Кандидатская диссертация.1.3. Критерии и уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников.

Кандидатская диссертация. Тема: «Формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода»

1.3. Критерии и уровни сформированности качеств личности

человека культуры у школьников

 Читайте ниже: Кандидатская диссертация. Выводы по первой главеГлава 2. Педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода (Возможности культурологического подхода…)

Для разработки модели формирования качеств личности человека культуры у школьников, а также, для наиболее эффективной её реализации на данном этапе исследования перед нами встала задача выявить исходный уровень сформированности качеств личности человека культуры у школьников. Для этого необходимо выделить критерии и показатели их сформированности.

Анализ исследований, посвящённых проблеме формирования качеств личности человека культуры показал, что в науке ещё не разработана критериальная база для оценки их сформированности у школьников.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-то; мера суждения, оценки какого-либо явления [190,с.130].

Для решения поставленной задачи мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ существующего практического опыта, собственный педагогический эксперимент.

При этом мы опирались на труды Е. В. Бондаревской, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой и др., на исследования, посвящённые формированию отдельных качеств личности (Т. В. Андронова, Л. В. Москаленко, Р. Ф. Берзина, Л. А. Сивицкая, Н. Г. Ратанова, В. Н. Костиников), на работы Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Ф. И. Иващенко и др., раскрывающие особенности личности человека.

Так, Т. В. Андронова критерием определения уровня сформированно-

сти черт характера выбирает ценностно-смысловое наполнение переживаний, отношений и мыслей, проявляющееся в учебной деятельности. Включая  школьников в ценностно-смысловой анализ положительных черт характера русского человека, она отслеживает отношение к качествам личности как ценности, наличие потребности в их приобретении и совершенствовании себя. Показателями сформированности черт национального характера для автора являются: активность личности в ценностно-смысловой мыслительной деятельности и последующее за этим практическое самовыражение личности (проявление положительных черт характера, нацеленность на самоизменение) [11].

Л. В. Москаленко критериями сформированности художественно-духовной культуры учащихся берёт следующие: степень сформированности у школьников ведущего мотива художественной деятельности (степень устойчивого интереса, сосредоточенность, широта впечатлений); уровень воспитанности художественного восприятия (ощущение стиля, умение обобщать, умение ассоциировать); степень развития художественно-творческих способностей (степень овладения художественным языком, умение выразить свое понимание идеи произведения, умение удивляться, идентифицировать, способность к эмпатии); направленность на добро, красоту, бескорыстие, понимание их значимости [146].

Р. Ф. Берзина критериями сформированности творческих способностей младших школьников называет определенную систему показателей, представленную тремя группами: наличие ценностного отношения к творческой деятельности; успехи в творческой учебно-познавательной и практической деятельности; знание способов творческой деятельности [31].

Л. А. Сивицкая для исследования сформированности таких качеств как совестливость, альтруизм, справедливость критериями выбрала: понимание значимости гуманных качеств и свойств личности; альтруистическая настроенность на людей; развитость отождествления себя с другими. При этом автор выделяет следующие показатели: принятие системы ценностей, на вершине которой находятся ценности уважения и терпимости к кому-либо; личностные изменения в сторону позитивной «я-концепции»; дружеские отношения со сверстниками и взрослыми; понимание значимости гуманных свойств личности; альтруистическая настроенность на людей; развитость отождествления себя с другими [189].

Н. Г. Ратанова в качестве критериев эффективности социального воспитания школьников использовала: динамику их отношений к базовым ценностям; динамику активности и включённости детей в различные виды социально-нравственной деятельности; результаты включённости семьи и ребёнка в работу по улучшению условий в социуме [183]. Критериями  социальной воспитанности школьников автор называет изменения в ценностных ориентациях, рост активности и результаты совместной деятельности со взрослыми.

В. Н. Костиников, исследовавший проблему формирования исторического самосознания школьников как фактора развития у них гражданских качеств, критериями их сформированности определил: целостность социального мировоззрения; понимание себя как субъекта исторического процесса; восприимчивость к опыту предков; полноценность социальной адаптации [121].

На основе анализа представленных выше исследований приходим к выводу, что изучаемые в них качества личности близки к характеристике человека культуры (активность личности, направленность на самоизменение, на добро, красоту, бескорыстие, совестливость, альтруизм, справедливость и др.). Поэтому мы приняли их во внимание при разработке критериев сформированности качеств личности человека культуры у школьников.

Учитывая данное нами определение личности человека культуры в параграфе 1.2. настоящей работы, изучив подходы к проблеме определения критериев сформированности различных качеств личности, учитывая их разносторонность и многообразие, мы считаем правомерным выделение следующих критериев сформированности качеств личности человека культуры у школьников: когнитивного, мотивационно-ценностного, личностного и соответствующих им показателей. Охарактеризуем каждый критерий отдельно.

Когнитивный критерий сформированности качеств личности человека культуры у школьников необходим для отслеживания того, какое представление о культуре сложилось у учеников, насколько школьник уяснил для себя, что культура – есть опыт предыдущих поколений в области развития человека и общества, который необходимо осваивать для собственного развития и благополучного вхождения в социум и жизнедеятельности в нём; осознают ли они себя субъектами культуры; имеют ли представление о гуманистической, духовной, диалогической и творческой сути культуры.

Мотивационно-ценностный – предполагает выявление ценностного отношения школьников к культуре, наличия потребности в её практическом усвоении, ценностных ориентаций на социальное и индивидуально-личностное развитие. Он представляется нам важным для измерения, так как сформированное ценностное отношение к культуре формирует мотивы и смыслы поступков и ответственных решений, потребность в самореализации, что, в свою очередь, способствует формированию качеств личности человека культуры.

Личностный критерий, включающий в себя качества личности человека культуры: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к творчеству и диалогу, позволяет отследить изменения непосредственно в уровне их сформированности у школьников.

Выбранные нами критерии наиболее полно отражают всю сложность и многоаспектность исследуемого феномена и могут быть использованы как его мерило.

Критерии сформированности личности человека культуры у школьников, показатели и средства диагностики представлены в таблице 4.

 

Таблица 4.

 

Критерии и показатели сформированности качеств личности человека культуры у школьников

Критерии Показатели Методыдиагностики
1.Когнитивный  -сформированность у учащихся целостного представления о культуре как опыте предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества;-понимание необходимости овладения культурой для адаптации и эффективной жизнедеятельности в социуме;

— осознание связи культуры и собственного развития;

-представление о гуманистической, духовной, диалогической и творческой сути культуры;

1. Методика «Неоконченные предложения».2.Анкетирование.

3.Анализ сочинений учащихся.

4. Методика «Недописанный тезис».

5. Беседа.

2.Мотивационно-ценностный  — наличие у школьников отношения к культуре как ценности;- потребность в её практическом усвоении;

-ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие.

1.Методика «Недописанный тезис».2.Методика  М. Рокича «Ценностные ориентации».

3.Беседа;

4.Наблюдение.

3.Личностный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сформированность качеств личности человека культуры: 

1)Духовность (обладание богатым внутренним миром):

-проявление гражданской зрелости(любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу);

-наличие эмпатии.

 

2)Нравственность:

— проявление качеств: гуманности в отношениях, вежливости, трудолюбия, культуры поведения, честности, активности, ответственности.

 

 

 

3)Способность к творчеству:

— направленность на  самосовершенствование;

— стремление к творческому самовыражению, к познанию нового, к саморазвитию;

-наличие достижений в учёбе и творчестве;

-нацеленность на продолжение образования.

 

4)Самостоятельность:

-инициативность, критичность, адекватность самооценки, ответственность за свои деятельность и поведение.

 

 

5) Способность к диалогу:

— умение строить свои отношения с миром на основе равноправия, форм общения, основывающихся на внутреннем принятии «другого» как ценности, ориентирования на его индивидуальную неповторимость;

коммуникативность.

 

 

 

1.Анкетирование.

2. Тест эмпатийного потенциала личности И.М.Юсупова.

3.Наблюдение.

 

 

1. Методика Р.В.Овчаровой «Изучение уровня владения учащимися нравственными качествами».

2. Методика «Изучение воспитанности учащихся» Л.М.Фридмана.

3.Беседы.

 

1.Опросники В.И. Андреевой «Творческий потенциал личности».

2.Опросник Г. Девиса.

3.Анализ результатов учебной, творческой деятельности учащихся, поступления выпускников в профессиональные учебные заведения.

4.Беседа.

 

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Тест Н.Р.Битяновой.

4.Микросочинение: продолжить предложение «Другие люди думают, что я…».

 

1.Методика И.П. Шаховой. Анкета оценивания видов общения.

2. Методика Л.М.Фридмана.

Изучение уровня коммуникативности.

3.Беседа.

4.Наблюдение.

 

Определяя уровни сформированности качеств личности человека культуры, мы ориентировались на степень и полноту их проявления, отражённые в показателях.

Различная степень проявления и полнота сформированности качеств личности человека культуры у школьников обусловила необходимость шкалирования оценок их сформированности. Опираясь на проведённое исследование, мы выделили следующие уровни сформированности у школьников качеств личности человека культуры: высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный).

Высокий  уровень характеризует достаточно высокую степень сформированности качеств личности человека культуры у школьников. Средний уровень является обязательным, а низкий уровень характеризует недостаточную степень сформированности качеств личности человека культуры у школьников. Более подробно опишем эти уровни.

Высокий уровень (продуктивный) характеризуется сформированно-

стью  целостного представления о культуре как опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества. Характеристики культуры полны и разносторонни. Понятие «культура» в их сознании имеет точное и глубокое выражение. Отмечается её гуманистическая, духовная, диалогическая и творческая основа. Школьники относятся к культуре как ценности. Они видят плюсы и минусы культуры, у них возникает желание что-то изменять в лучшую сторону, они не проявляют равнодушия и чувствуют свою сопричастность к миру людей и культуры. Осознают важность культуры в жизни человека и общества, необходимость овладения ею для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. У них проявлена личная заинтересованность и потребность в её практическом усвоении, они связывают её с собственным развитием, проявляют познавательный интерес к культуре. Учащиеся имеют ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие. В процессе самореализации у школьников вполне проявляются качества: 1)духовности (проявление гражданской зрелости: любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу, наличие качества эмпатии); 2)нравственности (проявление качеств: гуманности в отношениях, вежливости, трудолюбия, культуры поведения, честности, активности, ответственности); 3)способности к творчеству (направленность на  самосовершенствование, стремление к творческому самовыражению, к познанию нового, к саморазвитию); 4) самостоятельности (наличие у личности инициативности, критичности, адекватной самооценки, ответственности за свои поступки); 5)способности к диалогу (наличие положительного, отношения к миру, людям, школе, самому себе, качества коммуникативности). В целом, для учеников высокого уровня сформированности качеств личности человека культуры характерно стремление к разносторонней самореализации.

Средний уровень (репродуктивно-творческий) характеризуется недостаточно чётким представлением школьников о культуре как целостном и ценном для них опыте предыдущих поколений. Представления учеников о культуре фрагментарны и не носят целостного характера, однако учениками (каждым по-своему) отмечается её гуманистическая, духовная, диалогическая и творческая основа. Есть понимание ценности культуры для человека и необходимости её изучать, однако ученики не связывают её с собственным развитием, в ответах не показаны их личная заинтересованность и потребность в её практическом овладении, отмечается отстранённость учеников по отношению к культуре, тем не менее, их определения носят целостный характер. Выпускники не проявляют познавательного интереса к культуре. Учащиеся имеют ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие, но в процессе самореализации у школьников не вполне проявляются качества: 1)духовности (проявление гражданской зрелости: любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу, наличие качества эмпатии); 2)нравственности (проявление качеств: гуманности в отношениях, вежливости, трудолюбия, культуры поведения, честности, активности, ответственности); 3)способности к творчеству (направленность на самосовершенствование, стремление к творческому самовыражению, к познанию нового, к саморазвитию); 4) самостоятельности (наличие у личности инициативности, критичности, адекватной самооценки, ответственности за свои поступки); 5)способности к диалогу (наличие положительного, отношения к миру, людям, школе, самому себе, качества коммуникативности). В целом, для учеников среднего уровня сформированности качеств личности человека культуры наблюдается склонность к репродуктивно-творческой деятельности.

Низкий уровень (репродуктивный) характеризуется слабым представлением школьников о культуре как целостном и ценном для него опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества. У них не сформировано понимание необходимости в овладении культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни, не  наблюдается личной заинтересованности и потребности в её практическом овладении, они  не связывают её с собственным развитием, не проявляют познавательного интереса к культуре. У них слабо проявляются нравственные качества личности, они часто не адекватны в действиях и поступках, замкнуты, обидчивы, отсутствует интерес к окружающей действительности. Учащиеся не ориентированы на социальное и индивидуально-личностное развитие. В процессе самореализации у школьников у них слабо проявляются качества: 1)духовности (проявление гражданской зрелости: любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу, наличие качества эмпатии); 2)нравственности (проявление качеств: гуманности в отношениях, вежливости, трудолюбия, культуры поведения, честности, активности, ответственности); 3)способности к творчеству (направленность на самосовершенствование, стремление к творческому самовыражению, к познанию нового, к саморазвитию); 4) самостоятельности (наличие у личности инициативности, критичности, адекватной самооценки, ответственности за свои поступки); 5)способности к диалогу (наличие положительного, отношения к миру, людям, школе, самому себе, качества коммуникативности). В целом, для учеников низкого уровня сформированности качеств личности человека культуры наблюдается склонность к репродуктивной деятельности.

Основываясь на представлении о формировании качеств личности человека культуры у школьников как о долговременном динамичном процессе поэтапного овладения учениками содержанием культуры – ценным опытом предыдущих поколений во всех сферах жизнедеятельности, творчества, общения, мы изучали их сформированность, начиная с младшего школьного возраста, проходя все этапы их становления до выпуска из школы.

В соответствии с выявленными критериями и показателями сформированности качеств личности человека культуры у школьников, был определён комплекс методов диагностики. При этом в начальной школе и среднем звене обучения мы отслеживали только изменения в проявлении нравственных качеств, для чего использовали соответственно методику Р. В. Овчаровой «Изучение уровня владения учащимися нравственными качествами» (младшие школьники) и методику «Изучение воспитанности учащихся» Л. М. Фридмана (среднее звено обучения).

Наибольшее внимание мы сосредоточивали на старшем подростковом

и юношеском возрасте (9 – 11 классы), так как он характеризуется ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учёт этого обстоятельства является принципиально важным в интересующем нас аспекте, поскольку выпускник школы – человек культуры – сознательно развивающийся субъект.

Методами диагностики в старшем возрасте явились: наблюдение, анкетирование, беседа, методики «Неоконченные предложения», «Недописанный тезис», методика М. Рокича «Ценностные ориентации», Методика «Изучение воспитанности учащихся» и анкета «Уровень коммуникативности учащихся» Л. М. Фридмана, тестирование, анализ сочинений, анализ результатов достижений учащихся и поступления выпускников в учебные заведения, тест эмпатийного потенциала личности И. М. Юсупова, опросники В. И. Андреевой «Творческий потенциал личности», опросник Г. Девиса, тест Н. Р. Битяновой, анкета оценивания видов общения, методика И. П. Шаховой [64; 176;

182].

Экспериментальная работа проводилась нами на базе средней общеобразовательной школы №2 г.Осинники Кемеровской области. В ней участвовало 297 учащихся.

Прежде чем выяснять уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников, мы сочли необходимым охарактеризовать контингент учащихся, их семьи, местоположение школы в малом городе, каким является г.Осинники. Эти характеристики мы учитывали в дальнейшем в ходе опытно-экспериментальной работы.

Для этой цели мы использовали статистические данные о семьях, имеющихся у классных руководителей, и анкетирование.

Было выявлено, что муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» находится на окраине г.Осинники, небольшого шахтёрского города в Кемеровской области, в так называемом «умирающем» районе, население которого уменьшается, главным образом, в результате сноса жилья под угольные разработки.  Школа значительно удалена от центра города. Около 70% школьников живут в частном секторе.

На момент начала исследования (в 2002 – 2003 учебном году) из 297 учащихся школы проживали в полных семьях  214 человек (72%), в неполных  семьях – 83 человека (28%), в многодетных – 164 человека (55,2%), в неблагополучных семьях – 45человек (15,2%), из них в особо неблагополучных семьях, где не работали оба родителя, проживало 32 ребёнка (10,8%). Нами выявлено, что около 40% семей испытывают финансовые затруднения. По сведениям классных руководителей, для отдельных детей приходится собирать одежду, обращаясь к учителям и родителям, для того, чтобы ребёнок мог посещать школу. Как видно, дети, обучающиеся в данной школе, живут в сложных социальных условиях:  высокий процент неблагополучных семей, живущих за чертой бедности.

Ежегодное отслеживание контингента учащихся и их семей показало, что при уменьшении населения микрорайона, а, значит, количества учеников в школе,  повышается процент учащихся из неблагополучных семей (Таблица 5).

Таблица 5.

Изменения в особенностях контингента учащихся и их семей

Учебныйгод

 

Кол-во учащихся школы Кол-во уч-хся, проживающихв полных семьях Кол-во уч-хся, проживающихв неполных семьях Кол-во уч-хся, проживающихв неблаго-

получных семьях

Абс. число В % Абс. число В % Абс. число В % Абс. число В %
2002-2003 297 100,0 169 56,8 128 43,2 45 15,2
2003-2004 297 100,0 158 53,2 139 46,8 45 15,2
2004-2005 265 100,0 140 52,8 125 47,2 46 17,4
2005-2006 231 100,0 110 47,6 121 52,4 46 19,9
2006-2007 195 100,0 73 37,4 122 62,6 47 24,1

 

Поскольку учащиеся из неблагополучных семей проживали как в полных, так и в неполных семьях, то суммарное количество учащихся, прожива-

ющих в полных, неполных и неблагополучных семьях, представленных в

таблице 4, превышает 100%.

Как видно из таблицы 4, за годы проведения эксперимента в школе произошли значительные изменения. Общая численность учащихся уменьшилась на 102 человека. Количество школьников, проживающих в полных семьях сократилось с 56,8% до 37,4%, а количество школьников, проживающих в неполных  семьях возросло – с 43,2% до 62,6%, количество учащихся, проживающих в неблагополучных семьях, возросло с 15,2% до 24,1%.

Во время проведения эксперимента в школу принимались ученики, выбывшие из других школ из-за плохого поведения или неуспеваемости. Это значительно усложняло работу по формированию качеств личности человека культуры у школьников. Кроме того, у многих учащихся за стенами школы не было положительных образцов поведения и жизни.

Анализ сформированности качеств личности человека культуры начнём с её определения в начальной школе и в среднем звене. На этапе констатирующего эксперимента мы провели анализ сформированности нравственных качеств у учащихся всей школы. Владение ими является одним из важных показателей личностного критерия.

С учащимися начальной школы исследование проводилось по методике Р.В. Овчаровой «Изучение уровня воспитанности учащихся», согласно которой мы отслеживали сформированность таких качеств, как гуманность в отношениях, вежливость, эстетичность, трудолюбие, культура поведения,

бережливость, честность, активность,  любознательность, ответственность, поскольку считаем их основополагающими качествами личности человека культуры в школе. Результаты оценивались по пятибалльной системе: от 1 до 3-х баллов – низкий уровень, от 3 до 4-х баллов – средний уровень, от 4 – до 5-ти баллов — высокий  (Таблица 6).

Как видно из представленных данных, нравственные качества оцениваются у учеников первого класса в среднем на 3,4 балла, что соответствует среднему уровню сформированности нравственных качеств у первоклассников.

Таблица 6

Сформированность нравственных качеств учащихся начальной школы,

в баллах, n=70

 

Показатели(качества) 1 кл. 2кл. 3кл. 4кл.
1 Гуманность в отношениях 3,5 4,0 3,8 3,6
2 Вежливость 4,0 3,7 3,5 3,4
3 Эстетичность (чувство прекрасного, возвышенного) 3,5 3,1 3,0 2,5
4 Трудолюбие 3,3 3,8 4,0 3,6
5 Культура поведения 4,5 3,1 3,6 3,5
6 Бережливость 3,5 4,0 4,0 3,5
7 Честность 3,4 4,0 4,0 3,1
8 Активность 3,2 3,3 3,0 3,6
9 Любознательность 3,4 4,1 3,9 3,1
10 Ответственность 3,2 4,2 3,5 3,4 
Итого: 3,4 3,7 3,6 3,3 

 

. Во втором классе этот показатель повышается до 3,7 балла а в третьем и четвёртом классах идёт его снижение, соответственно до 3,6 и 3,3 баллов. Чтобы установить причину данного явления, мы провели анализ школьной документации (отчётов по воспитательной работе) и беседы с учителями начальной школы.

В результате было установлено, что учителя встречаются с большими трудностями в воспитании детей в семьях, не имеющих средств к существованию, положительных образцов поведения в семье. Отрицательно влияют на воспитание нравственных качеств полуразрушенный природный ландшафт, запустение, пьющие и не работающие родители, соседи, голод, отсутствие одежды и т.п. В сравнении с первым классом к четвёртому классу нравственные качества претерпевают незначительные изменения, причём в отрицательную сторону. Мы объясняем это отсутствием специально организованной педагогической деятельности по развитию нравственных качеств, недостатками в формировании культуры взаимоотношений младших школьников с окружающим миром и людьми.

Исследование сформированности нравственных качеств у учащихся

среднего звена осуществлялось по методике Л.М.Фридмана (Таблица 7).

Таблица 7.

Уровни сформированности нравственных качеств у учащихся среднего и старшего звена, в процентах. (n=114 чел.).

Уровни сформ-сти 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8кл. В сред.
высокий 44,4 42,1 46,0 25,0 39,4
средний 38,9 42,1 43,2 62,5 46,7
низкий 16,7 15,8 10,8 12,5 13,9

Анализ данных таблицы 8 показывает, что в 5-8-х классах примерно две пятых учащихся, в среднем, имеют высокий уровень проявления нравственных качеств (39,4%). Относительно стабильно высокий уровень держится (44,4% – 46%) в 5-х – 7-х классах, в 8-ом классе резко падает в два раза (с 46% до 25%). Данный факт мы объясняем психологическими особенностями подросткового возраста, когда начинает складываться собственный взгляд на мир и взаимоотношения с людьми, и когда очень велика опасность отклонения ученика к ложным ценностям (курение, противодействие миру взрослых и т.п.).

Количество учеников 5-7-х классов, имеющих средний уровень сформированности нравственных качеств возрастает от 38,9% в пятом классе до 62,5% в восьмых классах и в среднем становится равным 46,7%. В старших классах более двух третьих учащихся (69,9%) достигает среднего уровня сформированности  нравственных качеств.

Количество учащихся с низким уровнем сформированности нравственных качеств постепенно снижается к более старшим классам: от 16,7% —  до 12,5%, а в среднем составляет 13,9%.

Дальнейшие исследования проводились нами с учащимися старших

классов. Анализ результатов, полученных на основе указанных методов диагностики, по когнитивному критерию показал, что больше половины учащихся (55,3%), дали такие ответы: «культура – это умение общаться, быть своим в любой компании»; «культура для меня – это музыка, живопись, скульптура и др.»; «это то, во что человек вкладывает свою душу»; «культура включает в себя науку, творчество, в общем, всё, что создано человеком»; «на мой взгляд, понятие «культура» включает в себя многое, но, в первую очередь, это индивидуальное развитие». Приведённые примеры свидетельствуют о том, что представления учеников о культуре фрагментарны и не носят целостного характера, однако учениками (каждым по-своему) отмечается её гуманистическая, духовная, диалогическая и творческая основа, что соответствует в принятой нами системе критериев и показателей среднему уровню сформированности качеств личности человека культуры у выпускников.

Около одной трети выпускников (28,9%) ответили общими фразами, что говорит об отстранённости школьников от характеризуемого понятия. К примеру, такой ответ: «Культура для меня – это культурные выражения, поступки, произведения, созданные человечеством за свою историю. Другими словами, культура – это достояние следующих поколений». 15,8% учеников не дали ответ на вопрос о понимании культуры. Такие результаты показывают безразличное отношение учеников к культуре, несформированость целостного представления о ней, что соответствует низкому уровню сформированности качеств, соответствующих когнитивному критерию.  Высокого уровня сформированности представления учеников о понятии «культура» не показал ни один школьник.

При определении наличия у школьников понимания связи культуры и собственного развития обнаружилось, что мнения учеников разделились на три группы. В первой группе школьники (36,8%) выразили согласие с тем, что их развитие зависит от культуры: «конечно же, зависит, ведь понимая её, я могу выбрать путь своего дальнейшего развития»; «зависит, потому что я просто хочу быть человеком культурным и образованным, а не просто «хорошим собутыльником»; «зависит, потому что я хочу впитать в себя опыт предков и передать его будущему поколению». Отсюда видно, что учащиеся чувствуют зависимость своего развития от знаний и понимания культуры, свою сопричастность к ней как субъектов развития. Эти ответы соответствуют высокому уровню сформированности понимания связи культуры и собственного развития.

Во второй группе  (29%) одни ученики высказывали сомнение о связи культуры и их собственного развития («возможно и зависит, только вокруг её слишком мало, чтобы об этом говорить»; «может, зависит, в чём я сомневаюсь»; «развитие – это профессию получить, при чём здесь культура?»). Другие  выражали мнение, что «теоретическое знание культуры конечно возвышает личность, ещё картины там, искусство, но в жизни-то её нет». Из таких ответов видно, что ученики воспринимают культуру как нечто идеальное, абстрактное, — существующее в мире, значимое, но не связанное с их жизнью и развитием. Эти ответы указывают на средний уровень сформированности у учеников понимания связи культуры и собственного развития.

Школьники из третьей группы не связывали собственное развитие с пониманием культуры (34,2%). Они отвечали: «от моего досконального знания культуры моё самоопределение не зависит, я и так очень разносторонняя личность, и могу выбрать, чем мне заниматься»; «не зависит, я ведь не собираюсь быть «культурным»; «не зависит, потому что её нет». В ответах слышится и недостаток знаний о культуре, и завышенная самооценка. Это говорит о несформированности у выпускников представления о культуре как ценном опыте предыдущих поколений, влияющем на их развитие и жизнь в социуме, понимания связи культуры и собственного развития. Это соответствует низкому уровню сформированности у старшеклассников понимания связи культуры и собственного развития. Такие  мнения  вызывают  большую тревогу за судьбу этих выпускников.

Мотивационно-ценностный критерий сформированности качеств личности человека культуры у школьников предполагал выявление наличия у них отношения к культуре как ценности, а также, ценностных ориентаций на социальное и индивидуально-личностное развитие. Анализ результатов исследования показал, что мнения старшеклассников разделились на две группы. Первая группа – примерно две трети учащихся (60,5%) – считала, что культуру необходимо изучать и усваивать: «для того, чтобы не возвращаться к пройденному этапу культурного развития и двигать прогресс вперёд»; «необходимо не только и не столько для нас, сколько для грядущих поколений»;  «необходимо, так как опыт – это есть мудрость, накопляемая в течение жизни человека (локально) и со сменой поколений (глобально), и если отказываться от принимания опыта культуры, то можно просто деградировать как личность».

Как видно, у учащихся есть понимание ценности культуры для человека и необходимости её изучать, однако, они не связывают её с собственным развитием, в ответах не показаны их личная заинтересованность и потребность в её практическом усвоении. Эти ответы соответствуют среднему уровню сформированности качеств личности человека культуры у школьников.

Вторая группа учащихся (39,5%) полностью отвергла необходимость изучения и усвоения культуры. Однако их представления можно, в свою очередь, разделить на две подгруппы: отрицание с позитивом и отрицание с негативом. Так, 15,8% ответили: «не обязательно узнавать или усваивать, можно просто жить и действовать, полагаясь на душу и сердце»; «не нужно, просто надо жить по совести». У этих учеников, как видно из ответов, заложен стержень внутренней духовной культуры, но не сформированы представления о культуре как о ценностном, целостном опыте предыдущих поколений и понимание необходимости и потребности в овладении ею для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. Такая сформированность понимания важности овладения опытом культуры школьником также соответствует среднему уровню. Таким образом,  среднего уровня сформированности у школьника понимания необходимости овладения опытом культуры, достигли в общей сложности 76,3% выпускников. В то же время никто из учеников не показал высокого уровня сформированности понимания необходимости овладения опытом культуры. С нашей точки зрения, это объясняется тем, что учителями специально этот вопрос не затрагивался на уроках и во внеклассной деятельности, что он (вопрос) требует целенаправленной организации процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников. 

Негативные ответы дали 23,7% учеников: «опыт культуры не нужен, а зачем, ведь каждый человек – это типа «личность», и у каждого человека своё понятие культуры»; «не нужен, в нём много горя и войн»; «не нужен, конечно, что-то хорошее в нём есть, но предыдущие поколения – алкаши» и тому подобное. Из этих ответов видно, что опыт культуры отождествляется учениками со своим непростым жизненным опытом. Такие ответы школьников соответствуют низкому уровню сформированности качеств личности человека культуры у школьников.

На следующем этапе исследования необходимо было выяснить, какие ценности являются для выпускников наиболее предпочтительными. Важно было узнать внутренние установки учащихся выпускных классов, их духовные ориентиры в жизни. С этой целью нами была использована методика  М. Рокича «Ценностные ориентации» [186]. Автор методики различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. К терминальным относятся убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. К инструментальным – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В исследовании участвовало 38 старшеклассников. В исходном констатирующем эксперименте принимали участие все учащиеся школы, однако в данном случае мы ориентировались на результаты сформированности качеств личности человека культуры у выпускников школы, так как важно было узнать, насколько  у них были сформированы качества личности человека культуры к концу школьного образования.

При анализе рейтинговых рядов были выявлены предпочтения учеников по терминальным и инструментальным ценностям. Ценностные ориентации учащихся на начало эксперимента отражены в таблице 8.

Таблица 8.

Ценностные ориентации учащихся

 Терминальные ценности К-во уч-хсяв %  Инструментальные ценности  К-во уч-хсяв %
1 Счастье других 81,6 Честность 71,1
2 Значимость друзей 65,8 Образованность 65,8
3 Материально-обеспеченная жизнь 57,9 Исполнительность 63,2
4 Счастливая семейная жизнь 52,6 Ответственность 52,6
5 Интересная работа 34,2 Воспитанность 47,4
6 Образование и познание 23,7 Чуткость 47,4
7 Общественное признание 18,4 Эффективность в делах 36,8
8 Активная деятельная жизнь 13,2 Терпимость 34,2
9 Здоровье 10,5 Самоконтроль 34,2
10 Уверенность в себе 5,3 Рационализм 28,9
11 Творчество 5,3 Твёрдая воля 28,9
12 Продуктивная жизнь 5,3 Смелость в отстаивании своего мнения 23,7
13 Красота природы и искусство 5,3 Жизнерадостность 23,7
14 Развлечения 5,3 Независимость 18,4
15 Любовь 5,3 Широта взглядов 18,4
16 Развитие 5,3 Непримиримость к недостаткам в себе и других 13,2
17 Свобода 5,3 Высокие запросы 13,2
18 Жизненная мудрость 5,3 Аккуратность 10,5

Сопоставляя результаты ценностных приоритетов выпускников и характеристику человека культуры, мы обнаружили, что ученики выделяют как важные для них многие его качества: честность, чуткость, воспитанность, ответственность, образованность. В то же время они не считают особо важными творчество, здоровье, развитие, что говорит о недопонимании учащимися их понимании учащимися важности важности в жизни современного человека. Мы связываем данный пробел с тем, что эти качества не были актуализированы во время их обучения в школе как ценные для их развития.

Полученные данные позволили представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для учащихся выпускного класса школы №2 г.Осинники. В общей иерархии терминальных ценностей абсолютно доминирует ценность «счастье других» (81,6%). Следующая –  «значимость друзей» (65,8%). Это говорит о том, что для большинства школьников на первом месте стоят социальные ценности. Далее по значимости идут «материально-обеспеченная жизнь» (57,9%), «счастливая семейная жизнь» (52,6%). Данный факт мы связываем с тем, что большинство учащихся из рабочих семей, которые испытывают нищенское материальное состояние в условиях общего снижения уровня жизни населения, а также наличием неблагополучных семей. Для одной трети выпускников (34,2%) имеет ценность интересная работа, почти одна четвёрть (23,7%) старшеклассников считают важным для себя образование и познание. Из анализа видно, что основная масса выпускников (около 70%) в своём сознании не связывают образование и познание с обеспечением их материального и семейного благополучия, с успехом в профессиональной сфере.

«Общественное признание» важно лишь для 18,4% выпускников, а «активная деятельная жизнь» — для 13,2% учащихся. Ещё менее значимыми для школьников в иерархии ценностей-целей оказались: «здоровье» (10,5%), «уверенность в себе», «творчество», «продуктивная жизнь», «красота природы и искусства», «развлечения», «любовь», «развитие», «свобода», «жизненная мудрость», которые получили самый низкий рейтинг в данном  исследовании (5,3%). Важно отметить, что развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) не являются приоритетом для старшеклассников школы.

Беседа, проведённая с выпускниками по поводу низкого рейтинга данных ценностей, показала, что школьники никогда не задумывались над их ценностью для человека, и никто не обращал внимание учеников на их значимость. Поэтому такие результаты есть следствие недопонимания школьниками значимости в их жизни культуры как накопленного опыта предыдущих поколений.

Что касается инструментальных ценностей, то их рейтинг показал, что основными качествами для учеников являются «честность» (71,1%), «образованность» (65,8%), «исполнительность» (63,2%), «ответственность» (52,6%). Это говорит о социальной и гуманистической направленности их устремлений в развитии. Практически половина школьников ценят такие социально-значимые качества как «воспитанность» (47,4%) и «чуткость» (47,4%). Около трети старшеклассников считают значимыми для себя деловые качества личности, необходимые современному специалисту: «эффективность в делах» (36,8%), «терпимость» (34,2%), «самоконтроль» (34,2%), «рационализм» (28,9%), «твёрдая воля» (28,9%). Такие качества как «смелость в отстаиваниях своего мнения», «жизнерадостность», «независимость», «широта взглядов» являются ценными для каждого пятого ученика, в то же время каждый десятый ценит «непримиримость к недостаткам в себе и других» (13,2%), считает важными для себя «высокие запросы» (13,2%).

В ходе анализа мы обратили внимание на то, что выпускники, ставя на второе место образованность (65,8%), понимая важность его для себя, при этом недооценивают путь к нему (образование и познание – 23,7%). Это говорит о том, что в сознании учащихся не сформировано целостное видение своего развития, не сведены воедино его цели (что делать) и задачи (как делать).

Анализ ценностных ориентаций учащихся позволил сделать вывод, что большинство выпускников школы социально и гуманистически ориентированны в своем развитии. В то же время ими недооцениваются качества, относящиеся к индивидуально-личностной сфере и взаимоотношениям в социуме.

В соответствии с логикой исследования мы провели отслеживание по личностному критерию, раскрывающему сформированность у школьников качеств человека культуры.

Особое место в структуре качеств личности человека культуры занимает духовность. Как было выявлено в параграфе 1.2., в понятие «духовность» исследователи вкладывают различное содержание, в целом, обозначающее «обладание богатым внутренним миром». В психологическом словаре данное понятие толкуется как высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте и т.п. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности и ведёт к деградации человека [181,с.130]. В педагогической энциклопедии это понятие рассматривается как выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: потребность познания и потребность жить и действовать для других [171,с.156].

Учитывая вышеназванные характеристики понятия «духовность», мы, для отслеживания данного качества личности человека культуры у школьников, избрали показатели гражданской зрелости (любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу) и наличие качества эмпатии, означающего эмоциональную отзывчивость человека на переживания других людей – сочувствие, сорадование, способность к глубокому проникновению в субъективный мир другого человека, стремление его понять, прочувствовать и помочь [196,с.685]. Мы считаем, что данные качества вполне могут быть использованы для определения сформированности качества духовности у школьника.

Для выявления проявленности гражданской зрелости у школьников мы предложили им ответить на вопрос анкеты: «Как вы планируете жизнь после школы?». Анкетирование выявило, что получить образование соответственное своим учебным успехам и работать высказали намерение все школьники (100%). При этом анализ результатов исследования показал, что мнения старшеклассников разделились на три группы. Первая группа – примерно четверть учащихся (22,2%) – считала, что нужно получить образование и жить в своём городе и «вообще, жить и работать в своей стране». Видно, что ими движет любовь к Родине, к своему городу, к друзьям («люблю Родину, благодарна ей, верю в неё», «здесь мои друзья и родные», «здесь мой дом, ни за что не променяю»); а также, патриотизм, гражданская ответственность за неё: «России нужны свои добрые умы», «люблю Родину, хочу стать военным и защищать её», «должна принести что-то доброе», «хочу, чтобы наша страна и мой город стали лучше, и хочу сделать для этого всё возможное», «жить для людей, чтобы остался какой-то след»; «стремиться к серьёзным познаниям, чтобы стать необходимой обществу».

Старшеклассники первой группы подчёркивали необходимость получения образования. «Без профессии ты никто» (Женя Б., Катя М.); «хочу стать цветоводом» (Ольга А.); «обязательно поступлю в институт» (Оксана Д.); «стать воспитателем и открыть свой детский сад – приют для отсталых, брошенных и ненужных детей» (Татьяна Я.). В целом, в содержании ответов первой группы учащихся присутствует центральный смысл – самоосуществление себя во имя благополучия других, принесение пользы своей стране. Этих выпускников можно назвать граждански зрелыми, что соответствует высокому уровню сформированности качества духовности.

Вторая группа старшеклассников (55,6%) отметила решение получить

образование соответственное своим учебным успехам и работать в своём го-

роде в результате страха за себя («мы нигде больше не нужны», «везде нуж-

ны только таланты», «хотелось бы уехать куда-нибудь в другое место, но плохо учусь», «закончить хотя бы училище», «буду обязательно работать и помогу деду»). Как видно, выпускниками руководит неуверенность в себе, в своих способностях. Им всё равно, где жить, не наблюдается патриотизма, направленности на развитие, однако усматривается определённая ответственность и нацеленность на принесение пользы другим. Такие ответы соответствуют среднему уровню сформированности качества духовности.

В третью группу входят 22,2% учащихся, которые ещё не определились, куда пойдут учиться, кроме того, высказали нелюбовь к своему городу,  родным, желание уехать «за счастьем» в другие места: «здесь ничего интересного»; «наш город грязный и серый, и вся жизнь здесь серая»; «не знаю, куда, но и здесь оставаться не хочется»; «подальше от таких родителей и родных. Я их ненавижу!». Понятно, что такой ответ школьника продиктован не лучшей жизнью в семье, однако, ярко выраженное качество ненависти указывает на неразвитую духовную сферу личности. Все вышеназванные ответы показывают низкий уровень сформированности качества духовности, так как данные ученики не нацелены на принесение пользы другим, не высказывают желания развиваться в дальнейшем, не любят свой город, проявляют отрицательные качества.

Далее мы исследовали уровень эмпатии у учащихся 10-11 классов, используя тест эмпатийного потенциала личности И.М.Юсупова [176]. (Таблица 9).

Таблица 9

Уровни сформированности эмпатии учащихся

Уровни n = 73
абс. кол-во В %
Высокий 14 19,2
Средний 55 75,3
Низкий 4 5,5

Результаты, приведённые в таблице 9, свидетельствуют о том, что у старшеклассников преобладает средний уровень эмпатии (75,3%). Мы считаем, что для проявления личности человека культуры у школьников это низкий  показатель. Согласно приведённым критериям, учащиеся, имеющие такой уровень эмпатии, не относятся к числу особо чувствительных людей, им нередко чужды эмоциональные проявления, что мешает им полноценно воспринимать других людей.

Исследование сформированности нравственных качеств у учащихся старшего звена осуществлялось по методике Л.М.Фридмана (Таблица 10).

Таблица 10.

Уровни сформированности нравственных качеств у учащихся старшего звена, в процентах. (n=113 чел.).

Уровни сформ-сти 9 кл. 10кл. 11кл. В сред.
высокий 21,1 21,6 21,1 21, 3
средний 69,2 69,6 68,3 69,0
низкий 9,7 8,8 10,6 9,7

Анализ данных таблицы 10 показывает, что в старшем звене этот показатель остаётся стабильным, 21,1-21,6% учеников (в среднем, 21,3%) имеет высокий уровень сформированности нравственных качеств. Две третьих учащихся (69,0%) достигает среднего уровня сформированности  нравственных качеств. Количество учащихся с низким уровнем сформированности нравственных качеств приблизительно одинаково и в среднем составляет 9,7% .

Следующими в отслеживании сформированности качеств личности человека культуры у школьников по личностному критерию мы измеряли способность к творчеству. Для определения уровня развития способности к творчеству нами были использованы адаптированные для школьников опросники В.И. Андреевой «Творческий потенциал личности» и Г. Девиса на креативность. Под креативностью  понимается «способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [181,с.205]. Данные опроса подвергались числовой обработке, по суммарному числу набранных баллов подсчитывался уровень сформированности способности к творчеству.  Результаты приведены в таблице 11.

Таблица 11

Уровни Количество (n = 38)
11А класс 11Б класс Итого в среднем
абс.кол-во в % абс.кол-во в % абс.кол-во в %
Высокий 20,0  2 11,1 6 15,6
Средний 10 50,0 9 50,0 19 50,0
Низкий 6 30 7 38,9 13 34,4

Уровень развития у учащихся способности к творчеству

 

Анализ результатов показал, что наиболее низкую оценку получили такие качества: гибкость, независимость, реформаторство, эвристичность. Учащихся со средним и низким уровнем развития творческих способностей оказалось около 90%. Высокий уровень развития способности к творчеству отмечен лишь у 15,6% учащихся. Кроме того, проведённое исследование ценностных ориентаций показало, что творчество как ценность отметили только 5,3% старшеклассников, что также указывает на низкий уровень развития у них способности к творчеству.

Факт стремления школьника к продолжению образования – показатель направленности личности на саморазвитие, характеризующей способность к творчеству.  В этой связи мы провели анализ результатов поступления выпускников школы в профессиональные учебные заведения (Таблица 12).

Показатели 2003 года относятся к началу эксперимента.  Из таблицы 12 видно, что основная масса учащихся вне зависимости от года выпуска продол-

Таблица 12.

Поступление выпускников школы

в профессиональные образовательные учреждения, в %

 

Выпускники поступили  2001г.  2002г. 2003г. 
в вузы  9,5  6,2 13,2 
в техникумы  43,0  50,0 23,7 
в ПТУ  14,1  18,8 23,7 
 на работу  33,4 25,0 39,5

 

жала обучение в соответствии со своими учебными успехами в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня, что свидетельствует о стремлении их к получению профессии, не останавливаться в своём развитии.  В то же время треть выпускников не  захотели овладевать профессией, что говорит об отсутствии нацеленности на продолжение образования – реализацию возможности саморазвития.

Стремление к саморазвитию отдельных школьников подтверждается и

учебными, творческими достижениями. Наблюдение за развитием учащихся

в течение 2002-2003 учебного года, беседы с ними, показывают, что, в общем, учащиеся нацелены на творческое развитие, достижение высоких результатов. В то же время, желание успешности не подкрепляется необходимыми знаниями. К примеру, в указанном учебном году 19 учеников школы принимали участие в городских олимпиадах по учебным предметам, но только один учащийся занял призовое третье место в городской олимпиаде по черчению.

Такие данные свидетельствуют о недостаточном развитии способности к творчеству у выпускников.

Самостоятельность – ещё одно важное качество личности человека культуры у школьников. В научной литературе самостоятельность трактуется как: целостное качество личности, представляющее единство рационального, эмоционального и волевого начал (Ш. И.Ганелин, Е. Я. Голант, Б. П. Есипов, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, В. И. Селиванов); обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [181,с.410].

         Самостоятельность ученика выражается прежде всего в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. На взаимосвязь и взаиморазвитие качеств самостоятельности и способности к творчеству указывали Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Сухобская, что мы и учитывали при проведении формирующего эксперимента.

При выявлении развитости данного качества у выпускников наши наблюдения и беседы с учениками и учителями показали, что у около трети (31,6%) школьников определяется высокий уровень развития качества самостоятельности. Они проявляют инициативу в общественных школьных делах, ответственны за свои деятельность и поведение. Они нацелены на творчество и разностороннюю самореализацию. 42,1% учеников находятся на среднем уровне развития данного качества. На это указывает их исполнительность и ответственность в общественной деятельности, однако они не проявляют к ним интереса и инициативы. 26,3% школьников безынициативны, не нацелены на творчество и саморазвитие, не проявляют ответственности за свои поведение и деятельность.

Самооценка выступает важным регулятором поведения личности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, инициативность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам, ответственность перед собой и обществом. Самооценка в значительной степени влияет на развитие личности. Для нас было важно выявить уровень самооценки учащихся. Для этого мы использовали тест Н. Р. Битяновой [20], а также предложили выпускникам написать сочинение, продолжив предложение «Другие люди думают, что я…». Полученные данные представлены в таблице 13.

Уровни n = 38
11А класс 11Б класс Итого в среднем
абс.кол-во в % абс.кол-во в % абс.кол-во в %
Завышенный 5 25,0 4 22,3 9 23,7
Адекватный 7 35,0 6 33,3 13 34,2
Заниженный 40,0  44,4  16  42,1 

Таблица 13

Уровни самооценки учащимися выпускных классов

 

Результаты таблицы 13 позволяют заключить, что у старшеклассников преобладает неадекватная самооценка (около 70%). Учащиеся, имеющие адекватную самооценку, составляют примерно третью часть (34,2%). Эти ученики критически оценивают свои положительные и отрицательные качества, отношение к себе других людей ставят в зависимость от своих качеств, чувствуется, что они ответственны и рассудительны, когда выражают своё мнение. Кроме того, они стремятся к самосовершенствованию. Примером тому могут служить выдержки из их сочинений: «я всегда стараюсь свои проблемы решать сама, люблю быть независимой» (Таня Я.); «я уважаю других людей и думаю, что поэтому и ко мне они относятся с уважением» (Люба М.); «я очень добрый, но очень ленивый человек. Мне ещё работать и работать над собой» (Валентин С.); «я хочу, чтобы меня воспринимали такой, какая я есть. Я стараюсь быть приветливой и открытой» (Света И.); «Учителя считают меня троечницей, а что я добрый и ранимый человек, никому нет дела. Обидно, конечно, но что тут поделаешь, если детей судят по оценкам» (Тома П.). Наличие адекватной самооценки, критичности, ответственности способ-

ствует развитию самостоятельности самостоятельности.

Выпускники с заниженной самооценкой очень самокритичны, они стараются быть ответственными, однако им мешает недостаточная уверенность в себе. Приведём примеры: «другие люди думают обо мне хорошо, а во мне столько плохих качеств: лень, не люблю некоторых учителей, одноклассников, что если они это узнают, то перестанут относиться ко мне хорошо, а я не могу с этим ничего поделать» (Вера М.); «другие люди думают, что я сильная и смогу помочь в любую минуту, а разве я всемогущая?» (Марина С.); «Меня интересует мнение других людей, потому что хочется знать о себе правду, какой бы она ни была» (Таня И.). Такие ответы учеников слабо способствуют развитию самостоятельности школьников, они полагаются на чужое мнение больше, чем на самих себя, их самооценка занижена, что говорит о недостаточном развитии исследуемого качества.

Школьники с завышенной самооценкой проявляют  несамокритичность, безответственность в суждениях. В подтверждение сказанному приведём несколько высказываний учеников: «меня редко посылали на олимпиады, а зря, я смог бы победить» (Сергей Ч.); «Другие люди думают, что я – неинтересный человек, а я просто не могу заговорить первым» (Михаил Т.); «Девчонки считают меня выскочкой, а я учусь лучше всех и родители считают, что я далеко пойду» (Юля В.). Эти ответы учеников мы отнесли к низкому уровню сформированности качества самостоятельности, так как свои жизненные неудачи они склонны связывать с отрицательными обстоятельствами или другими людьми, а не как следствие проявления своих качеств.

Обратившись к результатам анализа ценностных ориентаций (Таблица 8),  видим, что такие важные для самостоятельного человека качества как: «самоконтроль» объявляется ценностью 34,2% учениками, «твёрдая воля» –28,9%, «смелость в отстаивании своего мнения» — 23,7%, «независимость», «широта взглядов» являются ценными для каждого пятого ученика (18,4%). Это указывает на то, что качества, характеризующие самостоятельного человека для выпускников всё же имеют определённую ценность. В то же время приходится  констатировать, что самостоятельность у выпускников в достаточной степени  не выработана.

Последним в личностном критерии сформированности у школьников качеств личности человека культуры мы исследовали уровень сформированности у учащихся способности к диалогу. Его показателями для нас является наличие у школьников качеств толерантности (позитивного отно­шения человека к Другому) и коммуникативности. Именно эти качества наиболее полно, с нашей точки зрения, характеризуют личность, способную к диалогу, так как заключают в себе умение строить свои отношения с миром на основе равноправия, форм общения, основывающихся на внутреннем принятии «другого» как ценности, ориентирования на его индивидуальную неповторимость (толерантность); открытость для творческого взаимодействия и сотрудничества (с самим собой, с другими людьми, с авторами книг, произведений искусства, с предметами и явлениями окружающего социального и природного мира и т.д. (коммуникативность).

Мы согласны с мнением В. М. Золотухина, который так определяет диалогического (толерантного) человека: это саморефлексирующий человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся негативному воздействию мира [98]. Отсюда, диалогической (толерантной) личности  должны быть присущи и другие качества человека культуры – самостоятельность, духовность, нравственность и характеризующие их качества личности. Таким образом, способность к диалогу, с нашей точки зрения, – есть ключевое интегральное качество личности человека культуры, формирующееся посредством развития у учащихся многих других качеств.

Самым значимым, на наш взгляд, показателем способности к диалогу выступает позитивное отно­шение человека к Другому. Поэтому на констатирующем этапе экс­перимента мы прежде всего выяснили уровень сформированности данного качества у старшеклассников. Для этого мы использовали ряд методик. Так, нами, в результате анкетного оценивания видов общения школьников по методике И. П. Шаховой и в индивидуальных беседах с ними, их родителями, одноклассниками, учи­телями выявлено, что общение является важной областью самоосуществления стар­ших школьников, но затруднено и ограничено рамками семьи. В трудных жиз­ненных ситуациях 52,6% учеников прежде всего посоветуются с родителями, 36,8% — с друзьями, 5,3% — с самим собой,  2,6 % — с учителями, 2,6% — с близким чело­веком. Эти варианты ответов свидетельствуют как о приоритете семьи в сфере общения, так и о сложных отношениях старшеклассников  с учителями, одноклассниками, об отсутствии между ними доверительных отношений. Хотя учащиеся считают, что наибольшую радость они получают от общения с друзьями -76,3%, а не с родителями – 18,2%, с книгами – 5,3%, с учителями – 2,6%, они в то же время подчеркивают, что имеют сложности в общении, в первую очередь, со взрослыми – 47,4 %; со сверстниками – 34,2%. Лишь 21 % школьников отмечают,

что не имеют трудностей в общении.

Причину сложностей в общении с родите­лями они объясняют непониманием: со стороны родителей («не понимают меня, тяжело с ними разговаривать»); со сверстниками («неуверенностью в себе», от­сутствием «общих тем для разговоров»); «разницей во вкусах». Мы отметили, что у школьников, имеющих трудности в общении с родителями, не складывались и отношения с учителями, одноклассниками. Механизм защиты проявлял себя в замкнутом, неприветливом, агрессивном поведении.

Исследование уровня сформированности коммуникативности проводилось по методике Л. М. Фридмана для учащихся 9 – 11-х  классов. (Таблица 14).

Таблица 14.

Сформированность коммуникативности учащихся

(n=113).

Критерии Абсолютное число В процентах
1 Любознательность, открытость по отношению к миру 76 67,3
2 Нацеленность на собственное творчество, раскованность, свободное общение 25 22,1
3 Открытость по отношению к миру, но ощущение напряжения при общении 62 54,9
4 Ощущение радости, желание внеучебного человеческого общения 6 5,3
5 Замкнутость, апатия, обида, отсутствие интереса к окружающей действительности 26 23,0

Как видно из таблицы 14, основная масса учащихся (67,3%) проявляет интерес к окружающей действительности, открыта для общения. В то же время радость от него и направленность на общение испытывают только 5,3% учеников, а нацеленность на творчество, раскованность в общении –  около одной четвёрти учащихся (22,1%). Эти показатели соответствуют  высокому уровню сформированности коммуникативности.

К среднему уровню сформированности качества коммуникативности относятся ученики, открытые по отношению к миру, но испытывают затруднения при общении (54,9%). Низкий уровень коммуникативности отмечен у 23% школьников, на это указывает наличие замкнутости, апатии, обиды в их отношениях с людьми, отсутствие интереса к окружающей действительности. Таким образом, основная масса старшеклассников в школе испытывает затруднения в межличностном общении, у них не сформировано в полной мере качество коммуникативности.

Итоги исследования исходного уровня сформированности качеств личности человека культуры у школьников мы отразили в таблице 15.

Таблица 15.

Уровни сформированности личностного компонента человека культуры у школьников на начало эксперимента

Показатели личностного компонента Уровни сформированности, в %
Высокий Средний Низкий
Духовностьгражданская зрелость 22,2 55,6 22,2
Эмпатия 19,2 75,3 5,5
Нравственность 21,3 69,0 9,7
Способность к творчеству 15,6 50,0 34,4
Самостоятельность 31,6 42,1 26,3
Самооценка 34,2  42,1 23,7
Способность к диалогу 22,1 54,9 23,0
В целом, по данному критерию 24,0  55,3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 20,7

Как видно из таблицы 15, у большинства учащихся (53,7%), отмечается средний уровень сформированности качеств личности человека культуры, когда у человека они ещё не вполне проявляются. Учащихся с высоким уровнем сформированности качеств личности человека культуры отмечен у 19,5%. Учащихся с низким уровнем сформированности качеств личности человека культуры 26,8%. В таблице 16 отражены уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников на начало эксперимента по всем критериям.

Таблица 16.

Уровни сформированности качеств личности человека культуры

у школьников на начало эксперимента.

Критерии Уровни, в %
Высокий Средний Низкий
Когнитивный 36,8 29,0  34,2 
Мотивационно-ценностный 76,3 23,7
Личностный 24,0 55,3 20,7
Итого, в среднемпо всем критериям 20,3 53,5 26,2

 

Анализ состояния сформированности качеств личности человека культуры у школьников свидетельствует о недостаточном уровне их развития в этом направлении, что является исходной предпосылкой для разработки модели формирования качеств личности человека культуры у школьников, основанной на культурологическом подходе, чему и будет посвящён следующий параграф работы.

2.2.Модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress