Кандидатская диссертация. Выводы по второй главе

Читайте также: Приложение 8. Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.

Кандидатская диссертация

Выводы по второй главе

Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

1.Выявлено, что культурологический подход как общенаучный метод и как методологическая основа исследования предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса. Он определяет методологическую позицию, раскрывающую единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-личностного аспектов культуры и рассматривающую человека её субъектом.

Являясь методом проектирования личностно ориентированного образования, культурологический подход позволяет трактовать: образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие человека; содержание образования как обобщённую культуру; познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности.

  1. Определены возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников: опора на культуру как ценностный опыт предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества; понимание человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития; понимание культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия; усиление гуманитарной составляющей учебных предметов; направленность на сохранение культуры, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития индивидуальных способностей ученика.

3.Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода характеризуется нацеленностью на развитие его культуры и субъектности  во время учебно-воспитательного процесса. Это есть процесс поэтапного ознакомления учеников с содержанием культуры – ценным опытом предыдущих поколений  во всех сферах жизнедеятельности, творчества, общения в ходе изучения школьных предметов, активного участия в школьной жизни. Формирование качеств личности человека культуры у школьников происходит на основе приобретения собственного культурного опыта.

4.Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников:  использование возможностей культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников; создание и апробация  модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе применения культурологического подхода; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.

5.Разработанная модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода включает:  целевой (цели, задачи, принципы), содержательный (1.Культурологическая информация, введённая в школьные предметы в виде пословиц, загадок,  биографий учёных, иллюстраций с картин, сведений о лечебных свойства трав и т.п. 2.Культурные традиции, духовно-материальный опыт культуры, раскрывающийся в культурологических  предметах: «Народная культура», «Культура России», «МХК», «Религии мира», «Введение в культурологию».  3.Содержание дополнительного образования, позволяющее овладеть  на практике опытом культуры: «Глиняная игрушка», «Резьба по дереву», «Танцевальный», «Кружевоплетение», «Народный костюм», «Драматический» и др.; технологический (пути и средства) и результативный (критерии, уровни и результат) компоненты.

7.Определена и проверена в эксперименте технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры, включающая: культурологическое осмысление изучаемого материала (с гуманистической и ценностной точек зрения); интеграцию знаний на культурологической основе, направленную на формирование гуманистического представления учеников о целостной картине мира, о культуре как опыте предыдущих поколений в различных сферах жизни и деятельности людей, его ценности для молодого человека, вступающего в жизнь; осуществление преемственности в культурологическом образовании школьника через введение в учебный план школы культурологических предметов, исторически последовательно представляющих развитие культуры; создание культуротворческой образовательной среды путём организации условий сотрудничества учеников и учителей в различных видах деятельности: введения в воспитательно-образовательный процесс научного общества учащихся, фольклорно-этнографического музея «Традиции и современность», дополнительного образования, создания детского объединения «Возрождение», тимуровского отряда «Забота».

В итоге опытно-экспеиментальной работы повысилось количество учеников, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности качеств личности человека культуры (соответственно с 20,3% до 29,1% и с 53,5% до 59,9%), почти в два раза снизилось количество учеников, находящихся на низком уровне сформированности качеств личности человека культуры (с 26,2% до 11,0%).

Читайте также: Приложение 8. Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress