятельности. Понятие культурологической образовательной среды, цель и условия её создания описаны нами в параграфе 2.2.

В классно-урочной деятельности она создавалась путём организации диалогического общения с использованием методов беседы, дискуссии, а также ролевых игр и драматизации, вовлекающих школьников в переживание и проживание различных ситуаций в настоящем моменте с целью осмысления и интериоризации опыта предыдущих поколений в виде изучаемого материала школьных предметов. Ученики побуждались к самостоятельной, творческой деятельности по выполнению учебных заданий.

Во внеклассной работе культуротворческая образовательная среда создавалась путём организации исследовательской, художественной и общественной деятельности учеников. Для этого были созданы Научное общество учащихся (НОУ), детское объединение «Возрождение», тимуровский отряд «Забота», фольклорно-этнографический музей «Традиции и современность», введены объединения дополнительного образования и кружки.

В Научном обществе учащихся школьники участвовали в опытно-поисковой и исследовательской деятельности по народной культуре, экологии, социологии, что ориентировало на сознательный выбор профессии, обдумывание своей жизни в качестве члена общества, человека современной культуры. Научные исследования, как правило, проводились учащимися в течение учебного года. В конце года все они представлялись на ученических конференциях.

В процессе формирующего эксперимента в НОУ сформировались и работали творческие лаборатории: «Игрушка России», в которой ученики совместно с учителем собирали материалы и исследовали традиционную игрушку народов России. В рамках этой лаборатории впоследствии был создан кукольный театр –  (1 – 4 классы); «Моя родословная», в которой ученики создавали свои родословные; «Лаборатория естественно-математических наук», в ней учащиеся занимались изучением материалов, раскрывающих интегративные связи этих наук с искусством, историей; «Песня – душа человека», в ней собирались, изучались и готовились к исполнению старинные народные песни; «Мой край родной» – (5 – 11 классы) – в ней проводилась поисковая,  исследовательская работа по культуре народов Кузбасса, народному костюму). Эти лаборатории действовали в единстве со школьными предметами.

Работа во всех лабораториях проходила в следующем порядке: ученик или группа учащихся берёт тему исследования, в библиотеках подбирают соответственные материалы, учитель ведёт работу с ними на занятиях лаборатории НОУ, самые интересные материалы докладываются на уроках в форме микросообщений, затем, готовое исследование представляется на конференции учащихся. В плане реализации модели это работа требовала постоянного диалогического общения учеников между собой, учеников и учителей, а также, самостоятельного творчества учащихся, что содействовало формированию таких качеств личности человека культуры, как способность к диалогу и творчеству.

Так, творческая лаборатория «Моя родословная» работала совместно с предметами «Русский язык» и «Литература»; лаборатория естественно-математических наук – с предметами «Математика», «География», «Физика»; лаборатория «Мой край родной» – с предметом «Народная культура». Такая интеграция сложилась потому, что работу с учащимися в НОУ осуществляли учителя вышеобозначенных предметов. В результате творческая исследовательская деятельность учащихся часто занимала часть урока, когда, по мере необходимости, школьник делал сообщение по предмету своего исследования.

К примеру, исследовательская работа «Табачный дым глазами химика», проведённая в рамках творческой лаборатории естественно-математических наук, включала разделы: 1.Выявление и констатация отношения учащихся школы  к курению; 2. Биохимия табачного дыма и действие его на организм; 3. Химические опыты с сигаретами: а) получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет; б) определение реакции среды полученных растворов; в) обнаружение фенолов в табачном дыме и фильтре сигарет; г) обнаружение восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет; д) обнаружение непредельных соединений; е Обнаружение алкалоидов (никотина) в табаке; ж) обнаружение алкалоидов в табачном дыме; з) обнаружение аминосоединений в табаке; 4. Влияние табачного дыма на организм человека; 5. Сравнительный анализ различных марок табачной продукции по содержанию в них вредных веществ. 6. Безопасно ли курение  сигарет с фильтром.

В рамках этой исследовательской работы школьники выявили, что по результатам анкетирования учащихся с 8-го по 11-й класс табачную продукцию употребляют 52,3% школьников. Основной возраст, когда начинают курить – 10 лет – 14% учащихся, 14 – 15 лет – 47% учащихся. Среди причин, побудивших учащихся к курению, выделены: любопытство – 61% школьников, стресс – 15%, влияние друзей – 6,25%. 84% – знают о последствиях курения. Ученики 8-9-х классов курят от 2-х до 6-ти раз в сутки, старшеклассники – от 2-х до 8-ми и более раз в сутки.

В целях осмысления проблемы курения нами совместно с учениками 8 – 11-х классов проведено исследование денежных затрат и времени на курение. Ученики обнаружили, что 60% курящих школьников тратит на табакокурение в сутки – 8 – 10 рублей, в течение месяца – 240 – 300 рублей, года – 2920 – 3650 рублей. Исследование затрат времени на табакокурение показало, что в сутки ученики школы курят от 5-ти минут до 2-х часов, что вызвало у них  настороженность в отношении к курению.

Результаты расчетов вызвали у учеников реакцию отторжения от курения. После проведения исследования 62% курящих подростка  рассчитывают бросить курение, 21% — уменьшить частоту курения, 6,1% — перейти на легкие сигареты.

Такое исследование показало, с одной стороны, что проблема курения в школе стоит достаточно остро, а с другой способствовало формированию качеств личности человека культуры: нравственности, самостоятельности, так как обращало школьников к осмысленной жизни, способствовало принятию собственных ответственных решений.

В научно-исследовательской работе учащимся предоставлялась возможность свободного выбора тем, что способствовало индивидуализации процесса обучения, поиска учащимися приоритетов в их творческом развитии. Область изучения выбирал сам ученик или с помощью учителя, что способствовало формированию потребности к познанию действительности и саморазвитию, качеств активности, самостоятельности, способности к творчеству, формированию диалоговых отношений учителей и учеников. За время формирующего эксперимента школьниками под руководством учителей в научном обществе учащихся созданы 22-е научно-поисковых и исследовательских работы: «Песня – душа человека», «Зависимость здоровья людей от загрязнения атмостферы», «Культура моего родного края. Современная культура старообрядцев. (По материалам школьных этнографических экспедиций)», «Священная реликвия моей семьи» и другие  (Приложение 10).

Процесс проведения поисковой или исследовательской работы требует творческого подхода, терпения, настойчивости, преодоления недостатков общения, поведения, принятия самостоятельных решений, переживания положительных или отрицательных жизненных моментов, умения логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы. Поэтому, организация научно-исследовательской работы в школе была необходима для формирования у школьников таких качеств личности человека культуры, как самостоятельность, способность к диалогу и к творчеству, содействовала формированию нравственных качеств и духовности.

Важным элементом создания культуротворческой образовательной среды стал музей «Традиции и современность». Он сформировался на основе поисковой и исследовательской работы НОУ в туристско-этнографических экспедициях в Горную Шорию (на катамаранах по Мрас-Су от посёлка Усть-Кабырза до города Мыски); в поселок Чулеш (в староверческую общину); в Кузедеево.

Этнографический, фольклорный материал, собранный во время экспедиций, экспонировался в музее, использовался на уроках народной культуры, при изучении истории и культуры Кемеровской области. Он вызывал большой интерес не только у школьников, но и у учителей школы, родителей, работников образования – участников региональных семинаров, конференций, которые ежегодно во время формирующего эксперимента проводила школа. Пополнению музея способствовали родители учащихся, жители района Стройгородок. В настоящее время фонд музея составляет более двухсот экспонатов преимущественно русской и шорской культуры. Музей создан как научно-исследовательское подразделение и культурно-просветительский центр школы народной культуры.

В функции музея входило: сбор, классификация и изучение элементов традиционной культуры; формирование экспозиций по заданной теме для уроков, внеклассных мероприятий; проведение мастер-классов; участие в ученических и учительских конференциях, семинарах; организация стационарных и передвижных выставок и проведение экскурсий, знакомящих с его экспонатами; пополнение фондов музея, освещение работы музея в средствах массовой информации. В результате проводимой деятельности в музее организовалась инициативная группа учеников, добровольно выполняющих эту работу под руководством руководителя НОУ.

Музей в школе народной культуры выполнял функции: центра исследовательской работы школьников, культуротворческую (музей посещают учащиеся разных возрастных групп школы с целью знакомства с культурой родного края), образовательную (его экспонатами пользуются учителя на своих уроках). Результатом этого явилось расширение кругозора учащихся в их знакомстве с опытом предыдущих поколений в разных сферах жизни людей,  выработка у них исследовательских умений, что непосредственно влияло на развитие у школьников качеств личности человека культуры: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к творчеству.

Ещё одним важным элементом создания культуротворческой образовательной  среды в школе народной культуры явилась организация художественно-эстетического воспитания учащихся на основе объединений дополнительного образования: «Глиняная игрушка», «Мягкая игрушка», «Художественное вязание», «Кружевоплетение на коклюшках», «Русский народный костюм», «Вышивка», «Природа и творчество», «Скоморошник» — ансамбль ложкарей, «Резьба по дереву», «Народный танец», «Театр и мы», «Сударушка» — вокальный кружок, «Комнатное цветоводство», «Экология», «Здоровье и спорт». Они предоставляли широкие возможности школьникам для развития, поиска своих талантов, удовлетворения творческих интересов, приобретения знаний, умений и навыков теоретического  и прикладного характера

Дополнительное образование учащихся в школе народной культуры осуществлялось в условиях одновозрастных и разновозрастных объединений по интересам. Работа в объединениях и кружках велась в форме открытых студий, когда школьникам была дана свобода в выборе творческой деятельности в кружках, объединениях дополнительного образования, право «творческих проб», когда можно «путешествовать» по занятиям разных кружков в поиске наиболее интересного дела.

Наши наблюдения, анализ посещаемости объединений дополнительного образования показал, что школьники пробовали себя во многих видах деятельности, закрепляясь там, где было для них наиболее интересно, часто, занимаясь в двух и более объединениях дополнительного образования. Так, в 2003 – 2004 учебном году в открытых студиях занималось 75% учащихся школы, 2,4% — в НОУ. В 2006 – 2007 учебном году – 104%, что указывает на посещение одним и тем же школьником нескольких объединений. В научном обществе учащихся в указанном году проводили исследования, вели поисковую работу по сбору культурологических материалов уже 27,2% учащихся.

Объединения дополнительного образования, кроме работы по учебным программам, участвовали в работе научного общества учащихся. Их участие заключалось в ведении поисковой работы по своим направлениям: собирали иллюстрации, публикации о различных видах искусства, узоры вышивок, предметы старины, аудиозаписи народных песен, хороводов.

Занимаясь в объединениях дополнительного образования на основе собственного интереса, школьники постигали технологии создания изделий декоративно-прикладного искусства, народного костюма, выращивания комнатных растений и т.п., занимались спортом. Они погружались в творческую атмосферу искусства, диалогического взаимодействия с учителями и между собой.

Научно-исследовательская, художественно-прикладная деятельности часто были взаимосвязаны. Так, изучение истории народной игрушки в начальных классах (в творческой лаборатории НОУ «Игрушка России») совмещалось с занятиями в кружках «Глиняная игрушка», «Мягкая игрушка». Теория  подкреплялась выработкой практических умений, наглядным знакомством с произведениями старины.

Научное исследование в начальных классах включало в себя формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы. В целом, это выглядело следующим образом. Изучение народной игрушки в начальной школе было включено в программы учебных предметов, объединений дополнительного образования. Все полученные школьниками сведения обобщались на специальных занятиях в рамках Научного общества учащихся, которые проводил учитель начальной школы.  На этих занятиях выставлялись сделанные руками младшеклассников и других школьников изделия глиняной, мягкой игрушки, народного костюма (куклы-скатки), затем обсуждались, сравнивались. Учитель совместно с учениками подготавливал рассказы об истории той или иной игрушки, где, когда они появились, как в них играли дети в разные времена. Ученики на занятиях НОУ тоже пробовали в них играть, затем проводилась рефлексия, в процессе которой школьники учились выражать свои чувства по поводу полученного опыта, совместно приходя к выводу о ценности для детей игрушки, ценности и пользы её изготовления, прививалось уважение к творческому труду, поощрялась самостоятельность в мыслях и действиях. Тем самым опосредовано формировались такие качества личности человека культуры у младших школьников, как самостоятельность, способность к творчеству.

Вследствие изучения народной игрушки в рамках НОУ был организован кукольный театр и было продолжено изучение истории игрушки уже как театральной с её самостоятельным изготовлением руками учеников начальной школы при содействии руководителя объединения «Мягкая игрушка». За время формирующего эксперимента НОУ младших классов изготовлены куклы и поставлены спектакли «Колобок», «Лиса и журавль», «Два медвежонка», а также изготовлены переносные кукольные театры «Вертеп», посвящённый Рождеству Христову, и театр Петрушки. Исследование показало, что участие младших школьников в работе НОУ и кукольного театра способствовало выработке у школьников качеств личности человека культуры – духовности, нравственности, способности к творчеству.

Занятия объединений «Русский народный костюм» и «Вышивка» также объединялись (то есть, проводились отдельные совместные занятия по близким темам), а поисково-исследовательская работа проводилась с точки зрения изучения различных видов народных костюмов и их истории. Так, учащимися собраны, изучены и систематизированы материалы по русскому народному костюму разных областей, по татарскому, ульчскому, шорскому народным костюмам и национальной вышивке. Теоретические изыскания совмещались с практическим воссозданием народных костюмов, которых за пять лет учениками среднего и старшего звена изготовлено 68 костюмов.

Деятельность учеников в НОУ, в объединениях дополнительного образования, совмещающая теорию и практику, развивала когнитивную сферу личности, исследовательские умения, давала знания технологий изготовления декоративно-прикладного и актёрского искусства,  что, также, влияло на формирование у школьников духовности,  самостоятельности, способности к творчеству – качеств личности человека культуры.

Особо важной в системе художественно-эстетического развития школьников в культуротворческой образовательной среде явилась работа объединения дополнительного образования «Театр и мы». Здесь происходила интеграция усилий объединений дополнительного образования: «Народный танец», «Народный костюм», ложкарей «Скоморошник», вокального кружка «Сударушка».

За время проведения формирующего эксперимента совместно с учениками, занимающимися в студии «Театр и мы» были написаны сценарии и поставлены театрализованные представления: «На завалинке», спектакли: «Маленький принц или каким ты войдёшь в ХХ1 век?», «Авдотья-рязаночка» (Приложение 11) и другие. В постановке театрализованных представлениях, как правило, объединялись усилия учителей предметов гуманитарного цикла: литературы, музыки, народной культуры, объединений дополнительного образования: театрального, танцевального, вокального. Для участия в представлениях и спектаклях специально привлекалось большое количество учащихся и в качестве артистов, и в качестве помощников режиссёра, осветителей, ответственных за музыкальное, художественное оформление и т.п. Такой подход обеспечивал возможность введения школьников в индивидуальное и коллективное переживание происходящего, нацеливания на самостоятельные действия в коллективном деле, диалогические взаимоотношения, что содействовало выработке качеств самостоятельности, ответственности, духовности.

Реализуя модель формирования качеств личности человека культуры у школьников, для нас важным было показать учащимся взаимозависимость творческих усилий разных направлений человеческой деятельности: всё для человека, для его развития и – человек для всех. И чем более направлен он на приобретение различных умений и качеств личности человека культуры, тем более полезен и ценен он в обществе. То есть, мы всегда акцентировали важность развития качеств личности человека культуры для благополучной, интересной, творческой жизни в обществе.

К моменту выпуска из школы многие учащиеся владели знаниями и умениями декоративно-прикладного, танцевального, театрального искусства, исследовательской деятельности. По отзывам выпускников школы народной культуры, приобретённые во внеклассной деятельности знания и умения содействуют их самореализации в дальнейшей жизни. Так, Игорь К. во время прохождения службы в армии написал в письме: «Я – первый артист в части, спасибо школе»; многие бывшие ученики школы на встрече выпускников делятся с классными руководителями: «Умение проводить исследование пригодилось в институте, нет проблем с курсовыми», «Пою народные песни своей дочке», «После окончания педагогического института веду кружок кружевоплетения в Доме творчества детей» и.т.п.

Формированию качеств личности человека культуры у школьников способствовало в школе детское объединение «Возрождение». Оно было создано с целью организации условий сотрудничества учеников и учителей.

Основными задачами его для реализации модели являлись:

— формирование качеств личности человека культуры у школьников;

— организация общественной жизни учащихся;

— развитие творческой активности учащихся;

— развитие субъект-субъектных отношений между школьниками, учителями, родителями, восстановление преемственности и связи поколений.

Детское объединение «Возрождение» стало органом, объединяющим и координирующим исследовательскую, творческую, познавательную деятельность школьников.

Вся внеклассная работа (внеклассные мероприятия, деятельность объединений дополнительного образования, общественно-полезные труд, привлечение к совместной творческой деятельности родителей учащихся) планировалась и выполнялась во взаимодействии  с ученическим активом «Возрождения», при учёте их мнения для исполнения какого-либо общественного дела.

Включение учеников в обсуждение всех дел в школе стало традиционным для формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе разработанной модели, так как предполагало совместную осмысленную организацию творческих взаимоотношений учителей и учеников.

За время проведения формирующего эксперимента в детском объединении «Возрождение» был организован и успешно функционировал отряд «Забота» — возрождённое тимуровское движение. В микрорайоне, где расположена школа, проживает много людей пенсионного возраста, поэтому

в разновозрастном отряде подобралась группа учеников (7 – 9-х классов), сочувственно относящихся к нуждающимся в помощи старикам. Важно, что дети желали приносить радость другим людям. Они взяли шефство над двенадцатью больными престарелыми людьми в ближайшем окружении школы. Школьники не только оказывали посильную помощь престарелым людям, но и, общаясь с ними после выполненной работы за чаем, слушали рассказы о жизни, о войне, о том как они защищали Родину и трудились в тылу, что не оставляло их быть равнодушными.

Устный опрос школьников показал понимание ими необходимости физической и моральной поддержки пожилых людей: гуманность невозможна без чуткости к человеку. «Любить все человечество проще, чем одного человека. Помочь одному человеку труднее, чем заявить: “Я люблю  свой народ”, — так выразились ученицы  9 класса Наташа К. и Вика Р.  Такая благотворительная деятельность способствовала формированию качеств гуманности, нравственности, духовности.

Деятельность Детского объединения «Возрождение», объединяющее всю школьную жизнь учащихся на основе содружества с педагогическим коллективом, играло важную роль в осуществлении технологии реализации разработанной модели. Оказывало большое влияние на формирование качеств личности человека культуры у школьников, так как эта работа требовала от них напряжения нравственных, духовных сил, выработки умений диалогового общения, принятия собственных осмысленных решений.

Из вышесказанного видно, что создание культуротворческой  среды  открыло возможность для освоения учащимися различных видов и форм человеческой деятельности и общения, в которых ученик овладевал: научными знаниями; опытом эмоционально-ценностного отношения к миру вещей и людей; опытом общения, взаимодействия; раскрывал себя миру, с которым внутренне был взаимосвязан. Такая среда явилась обучающе-развивающей и культурофомирующей, так как ученик самореализовался в ней в соответствии с присущими ему познавательными, интеллектуальными и природными способностями.

Использование технологии реализации разработанной модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода позволило построить воспитательно-образовательный процесс так, что были охвачены основные сферы развития личности школьника: интеллектуальная, духовно-нравственная, художественно-эстетическая и физическая. Ученики разносторонне развивались на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, школьная жизнь строилась на основе гуманистических взаимоотношений в ходе формирующего эксперимента.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию качеств личности человека культуры у школьников представлен в следующем параграфе.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress