Кандидатская диссертация. Выводы по первой главе.

Следующий параграф: Глава 2. Педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода

 

Кандидатская диссертация. Выводы по первой главе

 Тема: «Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода».

Проведённые исследования позволили сделать следующие выводы.

Историко-педагогический анализ решения проблемы формирования качеств личности человека культуры в теории и практике отечественного и зарубежного опыта показал, что она существовала как проблема совершенствования личности для лучшего устроения социальной жизни. Её истоки лежат в традициях европейской и российской гуманистической философско-педагогической мысли. При этом философское понимание человека определяло педагогические взгляды на формирование его личности. Оно изменялось по мере накопления культурного духовно-материального опыта, что влияло на эволюцию данной проблемы, и в соответствии с чем менялись культурные эпохи. В Западно-европейской культуре сложились: Античность (1тыс. до н.э. – Vв. н.э.), Средневековье (Vв. – ХVв.), Возрождение (ХVв. – ХVIIв.), Новое (ХVIIв. – ХIХв.) и Новейшее время (ХХв.). В соответствии с принципиально различным философским пониманием человека в нашей стране нами выделено два культурно-исторических периода: Христианский (Хв. – нач.ХIХв.), который включал три подпериода (Киевской Руси. Московской Руси до Петра 1; России Петра 1; Послепетровского времени до начала ХХв.) и Советский период. В рамках указанных периодов раскрыты философские и педагогические представления о человеке и его образовании.

Выявлено, что в каждую последующую культурную эпоху складывался собирательный образ прогрессивной личности – человека каждой эпохи, который являлся прообразом современного человека культуры. В России и за рубежом был накоплен опыт, который заключался в формировании социально полезной личности.

Формирование личности человека во все периоды было культуросообразным, то есть, соответствовало месту и времени, в котором он родился. Во многом российский опыт перекликался с опытом европейской гуманистической педагогики. Их главным достижением явились ориентирование на личность и переход в конце ХХ века от понимания человека объектом воздействия к пониманию его как субъекта собственного развития.

Проведённое исследование позволило выявить исходные предпосылки формирования качеств личности человека культуры у школьников: ориентация образования, общества и личности на перспективу; потребность личности в совершенствовании, овладении культурным опытом предыдущих поколений; ориентир на человека как субъекта собственного развития, на его активность и самостоятельность; внедрение в практику образования принципов интеграции, природо- и культуросообразности, личностно-деятельностного подхода, опоры на народную культуру.

Современное состояние проблемы формирования качеств личности человека культуры свидетельствует о её актуализация в результате смены социально-экономической системы в нашей стране, когда появилась необходимость в человеке с новыми качествами.

Выявлено, что понятие «человек культуры» в научную литературу в конце ХХ века ввёл В.С. Библер, философски обосновав комплекс качеств нового человека. При этом он рассматривал культуру основой его развития. Установлено, что учёные педагоги при разработке образа человека культуры с педагогической точки зрения опирались на данное обоснование. При систематизации всех качеств человека культуры, обнаружено, что они являют собой стержневые, общественно одобряемые, положительные качества личности, приобретённые человечеством в предыдущие культурно-исторические эпохи, а также, качества, необходимые человеку в современных условиях.

На основе их обобщения установлено, что человек культуры – это личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, живущая по гуманистическим принципам, обладающая комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к диалогу и творчеству. Данные качества являются обобщёнными и включают в себя многие другие положительные качества

личности человека культуры.

Проведённое исследование позволило определить понятие «человека культуры» применительно к школьникам, это – личность, имеющая: ценностное представление о культуре как опыте предыдущих поколений, осознающая  связь культуры и собственного развития, понимающая необходимость овладения ею, имеющая ценностные ориентации на индивидуально-личностное развитие и самореализацию в социуме, вырыбатывающая в себе качества: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу и творчеству. Это определение мы взяли за основу в своём исследовании.

Установлено, что решению проблемы формирования качеств личности человека культуры способствуют: гуманистически, личностно и культуроориентированные: содержание образования; отношение к учащемуся; организация образовательного процесса. Выявлен ряд имеющихся недостатков: нет целостного подхода к решению проблемы; не определены педагогические условия эффективного формирования качеств личности человека культуры в образовательных учреждениях.

Выделены следующие критерии сформированности качеств личности человека культуры у школьников: когнитивный, мотивационно-ценностный и личностный, соответствующие им показатели, а также, определены уровни сформированности личности человека культуры у школьников, с учётом выделенных критериев: высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный).

Результаты исходного констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании в основном среднего уровня сформированности качеств личности человека культуры у учащихся: 53,5%. Школьники с высоким уровнем сформированности качеств личности человека культуры составляют 20,3%. Низкий уровень зафиксирован у 26,2% учеников.

Следующий параграф: Глава 2. Педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress