Доклад на защите диссертации Меняйловой Т. А.

Читайте также: Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.

Доклад на защите кандидатской диссертации может быть полезен аспирантам,

соискателям, а также учителям, работникам образования,

так как раскрывает краткое содержание диссертации

по формированию качеств личности человека культуры у школьников .

Доклад на защите кандидатской диссертации Меняйловой Т. А.

 

Уважаемый председатель диссертационного совета, уважаемые члены диссертационного совета, уважаемые коллеги, разрешите предоставить Вашему вниманию диссертацию на тему:

Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации

культурологического подхода

     В последние десятилетия культура стала определять события жизни людей, их безопасность и благополучие, поэтому целью образования становится воспитание человека культуры – личности, вобравшей лучший опыт предыдущих поколений в разных областях жизни и деятельности, обладающей необходимыми в данный период качествами.

В то же время социологические и педагогические исследования обнаруживают нечёткость намерений современной школы относительно формирования личности, сообразной своему времени. Это приводит к неподготовленности выпускников к самоопределению в социуме.

Анализ теории и практики по теме исследования свидетельствует о недоработках в формировании качеств личности человека культуры у школьников, недостаточном использовании культурологического подхода в решении данной проблемы. В полной мере не определён и не исследован образ человека культуры, не разработаны механизмы формирования качеств личности человека культуры у школьников. Проблема формирования качеств личности человека культуры на основе реализации культурологического подхода ещё не стала предметом специального научного исследования.

Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между потребностями современного общества в человеке культуры и уровнем сформированности его качеств у школьников; между необходимостью формирования качеств личности человека культуры у школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования.

Поиск разрешения возникающих противоречий неизбежно приводит к формулировке проблемы:  каковы педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода? Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс формирования качеств личности человека культуры у школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.

Гипотеза исследованияформирование качеств личности человека культуры у школьников будет эффективным, если:

— реализуются возможности культурологического подхода;

— разработана и внедрена в практику модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода;

— обеспечивается культурологическое осмысление изучаемого материала школьниками, интеграция знаний, направленная на формирование представлений о целостной картине мира и развитии культуры;

— осуществляется преемственность в культурологическом образовании школьников путём введения в учебный план предметов, представляющих исторически последовательное развитие культуры;

— создана и реализована культуротворческая образовательная среда за счёт организации условий для творчества, диалога, сотрудничества учащихся и учителя на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Задачи исследования представлены на слайде.

Уважаемые члены диссертационного совета, поскольку основные элементы научного аппарата представлены в автореферате, то разрешите на нём не останавливаться, а приступить к изложению основного содержания диссертации.

В целях экономии времени при озвучивании текста позвольте называть только фамилии учёных. Теоретической основой нашего исследования явились труды учёных:  В. С. Библера, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончарова, Н. Б. Крыловой, А. А. Макарени, Н. Р. Милютиной, Г. И. Ловецкого, А. И. Субетто, Н. Е. Щурковой и др. (отражено в статьях Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А.).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа народной культуры №2 г.Осинники Кемеровской области. Исследованием было охвачено 257 учащихся, 35 учителей.

Историко-педагогический анализ проблемы формирования качеств личности человека культуры в теории и практике отечественного и зарубежного опыта позволил выявить, что её истоки лежат в традициях европейской и российской гуманистической философско-педагогической мысли. В каждую культурно-историческую эпоху складывался собирательный образ человека, который со временем совершенствовался и явился прообразом современного человека культуры. Нами были проанализированы в западно-европейской культуре эпохи: Античности, Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени, а в российской – Христианская эпоха, включающая периоды Киевской Руси, Московской Руси до Петра I, России Петра I, послепетровкого времени до начала ХХ века; Эпоха советского периода. (Отражено в таблице 1 на страницах 12 – 14 автореферата).

Анализ современных исследований проблемы показал, что они касаются формирования отдельных качеств личности человека культуры.

Проведённое исследование позволило выявить исходные предпосылки формирования качеств личности человека культуры у школьников: ориентация образования, общества и личности на перспективу; потребность личности в совершенствовании, овладении культурным опытом предыдущих поколений; ориентир на человека как субъекта собственного развития, на его активность и самостоятельность и другие.

Анализ научной литературы показал, что в разработку понятия «человек культуры» свой вклад внесли: В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Возчиков, К. Г. Колтаков, Н. Р. Милютина, А. И. Субетто и другие, которые рассматривали человека культуры как личность, развивающуюся на основе постижения культуры. Под культурой в нашем исследовании мы понимаем совокупность исторически накопленного опыта человечества во всех сферах его проявления.

В ходе исследования уточнено понятие «человек культуры» – это носитель общей и индивидуально-личностной культуры в их единстве и гармонии; личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, живущая по гуманистическим принципам, обладающая комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: духовностью, нравственностью, самостоятельностью, способностью к диалогу и творчеству.

Человек культуры применительно к школьникам  рассматривается нами как личность, имеющая целостное представление о культуре как опыте предыдущих поколений в разных областях жизнедеятельности, общения, осознающая связь культуры и собственного развития, имеющая потребность в её практическом усвоении и ценностные ориентации на самоосуществление в социуме, развивающая в себе: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к диалогу и творчеству.

Исходя из сущности понятия «человек культуры», мы определили критерии его сформированности у школьников: когнитивный, мотивационно-ценностный и личностный, соответствующие им показатели и охарактеризовали уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников: высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный).

Средствами диагностики были выбраны: анкетирование, беседа, наблюдение, методики: «Недописанный тезис», «Ценностные ориентации» М. Рокича, изучение воспитанности учащихся и изучение уровня коммуникативности                                                                                                                                                                                                                                                                      Л.М.Фридмана и другие.

В результате констатирующего этапа эксперимента установлено, что более половины учеников имеют средний уровень сформированности качеств личности человека культуры, высокого уровня достигли 20,3% учащихся, низкого уровня – 26,2% .

Результаты анализа теории и практики и наше экспериментальное исследование позволили определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников:

— использование возможностей культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников; создание модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.

Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода является целостным процессом поэтапного ознакомления учащихся с содержанием культуры (ценным опытом предыдущих поколений во всех сферах жизнедеятельности, творчества, общения, поведения), приобретения ими собственного культурного опыта в ходе изучения школьных предметов, программ дополнительного образования, научно-поисковой деятельности, активного участия в школьной жизни.

Определены возможности культурологического подхода для достижения цели формирования качеств личности человека культуры у школьников:

— рассмотрение культуры во всей её полноте и многообразии как содержания образования, использование её как естественного основания воспитания;

— опора на культуру как целостный опыт предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества;

— понимание человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития;

— понимание культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия;

— усиление гуманитарной составляющей учебных предметов;

— помощь школьнику обрести себя в культуре на основе принципов культуросообразности и культуротворчества;

— направленность на сохранение культуры, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития индивидуальных способностей ученика.

На основе исходных результатов исследования разработаны и апробированы модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода и технология её реализации в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры. Модель содержит в себе целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты (отражено на рис. 1 автореферата, стр.18).

Целевой компонент включает цели, задачи, принципы, содержательный —  культурологическую информацию, внесённую в школьные предметы в виде пословиц, сказок, биографий учёных и т.п.; культурные традиции, опыт, представленные в культурологических  предметах: «Народная культура», «Культура России», «МХК», «Религии мира», «Введение в культурологию»; содержание дополнительного образования, позволяющее овладеть практически опытом культуры в созданных творческих мастерских «Игрушка России», «Моя родословная», «Мой край родной» и др., в кружках: «Глиняная игрушка», «Танцевальный», «Кружевоплетение», «Народный костюм», «Драматический» и др.). Технологический компонент включает пути и средства формирования качеств личности человека культуры у школьников, результативный компонент содержит критерии, соответствующие им показатели и конечный результат.

Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры включает:

— культурологическое осмысление изучаемого материала (с гуманистической и ценностной точек зрения);

— интеграцию знаний на культурологической основе, направленную на формирование гуманистического представления учеников о целостной картине мира, о культуре как опыте предыдущих поколений в различных сферах жизни и деятельности людей, его ценности для молодого человека, вступающего в жизнь.

— осуществление преемственности в культурологическом образовании школьника через введение в учебный план школы культурологических предметов, исторически последовательно представляющих развитие культуры;

— создание культуротворческой образовательной среды путём организации условий сотрудничества учеников и учителей в различных видах деятельности: введения в воспитательно-образовательный процесс научного общества учащихся, фольклорно-этнографического музея «Традиции и современность», дополнительного образования, создания детского объединения «Возрождение», тимуровского отряда «Забота».

В процессе экспериментальной педагогической деятельности разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, включающего: курсы повышения квалификации для учителей школы: «Народная культура как учебный предмет», «Народная культура как фактор духовно-нравственного воспитания», «Духовные основы русского дома. Годичный цикл праздников», «Русский народный костюм»;  концепцию и проект школы народной культуры, программы школьных и культурологических предметов, переработанные с учётом культурологического подхода, программы дополнительного образования.

Результаты заключительного констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о динамике роста показателей: количество учеников, находящихся на высоком уровне сформированности качеств личности человека культуры возросло с 20,3% до 29,1%; на среднем уровне сформированности качеств личности человека культуры – с 53,5% до 59,9%. В то же время, более чем в два раза снизилось количество учеников, находящихся на низком уровне сформированности качеств личности человека культуры (с 26,2% до 11,0%).

Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Полученные результаты исследования не претендуют на универсальность, накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения. Перспективными направлениями исследования могут быть: вопросы углубления технологии формирования духовно-нравственных качеств личности человека культуры у обучающихся в различных общеобразовательных учреждениях, подготовки учителей к решению данной проблемы в системе повышения квалификации и другие.

Читайте также:Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.

Воспитательные беседы на уроках. Микробеседа.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress