Диссертация. Введение. Тема: «Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода»

Далее:  Диссертация. Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования качеств личности человека культуры в образовании

Диссертация. Введение. Тема: «Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода»

Введение

В последние десятилетия культура (Культура) стала определять события жизни людей, их безопасность, взаимоотношения и благополучие. В этой связи изменился идеал образования, которое ориентируется в настоящее время на формирование личности человека культуры (Человек культуры — культурный человек 21 века): активного, самостоятельного, духовно и нравственно развитого, творческого, способного адаптироваться в быстро изменяющемся мире, самореализоваться  в социуме. Особую значимость приобретают качества способности к диалогу, к творчеству.

Образование – есть возможность осуществления человека в культуре. Оно предполагает не только освоение школьниками дидактически преобразованного социального опыта («ставшей» культуры) и развитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире (Ю. В. Сенько).

В то же время социологические и педагогические исследования обнаруживают нечёткость намерений современной школы относительно формирования личности (Формирование это), сообразной своему времени. Это приводит к неподготовленности выпускников к самоопределению в социокультурном пространстве жизни, деятельности, общения.

Наше исследование показало, что 29% старшеклассников высказывали сомнение о связи культуры и их собственного развития,  39,5% учеников полностью отвергли необходимость изучения и усвоения опыта предыдущих поколений, в рейтинге ценностей (Ценности это) активная деятельная жизнь отмечена только 13,2% учащихся, ещё менее значимыми для школьников оказались: «здоровье» (10,5%), «уверенность в себе», «творчество», «продуктивная жизнь», «развитие», «свобода», которые получили самый низкий рейтинг в данном  исследовании (5,3%).

Такие результаты, на наш взгляд, есть следствие недопонимания школьниками значимости в их жизни культуры как накопленного опыта предыдущих поколений, отражённого в содержании образования, необходимости выработки в себе качеств личности человека культуры.

Анализ литературных источников показал, что проблема формирования личности человека с новыми качествами разрабатывается в личностно-ориентированной педагогике (Педагогика — это) и практике инновационных образовательных учреждений и решается в науке в различных аспектах.

Вопросы духовно-нравственного воспитания личности исследуют в своих трудах С. Абрамова, В. В. Бобров, В. М. Видгоф, В. Е. Гурин, А. А. Изгарская, Н. Д. Никандров и др. В исследованиях Т. И. Баклановой, Е. П.  Белозерцева, А. В. Каменец, Л. Н. Пауковой и др. рассматриваются культурно-национальные аспекты развития современного человека.

Единство проблем гуманизации, личности, культуры в образовании раскрывается в трудах Ш. А. Амонашвили, Т. А. Баздеровой, Л. Буевой, Е.В.Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончарова, Н. Б. Крыловой, Н. С. Розова, Ю. В. Сенько, Е. Н. Шиянова и др.

Реализация культурологического подхода в образовании отражена в работах И. В. Бабенко, О .И. Андреевой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой и др.). Создание условий для творческой самореализации раскрывается А. А. Макареней, Г. И. Ловецким, И. С. Якиманской и др.). Становление высококультурной личности освещено в работах Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой и др.).

Педагогами Т. А. Артёменковой, С. А. Баклушинским, Л. Т. Демидовой, Г. А. Кондратовой и другими уделяется внимание воспитанию и развитию внутренних человеческих качеств, культуры человека, как способу обеспечения качественного формирования ценностных ориентиров самореализации в последующей социальной, личностной и профессиональной деятельности.

В. С. Библером, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончаровым, Н. Е. Щурковой и др. сделана попытка воссоздания образа человека культуры через определение его качественных составляющих.

Вместе с тем, анализ теории и практики по теме исследования свидетельствует о недоработках в формировании качеств личности человека культуры у школьников, недостаточном использовании культурологического подхода в решении данной проблемы.

В полной мере не определён и не исследован образ человека культуры, не разработаны механизмы формирования качеств личности человека культуры у школьников. В педагогической деятельности преобладают авторитарные методы и приёмы. Проблема формирования качеств личности современного человека культуры на основе реализации культурологического подхода ещё не стала предметом специального научного исследования.

Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между потребностями современного общества в человеке культуры и уровнем сформированности его качеств у школьников; между необходимостью формирования качеств личности человека культуры у школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования.

Поиск разрешения возникающих противоречий неизбежно приводит к формулировке проблемы:  каковы педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода?

Актуальность проблемы, её социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода».

Цель исследования: определить и научно обосновать педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.

Объект исследования: процесс формирования качеств личности человека культуры у школьников.

 

 

Предмет исследования: педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.

Гипотеза исследования – формирование качеств личности человека культуры у школьников будет эффективным, если:

— реализуются возможности культурологического подхода, позволяющие рассматривать культуру во всей её полноте и многообразии как содержание образования, использовать её как естественное основание воспитания, помочь школьнику обрести себя в культуре, сформировать собственное культурное самосознание на основе принципов культуросообразности и культуротворчества;

— разработана и внедрена в практику модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода;

— обеспечивается культурологическое осмысление изучаемого материала школьниками, интеграция знаний, направленная на формирование представлений о целостной картине мира и развитии культуры;

— осуществляется преемственность в культурологическом образовании школьников путём введения в учебный план предметов, представляющих исторически последовательное развитие культуры;

— создана и реализована культуротворческая образовательная среда за счёт организации условий для творчества, диалога, сотрудничества учащихся и учителя на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Задачи исследования:

1.Проанализировать и обобщить историко-педагогический отечественный и зарубежный опыт и современное состояние проблемы формирования качеств личности человека культуры в педагогической теории и практике.

2.Уточнить сущностный смысл понятия «человек культуры», его структуру, определить критерии, показатели и уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников.

  1. Разработать и апробировать на практике модель формирования качеств личности человека культуры у школьников в инновационном общеобразовательном учреждении на основе реализации культурологического подхода.

4.Определить и проверить в эксперименте технологию реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.

5.Разработать научно-методическое обеспечение процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в инновационном общеобразовательном учреждении.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философские положения о целостном развитии личности, сознательности субъекта деятельности; о социокультурной обусловленности развития личности в процессе обучения и воспитания; методологические подходы: системный, деятельностный, аксиологический, цивилизационный; принципы: гуманизации и интеграции; теории Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского о гармоничном развитии человека; концепции Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. Соловьёва и других отечественных философов о человеке как основной культурной ценности; концепции личностно-ориентированного образования М. Е. Кузнецова, Ю. В. Сенько, В. В. Серикова, И. С. Якиманской; концепции реализации культурологического подхода в образовании Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, В. А. Караковского, А. А. Макарени, А. Ф. Малышевского, Н. Е. Щурковой.

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: изучение и анализ философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; моделирование; изучение  и обобщение педагогического и методического опыта; анализ учебно-методической, педагогической документации, продуктов деятельности учащихся; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение педагогического процесса; педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа народной культуры №2 г. Осинники Кемеровской области. Исследованием было охвачено 257 учащихся, 35 учителей.

Исследование проводилось  с 1997 по 2008г.г. и включало несколько этапов:

Первый этап: подготовительный (1997 – 2001 г.г.) — изучение и анализ культурологической, философской, психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций научной и периодической печати по теме исследования; собеседования, анкетирование, изучение мнений педагогического коллектива, учащихся, родителей базовой школы по проблеме определения дальнейшего пути развития школы; изучение и анализ исходного состояния и тенденций изменения школы; исследование практического опыта учителей и школ по внедрению в учебный процесс предметов, включающих отечественную и мировую культуру; выявление образа человека культуры, формулирование научного аппарата исследования.

Второй этап: поисково-практический (2002 – 2005г.г.) – изучение  и обобщение педагогического опыта по теме исследования; определение возможностей культурологического подхода как средства формирования качеств личности человека культуры у школьников; разработка и внедрение модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода и технологии реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.

Третий этап: заключительный (2006 – 2008г.г.) – анализ, обработка, обобщение, систематизация результатов исследования, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования; литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены и систематизированы исходные предпосылки исследования проблемы формирования качеств личности человека культуры у школьников:

ориентация образования, общества и личности на перспективу; потребность личности в совершенствовании, овладении культурным опытом предыдущих поколений; ориентир на человека как субъекта собственного развития, на его активность и самостоятельность; внедрение в практику образования принципов индивидуализации, интеграции, природо- и культуросообразности, личностно-деятельностного подхода, опоры на культуру;

—  уточнено понятие «человек культуры». В нашем толковании – это носитель общей и индивидуально-личностной культуры в их единстве и гармонии; личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, живущая по гуманистическим принципам, обладающая комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к диалогу и творчеству. Данные качества являются обобщёнными и включают в себя многие другие положительные качества (гуманность, доброта, ответственность, коммуникативность, толерантность, совестливость, честность, воспитанность, стремление к самосовершенствованию, служению людям  и др.).

— определена структура понятия «человек культуры» применительно к школьникам, включающая: целостное представление о культуре; понимание необходимости овладения культурой; осознание связи культуры и собственного развития; отношение к культуре как ценности и потребность в её практическом усвоении; ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие; качества личности: духовность, нравственность, способность к творчеству, самостоятельность, способность к диалогу;

— разработан комплекс критериев и показателей качеств личности человека культуры у школьников (когнитивный; мотивационно-ценностный; личностный); определены уровни их сформированности: высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный);

— определены и апробированы педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода: использование возможностей культурологического подхода, позволяющих сформировать у школьников целостное представление о культуре и осознание себя в культуре; создание модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры (культурологическое осмысление учебного материала; интеграция знаний на культурологической основе; осуществление преемственности в ознакомлении с опытом культуры предыдущих поколений; создание культуротворческой образовательной среды).

Теоретическая значимость исследования состоит в определении теоретических оснований процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в инновационном общеобразовательном учреждении (предпосылки, принципы, содержание, особенности, педагогические условия, критерии); в выявлении и научном обосновании этапов преемственности в культурологическом образовании школьников; в уточнении содержания понятия «человек культуры» и состава качеств личности человека культуры у школьников.

Работа вносит вклад в теорию общей педагогики по исследованию условий развития личности школьников, совершенствованию их культуры.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику работы школы народной культуры модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода; в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников, включающего: курсы повышения квалификации для учителей школы: «Народная культура как учебный предмет», «Народная культура как фактор духовно-нравственного воспитания», «Духовные основы русского дома. Годичный цикл праздников», «Русский народный костюм»;  концепцию и проект школы народной культуры, программы школьных и культурологических предметов, переработанные с учётом культурологического подхода, программы дополнительного образования («Кружевоплетение на коклюшках», «Пирография», «Мягкая игрушка», «Глиняная игрушка», «Резьба по дереву», «Тестопластика», «Художественное вязание», «Народный костюм», «Туристический», «Театральный» и др.), методические разработки занятий, содержащих культурологические материалы, которые можно использовать в образовательной деятельности любых общеобразовательных учреждений, в системе дополнительного образования школьников, а также в практической деятельности педагогов вузов и в системе повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Человек культуры применительно к школьникам рассматривается нами как личность, имеющая: целостное представление о культуре как опыте предыдущих поколений в разных областях жизнедеятельности, общения, осознающая связь культуры и собственного развития, имеющая потребность в её практическом усвоении и ценностные ориентации на самоосуществление в социуме, вырыбатывающая в себе качества: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу и творчеству.
  2. Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода является целостным процессом поэтапного ознакомления учащихся с содержанием культуры (ценным опытом предыдущих поколений во всех сферах жизнедеятельности, творчества, общения, поведения), приобретения ими собственного культурного опыта в ходе изучения школьных предметов, программ дополнительного образования художественно-эстетического и декоративно-прикладного направлений, спортивных и туристического кружков, научно-поисковой деятельности в научном обществе учащихся, активного участия в общественной школьной жизни – в детском объединении «Возрождение», в тимуровском отряде «Забота».
  3. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников состоят в:

— рассмотрении культуры во всей её полноте и многообразии как содержания образования;

— опоре на культуру как целостный опыт предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества;

— понимании человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития;

— понимании культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия;

— усилении гуманитарной составляющей учебных предметов;

— направленности на сохранение культуры, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития индивидуальных способностей ученика.

4.Педагогическими условиями формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода являются: использование возможностей культурологического подхода, позволяющих сформировать у школьников целостное представление о культуре; создание модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в инновационном общеобразовательном учреждении; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры (культурологическое осмысление учебного материала; интеграция знаний на культурологической основе; осуществление преемственности в ознакомлении с опытом культуры предыдущих поколений; создание культуротворческой образовательной среды).

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов состояло: в проведении системного анализа проблемы формирования качеств личности человека культуры у школьников, в разработке критериально-оценочного аппарата исследования, в выявлении педагогических условий формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, в разработке и внедрении модели и технологии формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, разработке научно-методического обеспечения процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников, курсов повышения квалификации, в проведении опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных педагогических условий и обработке результатов педагогического эксперимента.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается привлечением теоретического и практического философского, культурологического и психолого-педагогического материала, его содержательным и разносторонним анализом, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, результатами внедрения модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в практику инновационного общеобразовательного учреждения и технологии её реализации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики начального образования и развития личности Кузбасской государственной педагогической академии; на научно-практических и научно-теоретических конференциях и семинарах различного ранга: международных: «Проблемы этнологии и этнопедагогики» (Новосибирск, 1997г.); региональных: «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона» (Кемерово,1997г. – две статьи);   «Инновационные программы и технологии деятельности в системе дополнительного профессионального образования» (Новокузнецк, 1999г.);  «Научно-методическое обеспечение развития образовательного пространства» (Новокузнецк, 1999г.); «Непрерывное образование как условие развития творческой личности» (Новокузнецк, 2001г.); «Сибирь. Образование. XI век» (Кемерово, 2002г.); «Активизация воспитания и учения школьников в процессе гуманитаризации образования» (Новокузнецк, 2003г.);  «Повышение качества подготовки учителей в условиях непрерывного образования» (Новокузнецк, 2005г.); «Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации» (Санкт-Петербург, 2006г.); «Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования» (Екатеринбург, 2006г.); Актуальные проблемы развития образования в современных условиях (Новокузнецк, 2008г.).

Теоретические положения и результаты исследования были опубликованы в материалах вышеуказанных конференций, в межвузовских сборниках научных трудов). Материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в 12-ти публикациях автора.

Во время проведения исследования для повышения эффективности инновационной работы школы использованы опубликованные диссертантом ранее: авторская программа по народной культуре в методическом пособии «Народная культура. Авторские программы предмета». Редактор-составитель Пигилова Т. А. (Москва: Издательство «Русский дом», 1994г.); книга «С. С. Торбоков. Моя горная Шория» (Новокузнецкий ИПК,1995 г.), (составитель), методическое пособие по народной культуре «Годичный круг жизни» (Новокузнецкий ИПК,1998 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа народной культуры №2» г. Осинники Кемеровской области, дошкольного образовательного учреждения №8 г. Осинники Кемеровской области, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №94» г. Новокузнецка Кемеровской области.

Далее: Диссертация. Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования качеств личности человека культуры в образовании

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress