Интегрированный урок «ЖЕНЩИНЫ- ФИЗИКИ»

Читайте также: Диссертация. Приложение 2. Занятие-размышление Тема: «Ценности»

Диссертация приложение

Приложение 9

 

Интегрированный урок

«ЖЕНЩИНЫ- ФИЗИКИ»,

посвящённый международному женскому дню

 

План-конспект интегрированного урока «Женщины-физики» 

Цель:     Формирование целостного представления учащихся о роли женщины в создании науч­ной картины мира в эволюционном развитии науки и культуры.

Интегративные связи:  физика, народная культура, литература, музыка.

Под звуки музыки ребята рассаживаются по местам, вечер начинается.

Ученик читает стихотворение Валерия Брюсова «Женщине».

Ты — женщина, ты — книга между книг,

Ты — свёрнутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты женщина, ты — ведьмовской напиток!

Он жжет огнём, едва в уста проник;

Но пьющий пламя, подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звёздной,

Ты в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся от века — на тебя!

1-я ведущая:    Эти строки век назад посвятил Валерий Брюсов — Женщине. В них всё её очаро­вание, доброта, ласка, ум, вдохновение, творчество…

 2-я ведущая:    Как вы, наверное, поняли, речь пойдет о женщинах, женщинах — физиках, скромных труженицах науки, чьи имена в тени…

 

1-я ведущая:    Изучая физику, знакомясь с её законами и постулатами, принципами и определе­ниями, мы слышим лишь имена мужчин: Ньютон, Архимед, Ом, Бор, Эйнштейн, Галилей, Столетов, и т.д.

2-я ведущая:    А что же женщины?! Они могут исполнять лишь роль любящей жены и заботливой мамы и бабушки?! Нет! Они и общественные деятели, они врачи и учителя, по­эты и музыканты, они и учёные! Итак, неизвестные женщины-физики.

Ученик подходит к портрету на стенде и начинает рассказ.

Т.А. Афанасьева-Эренфест.

Русский физик Татьяна Алексеевна Афанасьева-Эренфест известна прежде всего своей работой «Об основных статистических воззрениях в механике», написанной в 1911 году совместно с мужем, известным нидерландским физиком Паулем Эренфестом и изданной в Амстердаме. В ней она дала глубокий анализ основных понятий и методов статистической физики.

Интересны ее труды по второму началу термодинамики. Учёная предложила разделить это начало термодинамики на аксиомы. Свои взгляды она изложила в работах «К аксиоматике. 2 начала термодинамики» (1925 год) и

«Необратимость, односторонность. 2 начала термодинами­ки» (1928 год).

Учеником демонстрируется опыт с «Птичкой Хоттабыча», («пьющим утёнком», «ненасытной птичкой»).

Описание опыта «Птичка Хоттабыча».

Среди детских игрушек есть одна, пришедшая к нам из Китая, вызывающая удивление всех, кто видит ее в действии. Ее называют «ненасытная птичка» или «птичка Хоттабыча». По­ставленная перед чашкой с водой, птичка опускает клюв в чашку и, «напившись», выпрямляет­ся. Постояв некоторое время, она начинает медленно наклоняться, достает клювом воду, «пьет» и снова выпрямляется. Эта игрушка является типичным представителем даровых двигателей. Механизм ее движения очень остроумен. Взгляните на рис. 1. «Тело» птички состоит из стек­лянной трубочки, заканчивающейся сверху шариком, который оформлен как головка с клювом. Внизу трубка заканчивается открытым концом в более широком резервуаре, то­же герметически закрытом. Этот резервуар     заполнен жидкостью так, что уровень жидкости несколько выше открытого конца трубки.

Для того чтобы птичка ожила, надо смочить ей головку водой. Некоторое время после этого птичка будет сохранять вертикальное положение, так как широкий нижний резервуар с жидкостью тяжелее головки. Проследим теперь, что про­изойдет дальше. Мы заметим, что жидкость начинает подниматься вверх по трубке (рис. 2). Когда она достигнет верхнего края трубочки, верхняя часть ста­нет тяжелее нижней, и птичка наклонится клювом вперед над чашкой. Когда птичка достигла горизонтального положения, открытый конец трубки ока­зался выше уровня жидкости в нижнем резервуаре, и жидкость из трубки стекает обратно в резервуар. Вновь «хвост» становится тяжелее головы, и птичка пере­ходит в вертикальное положение. Теперь мы поняли механическую сторону во­проса: движение жидкости меняет распределение тяжести относительно оси, т. е., смещает центр тяжести. Но что же заставляет жидкость двигаться вверх? Жидкость внутри птички — эфир — легко испаряется при комнатной температуре, а дав­ление насыщенных паров эфира резко меняется с изменением температуры.

Когда птичка встала вертикально, можно отдельно рассмотреть две об-

ласти паров эфира: трубочку с головкой и хвостовой баллончик.

Головка птички обладает замечательным свойством: смоченная водой, она имеет темпе­ратуру несколько ниже температуры окружающей среды. Добиться этого нетрудно, если по­верхность головки сделать из пористого материала, хорошо впитывающего и интенсивно испа­ряющего влагу.

Рис. 2. «Секрет» устройства птички Хоттабыча.

Вспомните наши рассуждения. Интенсивное испарение сопровождается пони­жением температуры головки птицы по отношению к температуре трубочки и нижнего резер­вуара. Это, в свою очередь, вызывает уменьшение давления насыщенного пара в верхнем бал­лончике, и жидкость вытесняется вверх по трубочке превосходящим давлением паров в нижней части игрушки. Центр тяжести перемещается, и птичка, наконец, занимает горизонтальное по­ложение. В этом положении произойдут независимо друг от друга два процесса. Во-первых, птичка обмакнет свой «клюв» в воду и тем самым смочит еще раз ватный чехол на своей голов­ке. Во-вторых, произойдет смешение насыщенного пара нижней и верхней частей, давление уравняется (за счет тепла окружающего воздуха произойдет небольшое повышение температуры паров), и жидкость из трубочки под действием собственного веса вытечет в нижний резервуар. Птичка расположится снова вертикально.

Игрушка будет действовать безотказно до тех пор, пока будет смачиваться ватный чехол на ее головке, и при условии, что влажность окружающего воздуха не слишком велика; это обеспечит нормальное испарение, а значит, и относительное понижение температуры головки. Таким обра­зом, тепло окружающего воздуха, непрерывно поступающее к игрушке, служит источником движения волшебной птички.

Ученик продолжает рассказ о Т.А. Афанасьевой-Эренфест.

Ею сформулированы 4 аксиомы и в связи с этим даны 4 формулировки второго закона термодинамики для квазистатистических процессов. В науке для количественного выражения степени «обесценивания» энергии существует понятие «Энтропия» — обесценивание. Второе начало термодинамики по Астафьевой — Эренфест, есть принцип существования энтро­пии С, изменение которой для термостата выражается формулой

S=Q/T

Где Q — тепло, сообщённое термостату, Т — его температура.

Итог своим исследованиям в этой области она подвела в монографии «Основы термоди­намики», изданной в г. Лейдене (Нидерланды) в 1956 году.

Для пояснения физического смысла понятия «энтропия» покажем следующий эксперимент:

— взяты два сосуда с водой и пробирка, наполненная эфиром и закрытая пробкой. В пер­вый сосуд заливают 1 кг воды и нагревают до 40°С, т. е., сообщают 168000 ДЖ тепла. Во второй сосуд наливают 0,4 кг воды и нагревают до 100* С, т. е., сообщают количество тепла, тоже равное 168000 ДЖ.. В сосуды по очереди погружают пробирку с эфиром и наблюдают разные результа­ты: пробка не вылетает, когда пробирка находится в первом сосуде, и вылетает, когда пробирка опущена во второй сосуд. Значит одинаковое количество теплоты, переданное воде, неравноцен­ны в смысле возможности совершения работы: тепло, «запасённое» в первом сосуде, менее «ценно» (оно не может совершить работу) , и его характеризует большое значение энтропии, по­скольку температура мала. Во тором сосуде вода аккумулирует тепло более «ценное» (оно со­вершает работу), значение энтропии в данном случае мало, т. к. температура велика. Таким об­разом, энтропия есть мера обесценивания тепла.

1-я ведущая  продолжает рассказ сообщением биографических сведений.

Татьяна Алексеевна родилась в год Крысы — 1876. Люди этого года по восточному горо­скопу трудолюбивы, целеустремленны, но охотнее выполняют работу умственную, нежели фи­зическую.

Татьяна Алексеевна родилась в Киеве в семье преподавателя Киевского реального учи­лища, но из-за тяжелой болезни отца воспитывалась в Петербурге в семье дяди, известного про­фессора Технологического института.

В 1893 году она с золотой медалью окончила женскую Мариинскую гимназию и посту­пила на педагогические курсы, завершив обучение тоже с золотой медалью. В 1896 году Татьяна Алексеевна получила возможность работать в качестве домашней наставницы, однако не вос­пользовалась ею, ибо страстное увлечение математикой и физикой побудило её продолжать об­разование на Петербургских высших женских курсах. В 1900году математическое отделение курсов закончено, при этом получена третья золотая медаль. Татьяна Алексеевна сразу же поступила преподавательницей математики в одну из Петербургских женских гимназий, и одно­временно начала работать в качестве ассистентки на высших женских курсах. Осенью 1902 года её командировали на год за границу для усовершенствования знаний; местом стажировки был выбран Геттингенский университет. Там она быстро приобщилась к научной жизни, с интере­сом посещала лекции и семинарские занятия выдающихся профессоров. В маленькой квартирке, которую снимала Татьяна Алексеевна, часто собиралась геттингенская молодежь, привлеченная чисто русским гостеприимством и радушием хозяйки, которая знакомила своих новых друзей с русской культурой, традициями, песнями, танцами…

(Исполняется один из народных танцев: кадриль, мазурка и т.д.)

Пауль Эренфест, ученик Больцмана, а в последствии известный физик-теоретик, тоже был приглашен на один из таких вечеров. Молодые люди познакомились и вскоре стали супругами.

Осенью 1907 года они уехали в Россию, в Петербург. Татьяна Александровна много помо­гала мужу в его научных исследованиях, и сама занималась разработкой статистической физики. В квартире Эренфестов собирались на семинары петербургские физики. 12 февраля 1908 года на заседании физического отделения Русского физико-химического общества ученая выступила с докладом «Кинетическое толкование необратимых процессов», который вызвал оживлённые прения; в них принял участие в частности, А.Ф. Иоффе.

С 1912 года семья переезжает в Нидерланды. И здесь гостеприимный дом ученых посещали многие физики. На стене одной из комнат они оставляли свои автографы. За два десятилетия собралась их целая галерея, включавшая подписи всего цвета теоретической физики: А. Эйнштейн, Н. Бора, М. Планка, М. Борна, В. Гейзенберга, В. Паули, Э. Ферми, их советских физиков — А.Ф. Иоффе, ПЛ. Капица, и другие. Большим другом семьи Эренфестов был А. Эйнштейн, который хозяйку дома называл «улыбающейся загадкой» …

Ученик подходит к портрету на стенде и начинает следующий рассказ.

М.Л. Левитская.

Мария Афанасьевна Левитская — одна из первых русских женщин-физиков, свою науч­ную работу начала в 1909 году с изучения прямолинейного резонатора для коротких электро­магнитных волн. В качестве излучающих вибраторов она выбрала металлические шарики и ма­ленькие проволочки, наклеенные на стекло, и получила с их помощью волны длинной до 30 мкм, относящиеся к инфракрасной области спектра. Позже изучала спектры палладия, а в годы В.О.В. осуществила серию первоклассных работ по генерированию электромагнитных волн. В послевоенный период Мария Афанасьевна занималась исследованием структуры атомных ядер, продолжала изучение инфракрасных волн, а также исследовала диффузию в твёрдых телах, рентгеновские спектры сплавов, оптические спектры тонких металлических слоев. Перу М. А. Левитской принадлежит свыше 50 научных работ, посвященных разным проблемам, и среди них монография «Инфракрасные лучи», много реферативных статей.

Демонстрируется опыт по обнаружению инфракрасного излучения в спектре.

Описание опыта обнаружения инфракрасного излучения в спектре.

Оборудование: проекционный аппарат, призма прямого зрения или призма

дисперсионная «Флинт», фотоэлемент кремниевый на стойке, гальванометр демонстрационный от ам­перметра, переносной экран.

Свет от проекционного аппарата направляется на призму прямого зрения и на экране, по­лучают яркий сплошной спектр. Чтобы растянуть спектр, экран немного поворачивают. Кроме того, его располагают так, чтобы за красным краем спектра оставалось свободное место.

На расстоянии 1-1,5 м от призмы помещают фотоэлемент, соединённый с гальванометром. Если опыт проводить в полностью затемненном помещении, то шкалу гальванометра следует подсветить, например, при помощи теневого осветителя.

Медленно перемещают фотоэлемент перпендикулярно световым лучам от фиолетового края спектра в сторону красного края и наблюдают за стрелкой гальванометра.

По мере продвижения фотоэлемента, показания гальванометра постепенно растут, дости­гая max, когда фотоэлемент находится за видимой красной частью спектра. Это и есть невиди­мая инфракрасная область спектра.

Дальнейшее продвижение фотоэлемента приводит к постепенному уменьшению показаний гальванометра и возвращению стрелки в первоначальное нулевое положение.

2-я  ведущая продолжает рассказ сообщением биографических сведений.

Мария Афанасьевна Левитская родилась в 1883 году. Закончила физико-математический факультет Бестужевских Высших женских курсов, последние два семестра (1905-1906) училась в Берлинском университете, специализируясь у известного физика М. Планка. Затем продолжала своё образование (1911-1914) на факультете философии в Геттингенском университете, жи­ла в Голландии год, получая стипендию от Учёного комитета при Российской Академии наук. В 1915-1917 годах преподавала в Петербургском политехническом институте. С 1924 года по 1934 год работала в Ленинграде совместно с А.Ф. Иоффе, ею были выполнены важные исследования в области физики твердого тела.

В 1935 году МА. Левитской была присуждена (без защиты диссертации) ученая степень доктора физико-математических наук. С этого же года она стала профессором Воронежского государственного университета, где начала исследования, связанные с рентгеноструктурным анализом. В последующие годы жизни ею была организована лаборатория инфракрасной спек­троскопии, в которой под её руководством проводилось изучение «тушащих» действий субмил­лиметровых волн.

Скончалась Мария Афанасьевна в марте 1963 года.

Ученик подходит к портрету на стенде и начинает рассказ.

А.Л. Глагольева — Аркадьева.

Александра Андреевна Глагольева — Аркадьева занимает почетное место в советской физи­ческой науки. Первая её научная работа посвящена конденсации паров на ионах, но главное в её научном творчестве — получение и изучение коротких электромагнитных волн; такой длины, ко­торые заполнили промежуток на шкале между инфракрасными радиоволнами. Александра Анд­реевна доказала существование волн этого спектрального интервала с помощью сконструиро­ванного ею нового источника электромагнитных волн — массового излучателя.

Показывает схему.

Схема массового излучателя Глаголевой – Аркадьевой.

В сосуде 1 находятся мелкие металлические опилки, взвешенные в трансформаторном масле. Не показанная на рисунке мешалка всё время поддерживает опилки во взвешенном со­стоянии, не давая им осесть на дно. Вращающееся колесико 2 захватывает смесь и окружается ею наподобие тины. С помощью проводов 3, присоединённых к индуктору, через смесь пропус­кается искровой разряд. Металлические опилки образуют при своём движении множество слу­чайных пар, которые играют роль маленьких вибраторов и при разряде излучают короткие вол­ны. Так как размеры случайно образующихся вибраторов различны и колебания в них не гармо­нические, а затухающие, в излучении присутствуют одновременно все длины волн. Можно ска­зать, что массовый излучатель испускает «электромагнитный шум».

(Описание работы массового излучателя)

Он представлял собой сосуд, заполненный вязким маслом, в котором во взвешенном со­стоянии плавали алюминиевые опилки. Опилки при пропускании через сосуд электрической ис­кры становились маленькими вибраторами тепла. О своём приборе ученая писала: «Новый ис­точник излучения коротких герцевских волн, представляя по своему существу пример «массового излучателя», подходит очень близко к источникам испускания тепловых и световых волн: он осуществляет собою переход от индивидуального вибратора Герца к суммарному излу­чению совокупности молекул накалённого тела».

В 1922 году А.А. Глагольева — Аркадьева получила электромагнитные волны длинной от1 см до 0,35 мм, а затем длинной от 50 мм до82 мкм. Это исследование имело очень важное принципиальное значение, т. к. служило доказательством единства природы волн, получаемых при электрических разрядах и молекулярных процессах.

Кроме данной работы, учёной был создан (1916 год) рентгеностереометр – прибор, давший возможность точно определять местоположение пуль и осколков в теле раненого. Этот прибор широко использовался в период первой мировой войны.

А.А.Глагольевой — Аркадьевой написано много статей: о различных типах массовых излу­чателей, о распределении энергии в спектре излучателя и другие.

По ходу беседы были показаны: схема массового излучателя и плакат «Шкала электромагнитных волн», на котором отмечен диапазон Глагольевой – Аркадьевой.

Ученица продолжает рассказ сообщением биографических сведений.

Александра Андреевна родилась в 1884 году, в год Обезьяны. Люди, рожденные в этот год умны, изобретательны, оригинальны и легко решают все сложные проблемы. Эти строчки вос­точного гороскопа полностью соответствуют этой женщине.

Александра Андреевна Глагольева — Аркадьева профессор МГУ, доктор физико-математических наук, родилась в селе Товарково, ныне Тульской области, в семье сельского священника. Сама с 6-ти лет научилась читать и писать; без посторонней помощи сама подгото­вилась к школе. Наблюдая жизнь русской деревни, она еще с детских и юношеских лет глубоко прониклась любовью к России, к народу с его звонкими песнями и весёлыми частушками. Исполняются деревенские частушки (Приложение4).

Ученица продолжает рассказ сообщением биографических сведений.   В 1906 году Александра Андреевна поступила на физико-математический факультет Москов­ских высших женских курсов, которые закончила в 1910 году с дипломом первой степени, по­лучив при этом предложение остаться на факультете в должности ассистента; предложение бы­ло принято. Когда началась первая мировая война, Александра Андреевна организовала рентге­новский кабинет для военного госпиталя. Четыре года она работала там. В 1918 году произошло слияние Московских высших женских курсов с Московским университетом, и А.А. Глагольева-Аркадьева стала сотрудником МГУ, читала лекции, пользовавшиеся большой популярностью, одновременно вела научные исследования. С 1930 года она – профессор университета и 2-го Московского медицинского института. В 1935 году ей присуждена ученая степень доктора фи­зико-математических наук без защиты диссертации. Во время В.О.В. Александра Андреевна на­ходилась в Казани и, будучи старшим научным сотрудником АН СССР, вела большую не только научную работу, но и общественную работу. 30 октября 1945 года, она скончалась от болезни, далеко не исчерпав богатых возможностей, данных ей природой.

А.А. Глагольева — Аркадьева отличалась исключительно чутким, любовным отношением к людям. Она была не только крупным ученым, но и блестящим лектором, умела увлечь слушателей своим предметом, привить интерес к нему, поэтому так плодотворен был её педагогический путь, и много специалистов она воспитала для Родины.

Ученик подходит к портрету на стенде и начинает следующий рассказ.

А.Ф. Приходько.

Антонина Фёдоровна Приходько — крупный советский физик — экспериментатор. Ей принад­лежат исследования по спектроскопии кристаллов, которые оказали существенное влияние на раз­витие физики твердого тела. Особое место в списке её трудов занимает экспериментальное обна­ружение и исследование экситонов (квазичастица) в молекулярных кристаллах, выполненное со­вместно с рядом коллег.

(Понятие об экситоне-квазичастице- было введено в науку членом-корреспондентом АН СССР Я.И. Френкелем в 1931 году. В молекулярных кристаллах экситон представляет собой эле­ментарное возбуждение электронной системы отдельной молекулы, которое благодаря межмолеку­лярным взаимодействиям распространяется по кристаллу в виде волн).

А.Ф. Приходько открыла и изучила экситонную люминесценцию этих кристаллов, исследова­ла их спектры поглощения и свечение в широких интервалах температур, вплоть до температуры жидкого гелия. Были получены обширные сведения об энергетических состояниях молекулярных кристаллов, их зависимость от частоты, температуры, нарушении структуры и наличия механиче­ских деформаций. Отдельно ею изучены свойства кристаллического кислорода при сверхнизких температурах. Эти исследования позволили выяснить характер процессов взаимодействия света с кристаллами, а также механизм перемещения энергии в кристаллах и полимерах. Они открыли также новые пути для решения ряда важнейших технических задач, таких как выбор веществ для исследования люминофоров и счетчиков частиц. Исследования А.Ф. Приходько получили широкую известность в СССР и за рубежом.

Ученица продолжает рассказ сообщением биографических сведений.

Антонина Фёдоровна Приходько родилась в 1906 году в городе Пятигорске, там же окончила среднюю школу. В 1923 году поступила на физико-механический факультет Ленинградского поли­технического института, который окончила в 1929 году. Научная деятельность Антонины Федоров­ны началась в Ленинграде в физико-техническом институте еще в годы учебы. В 1930 году вместе с группой молодых ученых она была переведена во вновь организованный Харьковский физико-технический институт. Это было время становления одной из новых областей физики — спектроско­пии кристаллов. И Антонина Фёдоровна посвятила свои знания и силы развитию этой области нау­ки. В 1941- 44 годах она — сотрудник института физической химии АН СССР, а с 1944 года — инсти­тута физики АН СССР (с 1965 -70 год была его директором). А.Ф. Приходько создала и возглавила киевскую школу спектроскопии твёрдого тела, успешно руководила многочисленным коллективом физиков. Она автор около 100 научных работ, среди них монография «Спектры молекулярных кри­сталлов».

С 1943 года Антонина Фёдоровна — доктор физико-математических наук, через 5 лет она из­бирается членом — корреспондентом АН УССР, а в 1964 году — действительным членом АН УССР. Плодотворная научная работа ученой высоко оценена Советским правительством: ей вручена выс­шая награда Родины — орден Ленина. Цикл работ по экситонам в кристаллах отмечен Ленинской премией в 1966 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от З мая 1976 года Антонине Фёдоровне присвоено звание Героя Социалистического труда.

        Ученик подходит к портрету на стенде и начинает рассказ.

В.Л. Троицкая.

Валерия Алексеевна Троицкая, советский геофизик, доктор физико-математических наук, от­крыла совместно с М.В. Мельниковой в 1958 году явление возбуждения периодических колебаний магнитного поля Земли нарастающей частоты. Оно принадлежит к классу быстро переменных про­цессов, наблюдается в период магнитных бурь и связано с выбросом протонов в область, захвачен­ную радиацией. Сущность открытия состоит в обнаружении особого типа возмущений электромаг­нитного поля Земли, которое представляет собой совокупность геомагнитных пульсаций с умень­шающимся во времени периодом от 10 до 0,5 с. Этот тип возмущений авторы назвали «интервалы КУП» (колебания убывающего периода). Эти колебания одно из проявлений магнитных бурь. Од­нако случается, что магнитное поле Земли сразу, в течение нескольких часов изменяется. Магнит­ная буря продолжается от 6 до 12 часов.

Магнитные бури во время равноденствия случаются чаще. Период максимума магнитных бурь повторяется с промежутком в 11,5 года. После каждого такого периода число бурь постепенно уменьшается, достигая минимума, а потом снова повышается до максимума. Изучение свойств ин­тервалов КУП создало возможность следить за вторжением в атмосферу энергетических частиц, позволило упростить ход выяснения процессов, происходящих на высоте десятков тысяч километ­ров, прогнозирование магнитных бурь. Эти результаты важны для многих специалистов, в частно­сти медиков, т. к. магнитные бури влияют на свёртываемость крови человека, обостряют течение сердечно-сосудистых заболеваний.

Ученица продолжает рассказ сообщением биографических сведений.

Валерия Алексеевна Троицкая родилась в 1917 году в Петрограде. В 1940 окончила физиче­ский факультет Ленинградского университета. С 1941 года стала преподавать в учебных заведениях г. Казани, а, переехав в г. Ленинград, работала инженером. В 1950 году поступила в аспирантуру по геофизике, которую окончила в 1953 году, защитив диссертацию, посвященную исследованию короткопериодических колебаний магнитного поля Земли. Эта её работа была одной из основопола­гающих в данной области науки.

С 1955 года по 1961 год Валерия Алексеевна была (по совместительству) секретарём комитета по проведению Международного геофизического года и руководителем рабочей группы по земель­ным токам. В 1964 году она защитила докторскую диссертацию, а в 1966 году ей присвоено звание профессора. В.А. Троицкая в 1970 году была избрана действительным членом Германской акаде­мии естествоиспытателей «Леопольдина» в г. Галле, и ей была вручена медаль американского Гео­физического союза.

1-я ведущая:

Мы познакомились с русскими женщинами-учеными, работавшими в 20 веке… Но оказывается, уже в 18 столетии были известны имена женщин, которые благодаря своей учености являлись гордостью и украшением эпохи.

Это, например, Лаура Басси, профессор Болонского университета в Италии, самого старого в Европе. Она была хорошо знакома с работами Ньютона, 25 лет читала лек­ции, на которые стекались слушатели со всех концов Европы. Женщины города со­орудили в её честь памятник.

Француженка Эмилия Брейгель по мужу маркиза дэ Шатле, написала в 1770 году книгу «Основы физики». Вольтер назвал её «бессмертной Эмилией», высокую оценку её труда дали известные учёные — Эйлер, Ампер.

2-я ведущая:

Звание лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между на­родами получила ещё одна француженка – физик Эжени Коттон. Она

была не только доктором физических наук, но и активным участником антифашистского Движения Сопротивления, одним их инициаторов создания и президентом Международной де­мократической федерации женщин, членом Президиума Всемирного Совета Мира. Эжени Коттон известна своими работами в области магнетизма и в 1934 году за успе­хи в науке была награждена орденом Почетного Легиона. Несмотря на свою огромную общественную и научную работу Эжени была заботли­вой матерью и женой, прекрасной хозяйкой.

1-я ведущая:

Нельзя не сказать о лауреатах Нобелевской премии. Это французский физик Мария Склодовская-Кюри, которая в сотрудничестве со сво­им мужем Пьером исследовала большую часть известных элементов и их соединений с целью установить их радиоактивные свойства. Она открыла новые свойства радио­активных элементов и новые радиоактивные элементы полоний и радий. Американский ученый Мария Гапперт-Майер уроженка Польши, работала в США, была профессором института ядерных исследований в Чикаго. Основные труды по­свящаются квантовой механике, теории кристаллической решетки, ядерной физике.

2-я ведущая:

Данные материалы не исчерпывают всей информации о женщинах-физиках. В последние годы во многих интересных работах, выполненных нашими соотечественни­ками, участвуют и коллеги женщины.

1-я ведущая:                

ЖЕНЩИНА — МЫСЛИТЕЛЬ, ЖЕНЩИНА — УЧЕНЫЙ, ЖЕНЩИНА-МАТЬ, как много понятий, чувств, эмоций вместило в себя это слово, но во все времена женщина будет оставаться в душе воспитателем, мудрым педагогом с добрыми и строгими глазами.

(Исполняется вокальной группой песня «Строгие глаза») (Приложение 5).

На вечере использованы портреты женщин-физиков.

Вечер завершается музыкой, танцами.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress