Культура с точки зрения разных направлений (подходов)

Культура с точки зрения разных направлений (подходов):  аксиологическое, деятельностно-творческое, системное и другие

/ Из диссертации Т.А.Меняйловой/

Современная научная литература изобилует огромным количеством трактовок понятия «культура». Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в 70-х годах ХХ столетия собрали 264 определения этого феномена. С тех пор эти цифры только увеличивались [185]. В осмыслении содержания термина «культура» среди учёных и в нашей стране, и за рубежом до сих пор нет единства взглядов и подходов. Расхождение мнений касается не частностей, а сущности этого феномена. Представления располагаются в широком диапазоне:

— от отнесения к культуре всего, что характеризует  человеческий мир и отличает его от мира природного, до противопоставления культуры и цивилизации;

— от включения в культуру тотальности всей человеческой деятельности до признания культурной только лишь духовную сферу жизни человека;

— от определения культуры как «совокупности знаковых систем», языков, символов, которые служат общению индивидов, народов, поколений до понимания её как «наследственной памяти человечества» и другие.

     Как видно, данное понятие многоэлементное и разнородное по своему составу. В отечественной культурологии можно выделить несколько направлений в трактовке категории «культура»: аксиологическое, деятельностно-творческое, системное и другие.

     Первое, аксиологическое направление, определяет культуру как совокупность накопленных людьми материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Ценности культуры конкретизируются в идеалах, целях деятельности, жизненных установках людей, обусловливают различные способы мировосприятия, находят выражение в системах норм и воплощаются в культурных традициях. Таким образом, рассмотрение культуры с точки зрения аксиологического направления раскрывает её как совокупность ценностей (этических, эстетических норм, эталонов, традиций и т.п.), которые влияют на формирование нравственно-ценностной направленности личности и обусловливают поведение человека в обществе. (А. И. Арнольдов, Г. П. Выжлецов, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Н. З. Чавчавадзе и др.) [14;154;155;159;239].  

     Представители второго, деятельностно-творческого направления, источником, сущностью и характеристикой культуры считают человеческую деятельность во всех сферах бытия и сознания. Деятельность соединяет в себе процессы опредмечивания (создания ценностей, норм и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия). Она направлена на преобразование  действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное развитие человека. По мнению учёных Н. С. Злобина, М. С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. [154;155;159,174;213;239], культура – это и совокупность устойчивых форм и способов деятельности, закрепившихся в общественном сознании.

     Культура, с позиции деятельностно-творческого направления, рассматривается его сторонниками с двух точек зрения. Первую называют технологической, вторую – личностно-творческой. Представители технологической точки зрения (Л. П. Буева, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Э. С. Маркарян и др.) толкуют культуру как свойство общественной жизни людей, универсальную технологию человеческой деятельности (Э.С. Маркарян); совокупность духовных и материальных предметов, видов человеческой деятельности (Э. В. Соколов); совокупность результатов и способов деятельности коллективного субъекта – человеческого общества (М. С. Каган); способ деятельности конкретного социального субъекта (В. Е. Давидович, Ю.А. Жданов) [50;154;155;159;175;213;239].

     Представители второй точки зрения (Э. А. Баллер, Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, В. М. Межуев и др.) отстаивают личностно-творческую природу культуры,  которая рассматривается через процессы духовного производства, функционирования и развития личности. Для нашего исследования важно, что культура здесь понимается как система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Л. Н. Коган). В основе данного понимания культуры лежит активная творческая деятельность человека, который выступает источником творческой деятельности – субъектом культуры. При этом, развитие культуры совпадает с развитием личности в любой области общественной жизнедеятельности (Л. Н. Коган) [213;238]. 

     Таким образом, культура, с точки зрения деятельностно-творческого направления, есть духовно-практическое основание жизни, содержащее в себе технологии и результаты творчества и самотворчества человека. 

     С позиции системного подхода рассматривают культуру И. Е. Богданова, М. С. Каган, Н. Б. Крылова (третье направление). С их точки зрения, культура — система, которая заключает в себе: качества человека, формирующиеся в процессе общественной жизни; многообразие предметов – материальных, духовных, художественных,  составляющих «вторую природу», появляющуюся в результате деятельности человека; общение как способ реализации потребности людей друг в друге; духовные достижения и память человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневные культурно организованные виды деятельности); способ жизни и жизнедеятельности, набор средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; совокупность материальных и духовных ценностей; достижения личности. Культура также основное условие и процесс включения людей в сообщество; ценностно-смысловая основа, средство развития человека [45;138,с.34;140;238].

     Иначе говоря, культура – это опыт, совокупность того, что делает человека человеком (М. С. Каган)  [238]. Развитие отдельного человека совершается в процессе присвоения культуры в различных её аспектах, от языка и навыков его поведения до ценностей и способов мышления, религиозных и философских концепций, опыта художественного освоения бытия и т.д. Содержание «Я» (внутреннего мира человека) формируется в результате распредмечивания и присвоения того богатства культуры, которое накоплено.

Читайте также:

Культурный человек
Человек культуры — культурный человек 21 века
Действительность
Сформированность
 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики