Кандидатская диссертация. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Кандидатская диссертация

2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

 

Реализуя модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, мы опирались на разработанные нами критерии сформированности качеств личности человека культуры у школьников.

Для определения эффективности выявленных нами педагогических условий и уровня сформированности у школьников качеств личности человека культуры на заключительном этапе эксперимента нами использовался тот же комплекс методов исследования, что и на исходном этапе эксперимента.

Прежде всего мы исследовали сформированность нравственных качеств учащихся начальной школы и среднего звена. Мы сравнивали показатели 2003 года с показателями 2007 года. (Таблица 18).            

Таблица 18

Сформированность нравственных качеств учащихся начальной школы,

в баллах

 

Классы 1 кл. 2кл. 3кл. 4кл. В среднем по нач. шк.
1 До эксперимента 3,4 3,7 3,6 3,3 3,5
2 После эксперимента 3,8 3,9 4,2 4,5 4,1

 

Как видно из представленных данных, до эксперимента был отмечен средний уровень сформированности нравственных качеств, после него произошло повышение баллов во всех классах начальной школы. Причём в 1-х классах с 3,4 до 3,8 баллов, во 2-х классах с 3,7 до 3,9 баллов, что говорит о том, что показатели не вышли за пределы среднего уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников. В третьих и 4-х классах повышение баллов соответственно с 3,6 до 4,2 и с 3,3 до 4,5 баллов показывает высокий уровень сформированности нравственных качеств. В среднем по начальной школе отмечается достаточно высокий уровень сформированности нравственных качеств (с 3,5 до 4,1балла).

Мы считаем этот показатель положительным, так как эксперимент происходил в сложных социокультурных условиях, когда мы встречались с большими трудностями в воспитании детей, не имеющих средств к существованию, положительных образцов поведения в семье, когда классы пополнялись отчисленными из других школ детьми. Тем не менее, в результате эксперимента были заложены основы развития у учащихся культуры взаимоотношений младших школьников с окружающим миром и людьми.

Проанализируем сформированность нравственных качеств у учащихся среднего звена (Таблица 19).

Таблица 19

Уровни сформированности нравственных качеств у учащихся среднего звена до и после эксперимента,

в процентах.

Уровни сформ-сти 5кл.доэксп. 5кл.пос-леэксп. 6 кл.доэксп. 6 кл.пос- леэксп. 7 кл.доэксп. 7 кл.Пос-леэксп. 8кл.доэксп. 8кл.пос-леэксп. В сред.до/после
высокий 44,4 51,2 42,1 49,3 46,0 48,9 25,0 28,7 39,4/44,5
средний 38,9 43,1 42,1 44,8 43,2 45,1 62,5 64,0 46,7/49,3
низкий 16,7 5,7 15,8 5,9 10,8 6,0 12,5 7,3 13,96,2

 

Сравнительный анализ данных, отражённых на таблице 19, показывает, что количество учащихся 5-8-х классов, находящихся на высоком уровне сформированности нравственных качеств в среднем вырос на 5,2% (с 39,4% до эксперимента до 44,5% после него). Количество школьников 5-8-х классов, находящихся на среднем уровне сформированности нравственных качеств, в среднем, выросло на 2,6% (с 46,7% до 49,3%). В то же время учеников среднего звена обучения с низким уровнем стало меньше. В 5-8-х классах – 6,2% против 14,0% (ниже на 7,8%).

Далее мы провели отслеживание результатов эксперимента в старших классах школы.

Сравнительный анализ результатов методики неоконченных предложений по когнитивному критерию показал, что представления старшеклассников о культуре стали более целостными. В эксперименте участвовало 38 человек (Таблица 20).

Таблица 20

Сравнительный анализ сформированности  качеств личности человека культуры у школьников по когнитивному критерию

Критерий Уровни сформированности в %
Высокий Средний Низкий
До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. До экспер. После экспер.
Когнитивный 36,8 72,7 29,0 27,3 34,2

 

Как видно из таблицы 16, учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности когнитивного компонента личности человека культуры, стало больше в два раза, на среднем уровне осталось приблизительно столько же, и совсем не обнаружено учеников, находящихся на низком уровне сформированности данного компонента личности человека культуры.

Отсюда, у двух третей выпускников школы сформированы представления о культуре как целостном опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества, основная масса выпускников уверены, что им необходимо овладевать для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни, и что развитие и самоопределение личности в жизни зависит от знания и понимания культуры. Понятие «культура» в сознании  учащихся приняло более точное и более глубокое выражение и, в своём большинстве, чувствуют свою сопричастность к миру людей и культуры.

Сформированность качеств личности человека культуры у школьников по показателям мотивационно-ценностного критерия мы выявляли по показателям, насколько изменилось их отношение к культуре, как ценности и ценностным ориентациям. Ответы учеников, касающиеся определения ценности культуры для них, распределились на две группы. Большая группа школьников (70,6% против 60,5% в начале формирующего эксперимента) считала, что опыт культуры необходимо изучать и осваивать, при этом старшеклассники наряду с общими фразами, высказывали и конкретные объяснения ценности для них культуры, что указывало на уже определённый собственный опыт овладения ею. Эти ответы соответствуют высокому уровню сформированности качеств личности человека культуры по исследуемому показателю мотивационно-ценностного критерия.   29,4% учеников (против 39,5%) считали, что опыт культуры нет необходимости изучать и осваивать, так как «про культуру можно узнать по телевизору и в интернете, так проще и интереснее»; «потому что прогресс двигают отдельные люди, а не все подряд»; «культуру нужно ценить, а изучать не обязательно»; «если человек добрый, то он и культурный, а если нет, то ему знание культуры не поможет». С нашей точки зрения, эти ответы нельзя воспринимать как отрицательные, так как это – ответы неравнодушных, думающих, гуманистически настроенных людей. Они соответствуют среднему уровню сформированности качеств личности человека культуры у школьников по показателю «Наличие у школьников отношения к культуре как ценности» по мотивационно-ценностному критерию. Низкого уровня сформированности качеств личности человека культуры у школьников по данному показателю мотивационно-ценностного критерия на зафиксировано, тогда как в начале эксперимента таких учеников было 23,7%.

Мы исследовали ценностные ориентации выпускников и сравнили результаты с предыдущими. Сравнительный  анализ рейтинговых рядов показал, что после проведения формирующего эксперимента ценностные ориентации выпускников изменились, значимость отдельных ценностей, не выделенных ранее учениками, повысилась, что говорит о том, что школьники стали видеть мир более широко. Результаты отражены в таблице 21.

Таблица 21

Сравнительная характеристика ценностных ориентаций

выпускников до и после эксперимента

 Терминальные ценности %доэксп Рей-тинг%  % послеэксп. Инструменталь-ные ценности %до эксп Рей-тинг%  % послеэксп.
1 Счастье других 81 +7,2 88,2 Честность 71,4 +5,1 76,5
2 Значимость друзей 66,7 -2 64,7 Образованность 66,7 +9,8 76,5
3 Материально-обеспеченная жизнь 57,1 -10 47,1 Исполнительность 61,9 -14,8 47,1
4 Счастливая семейная жизнь 52,4 +41,7 94,1 Ответственность 52,4 +0,5 52,9
5 Интересная работа 33,3 +19,6 52,9 Воспитанность 47,6 -0,5 47,1
6 Образование и познание 23,8 +17,4 41,2 Чуткость 47,6 +28,9 76,5
7 Общественное признание 19 +28,1 47,1 Эффективность в делах 38,1 +3,1 41,2
8 Активная деятельная жизнь 14,3 +9,2 23,5 Терпимость 33,3 +19,6 52,9
9 Здоровье 9,5 +37,6 47,1 Самоконтроль 33,3 -3,9 29,4
10 Уверенность в себе 4,8 +42,3 47,1 Рационализм 28,6 +18,5 47,1
11 Творчество 4,8 +71,7 76,5 Твёрдая воля 28,6 +18,5 47,1
12 Продуктивная жизнь 4,8 +18,7 23,5 Смелость в отстаивании своего мнения 23,8 +23,3 47,1
13 Красота природы и искусство 4,8 +12,8 17,6 Жизнерадостность 23,8 -0,3 23,5
14 Развлечения 4,8 +1,1 5,9 Независимость 19,0 +33,9 52,9
15 Любовь 4,8 +12,8 17,6 Широта взглядов 19,0 -1,4 17,6
16 Развитие 4,8 +12,8 17,6 Непримиримость к недостаткам в себе и других 14,3 +3,3 17,6
17 Свобода 4,8 +12,8 17,6 Высокие запросы 14,3 -2,5 11,8
18 Жизненная мудрость 4,8 +18,7  23,5 Аккуратность 9,5 14,0 23,5

 

Как видно из таблицы, на первом месте среди терминальных ценностей у выпускников счастливая семейная жизнь: 94,1% против 52,4% в начале эксперимента, когда эта ценность была лишь на 4 месте. Причём рейтинг этой ценности поднялся на 41,7%. Данный факт мы связываем с тем, что многие школьники, живя в неблагополучных семьях, не имели опыта тёплых семейных отношений. В школе, рассуждая с ценностной и гуманистической точек зрения о человеческих отношениях, они по-другому посмотрели на свою личную, в том числе, семейную жизнь.

На втором – счастье других (88,2% ). Данная ценность была в начале эксперимента на первом месте и составляла 81%.

Для нас было очень важно узнать, что творчество, как человеческую ценность, выделили 76,5% учащихся (против 4,8% в начале эксперимента). Это на 71,7% больше, чем было в начале. Мы объясняем это тем, что в формирующем эксперименте особое место нами было отведено организации культуротворческой среды. Творчество занимает 3-е место в иерархии терминальных ценностей выпускников.

На четвёртом месте – значимость друзей. Этот показатель почти не изменился: 64,7% против  66,7%  на начало эксперимента.

На пятом месте (52,9%) интересная работа. С 33,3% это ценность поднялась на 19,6%, что указывает на положительный результат внедрения модели формирования качеств личности человека культуры у школьников.

На шестом месте равный процент голосов отдан материально обеспеченной жизни, общественному признанию, здоровью, уверенности в себе (47,1%). Причём ценность материально обеспеченной жизни понизилась в глазах школьников с 57,1%, стала на 10% ниже. Этот факт нельзя отнести ни к положительному, ни к отрицательному результату, можно лишь отметить, что ценности духовного порядка отмечаются учениками выше, чем раньше. На это указывает и рейтинг других ценностей:  общественное признание было важно 19% школьников и повысилось в результате эксперимента на 28,1%;   рейтинг ценности «здоровье» – с  9,5% повысился на 37,6%;   уверенности в себе – с  4,8%  — на 42,3%.

На седьмом месте находится ценность «образование и познание» (41,2% против 23,8% в исходном эксперименте). Ей отдано почти в два раза

больше голосов.

На восьмом месте (23,5%) ценности: «активная деятельная жизнь» (повысилась с 14,3% на 9,2%);  «жизненная мудрость», «продуктивная жизнь» (повысились с 4,8% на 18,7%).

Большее количество старшеклассников выделили такие ценности, как красота природы и искусство, любовь, развитие, свобода (17,6% против 4,8%). Это на 12,8% выше, чем в начале эксперимента. Мы отметили что ценность «развлечения» также, как и раньше, не котируется среди учеников (в начале эксперимента – 4,8%, в его конце – 5,9%, рост всего 1,1%).

Итак, в число основных ценностей выпускников 2007 года входят: счастливая семейная жизнь, счастье других, значимость друзей, творчество и интересная работа. Отмечаем, что если в начале эксперимента наблюдалась только социальная ценностная  направленность, то в его конце – на первых двух местах – как социальная, так и индивидуально-личностная направленность жизни школьника.

Также мы отметили повышение рейтинга почти всех терминальных ценностей. Мы объясняем этот факт повысившимся вниманием учеников к человеческим ценностям как опыту предыдущих поколений людей, которое есть результат внедрения модели формирования качеств личности человека культуры у школьников.

Проанализируем результаты эксперимента на основе изменений пред —

почтений школьников по инструментальным ценностям.

Мы видим, что на первом месте у учеников стоит (как и было в начале эксперимента) ценность «честность» (76,5%). Эта ценность даже повысилась в представлениях учеников (с 71,4% до формирующего эксперимента на   5,1% после него). Интересно, что выпускники, не выделив в число основных терминальных ценностей «образование и познание» (она находится на седьмом месте), тем не менее, ценят инструментальную ценность «образованность», она отмечена ими также, как честность, и процент ценящих это качество, повысился с 66,7% до 76,5%. Большую значимость для старшеклассников приобрела и ценность «чуткость» (47,6% — 76,5%). Таким образом, на первом месте у выпускников стоят три равнозначно оцененные ценности: честность, образованность и чуткость.

На второе место по значимости для них школьниками поставлены и оценены равнозначно такие ценности, как «ответственность» (52,4% — 52,9%), «терпимость» (33,3% — 52,9%) и «независимость» (19% – 52,9%). Причём ценности «терпимость» и «независимость» повысились в рейтинге соответственно на 19,6% и 33,9%. Мы объясняем это повысившимся в результате инновационной педагогической деятельности по внедрению разработанной нами модели самосознанием учащихся, их направленностью на самовоспитание качеств личности человека культуры.

В третью по значимости для выпускников группу ценностей входят: «исполнительность» (61,9% – 47,1%), «воспитанность» (47,6% — 47,1%), «рационализм» (28,6% — 47,1%), «твёрдая воля» (28,6% — 47,1%), «смелость в отстаивании своего мнения» (23,8% — 47,1%). Как видно из этих результатов, отдельные ценности стали важны для учеников меньше, например, «исполнительность» (понижение на 14,8%). Несколько менее оценена «воспитанность» (на 0,5%). Зато повысился рейтинг ценностей:  «рационализм» и «твёрдая воля» (повышение на 18,5%) , «смелость в отстаивании своего мнения» (повышение на 23,3%). Налицо более осмысленный выбор ценностей школьниками. Кроме того, хотя сама ценность «воспитанность» не вошла в число основных ценностей выпускников, туда включены такие ценности, как чуткость, терпимость, что указывает на более высокую духовную направленность личности.

В соответствии с логикой исследования мы провели отслеживание по личностному критерию, раскрывающему сформированность у школьников качеств личности человека культуры: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу и творчеству.

Сформированность качества духовности личности человека культуры у школьников при констатирующем эксперименте мы отслеживали по показателям гражданской зрелости (любовь к Родине, патриотизм, стремление приносить пользу) и наличия качества эмпатии, означающего эмоциональную отзывчивость человека на переживания других людей – сочувствие, сорадование, способность к глубокому проникновению в субъективный мир другого человека, стремление его понять, прочувствовать и помочь (Таблица 22).

Таблица 22

Сравнительная характеристика уровней сформированности у учащихся качеств гражданской зрелости и эмпатии  до и после эксперимента в %

Гражданская зрелость Эмпатия
Уровни До  экспер.  После экспер. До  экспер. После экспер.
Высокий 22,2 33,4 19,2 21,9
Средний 55,6 50,0 75,3 71,2
Низкий 22,2 16,6 5,5 6,9

 

Сравнительный анализ данных до и после эксперимента показал, что количество учащихся с высоким уровнем сформированности качества гражданской зрелости возрос с 22,2% до 33,4% (на 11,2%). Среднего уровнем его сформированности достигли 50% против с 55,6% в начале эксперимента. В то же время учащихся, находящихся на низком уровне стало меньше на 5,6%.

Количество учеников с высоким уровнем эмпатии повысилось с 19,2%

до 21,9%. Учащихся со средним уровнем эмпатии осталось примерно столько 71,2% (против 75,3% до эксперимента). Стало  больше школьников с низким уровнем сформированности качества эмпатии (6,9% против 5,5%).

Нравственные качества являются важным показателем сформированности качеств личности человека культуры у школьников по личностному критерию. Мы сравнивали сформированность нравственных качеств у старшеклассников по показателям 2003 года с показателями 2007 года. (Таблица 23).

Таблица 23

Уровни сформированности нравственных качеств  у учащихся старшего звена до и после эксперимента, в процентах.

Уровни сформ-сти 9 кл.доэксп. 9 кл.послеэксп. 10кл.доэксп. 10кл.послеэксп. 11кл.доэксп. 11кл.послеэксп. В сред.до/после
высокий 21,1 24,8 21,6 24,8 21,1 26,4 21, 3/25,3
средний 69,2 68,1 69,6 70,0 68,3 73,6 69,0/70,6
низкий 9,7 7,1 8,8 5,2 10,6 9,7/4,1

Сравнительный анализ данных, отражённых на таблице 23, показывает, что количество учащихся старших классов, находящихся на высоком уровне сформированности нравственных качеств в среднем вырос на 3,9% (с 21,3% до 25,3%). Количество школьников, находящихся на среднем уровне сформированности нравственных качеств в старших классах – с 69,7% в начале эксперимента 70,6%. В то же время учеников старшего звена обучения с низким уровнем стало меньше – 4,1 против 9,7% до эксперимента (ниже на 4,7%). Причём в выпускном классе в конце эксперимента учащихся, находящихся на низком уровне сформированности нравственных качеств не зафиксировано.

Во время экспериментальной педагогической деятельности изменялась демографическая ситуация в районе Стройгородок – места расположения школы. В результате угольных подработок происходилопостоянное переселение наиболее благополучных семей в другие районы города. В таблице 4 (параграф 1.3.), отражающей изменения в составе контингента семей учащихся школы в результате этих процессов, показано, что количество школьников проживающих в неблагополучных семьях увеличилось с 15,2%  (2003г.) до 24,1%, то есть, почти вдвое. Кроме того, школа ежегодно пополнялась учащимися, отчисленными из других школ города. Таким образом, результаты эксперимента зависели от значительно изменившегося контингента детей, обучающихся в школе.

Данные, полученные после эксперимента, показывают, что при этом происходило уменьшение учеников с низким уровнем сформированности нравственных качеств и наблюдался рост количества учащихся  с высоким уровнем их сформированности.

Результаты экспериментальных данных по сформированности качества способности к творчеству по личностному критерию приведены в таблице 24.

Таблица 24

 

Уровень сформированности у учащихся способности к творчеству,

в процентах

Уровни До эксперимента После эксперимента
1 Высокий 15,6 35,3
Средний 50,0 52,9
2 Низкий 34,4 11,8

Сравнительный анализ данных, приведённых в таблице 24 показал, что

количество учащихся с низким уровнем сформированности данного качества уменьшилось (с 34,1% до 11,8%), больше стало (52,9% против 50,0%) учащихся со средним уровнем сформированности способности к творчеству, в то же время, значительно, более чем в 2 раза возросло количество учащихся с высоким уровнем сформированности данного качества.

Факт стремления школьника к продолжению образования – показатель направленности личности на саморазвитие, характеризующей способность к творчеству. Мы сопоставили показатели поступления выпускников школы в профессиональные учебные заведения 2003 года (начала эксперимента) и 2006 года, когда эксперимент был закончен. Данные отражены в таблице 25.

Таблица 25.

Поступление выпускников школы

в профессиональные образовательные учреждения

Выпускники 2003г. 2006г.
 поступили в вузы 13,2% 29,4%
  в техникумы 23,7% 52,9%
в ПТУ 23,7% 5,9%
 на работу 39,5% 11,8%

 

Сравнительный анализ результатов поступления в учебные заведения после окончания обучения в школе показал, что учащиеся в большей мере стремятся к продолжению образования, чем в начале эксперимента. Более чем в три раза снизилось количество учащихся, отказавшихся от продолжения образования и более, чем в два раза увеличилось число поступивших в средние и высшие учебные заведения, что свидетельствует о стремлении их к получению профессии, не останавливаться в своём развитии, о более сознательном подходе к своей жизни, об их направленности приносить людям добро, быть полезными, то есть, о существенных изменениях в их комплексе индивидуально-личностных и социально-значимых качеств.

Стремление к саморазвитию, как показатель устремлённости учащихся к творчеству, подтверждается и учебными, творческими достижениями, в частности, участием в предметных олимпиадах (Таблица 26).

Таблица 26

Участие в предметных олимпиадах

Учебный год Название конкурсов Кол-во уч-ся Результаты
2002-2003 • городские олимпиады:- черчение Всегоучаст. Получ.приз. места 3 место
1 1
2006-2007 • городские олимпиады:- русский язык 1-4 кл.- русский язык-     физика

—   черчение

—  математика

— туристко – краеведческая (команда)

243

1

4

 

10

111

1

1

 

10

3место1место2место

6 место

5 место

 

7 место

Как видно из таблицы 26, в конце формирующего эксперимента из 24 учеников, участвующих в городских олимпиадах, заняли призовые места уже 5 человек и команда туристического кружка. Такие данные свидетельствуют не только о том, что у школьников повысилась стремление к творчеству, саморазвитию, но стала выше и мотивация к достижению высоких результатов, к познанию окружающего мира.

 Сформированность самостоятельности у школьников определялось путём определения самооценки учащихся (Таблица 27)

Таблица 27

Уровни самооценки учащимися выпускных классов,

в процентах

Уровни До эксперимента После эксперимента
1 Завышенный 23,7 11,8
2 Адекватный 34,2 64,7
3 Заниженный 42,1 23,5

Сравнительный анализ результатов уровня самооценки выпускников до и после эксперимента показал, что количество учащихся с заниженной и завышенной самооценкой стало почти в два раза меньше. И почти в два раза повысилось количество учеников с адекватной самооценкой, что указывает на их большую ответственность в принятии собственных решений, а, значит, на высокий уровень сформированности качества самостоятельности.

Сформированность качества способности к диалогу проверялось по показателям наличия у школьников позитивного отно­шения человека к Другому и свойства коммуникативности (Таблица 28).

Таблица 28

Позитивное отношение выпускников «К Другому», в процентах

Ситуации «Другие» До эксперим. После эксперим.
В трудных жиз­ненных ситуациях посоветуются с: — родителями- друзьями- учителями- самим собой

—  близким человеком

52,636,82,65,3

2,6

52,929,411,85,9

11,8

Наибольшую радость они получают от общения с: — друзьями- родителями- книгами- учителями 76,318,25,32,6, 70,629,45,917,6
Имеют сложности в общении со: — взрослыми- сверстниками 47,434,2 41,229,4
Не имеют трудностей в общении 21,0 29,4

Как видно из таблицы 25, с наибольшим доверием старшеклассники относятся к родителям. Этот показатель почти не изменился после эксперимента (52,6% – 52,9%), в то же время стало больше школьников, испытывающих радость от общения с ними (с 18,2% до 29,4%). Стало меньше учащихся, которые в трудных жиз­ненных ситуациях посоветуются с друзьями, в то же время отмечено увеличение числа школьников, которые хотят посоветоваться с учителями и близкими людьми (с 2,6% до 11,8%). На 6,2% меньше обнаружено школьников, имеющих трудности в общении со взрослыми и на 4,8% меньше имеющих сложности в общении со сверстниками. На 8,4% стало больше школьников, не имеющих трудностей в общении с людьми. Такой небольшой рост показателей объясняется, на наш взгляд, постоянным пополнением учениками, отчисленными из других школ, тем не менее, наблюдаются позитивные изменения в отношении школьников «к Другому».

Сформированность способности к диалогу определялась и по развитию коммуникативных качеств (Таблица 29).

Таблица 29.

Сформированность коммуникативных качеств учащихся.

Показатели До эксперимента После экспер.
1 Любознательность, открытость по отношению к миру 67,3 82,0
2 Нацеленность на собственное творчество, раскованность, свободное общение 22,1 41,0
3 Открытость по отношению к миру, но ощущение напряжения при общении 54,9 49,2
4 Ощущение радости, желание внеучебного человеческого общения 5,3 37,7
5 Замкнутость, апатия, обида, отсутствие интереса к окружающей действительности 13,3 9,8

Как видно из таблицы 26, повысилось количество учащихся (с 67,3% до 82%), проявляющих интерес к окружающей действительности, открытых для общения. Раскованность, нацеленность на творчество и свободное общение отмечено у 41% учащихся против 22,1% в начале эксперимента. Меньше (на 5,7%)  стало учеников, проявляющих открытость по отношению к миру, но ощущающих напряжение при общении (49,2% против 54,9% перед экспериментом). Почти в 7 раз повысилось количество школьников, ощущущающих радость, желание внеучебного человеческого общения (37,7% против 5,3%) и с 13,3%  до 9,8% снизилось количество учащихся, испытывающих замкнутость, апатию, обиду и отсутствие интереса к окружающей действительности. Такие результаты указывают на полезность внедрения модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода.

Для определения исходного уровня сформированности компонентов личности человека культуры у школьников по всем критериям мы составили итоговую таблицу сформированности компонентов личности человека культуры (Таблица 30).

Таблица 30.

Уровни сформированности качеств личности

человека культуры у школьников

Критерии Уровни сформированности в %
Высокий Средний Низкий
До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. До экспер. После экспер.
Когнитивный 36,8 38,9 29,0 50,0 34,2 11,1
Мотивационно-ценностный 11,1 76,3 77,8 23,7 11,1
Личностный 24,0 37,2 55,3 52,0 20,7 10,8
В целом сформированность качеств личностичеловека культуры 20,3 29,1 53,5 59,9 26,2 11,0

 

Как видно из таблицы 30, повысилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности качеств личности человека культуры по когнитивному критерию (с 36,8% до 38,9%), на среднем уровне увеличилось почти в два раза (с 29,0% до 50,0%), и значительно понизилось, более чем в три раза, учеников, находящихся на низком уровне сформированности данного компонента личности человека культуры (с 34,2% до 11,1%).

По мотивационно-личностному критерию достигли высокого уровня сформированности качеств личности человека культуры 11,1% выпускников. Повысилось количество учащихся, находящихся на среднем уровне сформированности качеств личности человека культуры (с76,3% до 77,8%), в то же время, более чем в два раза стало меньше школьников, находящихся на низком уровне сформированности качеств личности человека культуры по данному критерию.

Количество школьников, находящихся на высоком уровне сформированности по личностному критерию увеличилось (с 24,0% до 37,2%), на среднем уровне – уменьшилось на 3,3%, в то же время учеников, находящихся на низком  уровне сформированности качеств личности человека культуры по данному критерию, стало меньше почти в два раза (с 20,7% до 10,8%).

В целом, по всем критериям сформированность качеств личности человека культуры у школьников выглядит следующим образом. Наблюдается повышение количества учеников, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности качеств личности человека культуры (соответственно с 20,3% до 29,1% и с 53,5% до 59,9%), в то же время, почти в два раза снизилось количество учеников, находящихся на низком уровне сформированности качеств личности человека культуры (с 26,2% до 11,0%).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывает,

что разработанные нами модель формирования качеств личности человека культуры у школьников в инновационном образовательном учреждении на основе реализации культурологического подхода и технология её реализации в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры способствуют созданию благоприятных условий для формирования качеств личности человека культуры у школьников.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress