Проблема: культура, образование, человек

 

kultura-obrazovanieПроблема: культура, образование, человек.

 

Культура — есть целостный искусственный опыт физического и духовного освоения мира человеком, человечеством, накопленный на протяжении многотысячелетнего развития. (Понятие «Культура»).

Народная культура — искусственный опыт физического и духовного освоения мира человеком какого-либо народа в поисках оптимальных путей совместного проживания и выживания, благополучного сосуществования и продолжения рода в этом мире. Это культура, имеющая утилитарную основу. (Утилитарный — сообразующийся исключительно с практической выгодой или пользой, практичный, прикладной — Советский энциклопедический словарь. Сост. Р.Я.Булатов. — М., «Советская энциклопедия», 1987г., с.1395).

Народная культура — это культура практического отбора и освоения народами мира определённых норм поведения, норм жизни и деятельности с целью адекватного бытования в осваиваемом мире, выразившегося затем ёмким понятием «Бытие».

Если последовательно изучать и анализировать весь путь человеческого развития на Земле, можно понять и путь собственного развития человека как личности, человеческого общества в целом, осознать многократные, повторяющиеся, горькие ошибки людей, народов, государств, их великие духовные победы и устремления, их надежды и мечты.

Интуитивно, в критические моменты истории человек всегда обращался к своим истокам. И это всегда был родник с живой водой, освежающей, очищающей, отрезвляющей, дающей новые жизненные силы.

«Только коренью дерево крепло. Только коренья не будет, к чему прилепиться?» (Из древней летописи.).

Однако жизнь, основанная на жестком выживании в нашем материальном мире, снова и снова уводила человека от поиска ответов на животрепещущие вопросы, которые задавал себе хотя бы однажды каждый человек, каждый народ: Кто я? Зачем я живу? какой смысл моей жизни? (Смысл жизни человека). Почему я несчастен? Каким я должен быть, чтобы и я, и мир вокруг меня стал более совершенен, более счастлив?

Сегодня, обращаясь к опыту далёких времён, мы можем сопоставить отношение к себе человека древности и человека нашего времени.

Чем же человек первобытной эпохи отличался от современного человека?

Этнопсихолог А. Андреев:

Убеждения человека прежде:

1) я полностью несу ответственность за себя, за свою жизнь сам;

2) я не жду милости от природы, я меняю себя так, чтобы в природе мне жилось комфортно, и чтобы она, природа не была на меня в обиде. В культуре моего народа есть все знания для этого. Поэтому —  я свободен. Я живу в согласии с окружающим миром, внутренне твёрд, уравновешен, спокоен, отсюда душевно, духовно, физически здоров.

Убеждения человека сегодня:

1) за меня несёт ответственность государство. Я зависим во всём (от родителей, учителей, врачей, начальников и т. п.). То есть, от степени их духовного, душевного развития, образованности и т. д.,  зависит моя жизнь. Я переложил ответственность на другие плечи. Я ни за что не отвечаю. Но при этом я несвободен.

2) я не жду милости от природы, я меняю её под себя. Правда, на этом пути я наделал много ошибок.  Природа разрушена. Человек может быть уже занесён в Красную книгу. Я плохо знаю культуру моего народа, культуру моей страны и культуры мира. Никто специально не обучает меня культуре жизни, каким мне нужно быть, чтобы быть по-настоящему культурным человеком (Культурный человек). Результат: внутренние противоречия раздирают меня. Я недоволен собой, окружающей жизнью, я живу надеждой на то, что кто-нибудь возьмётся и изменит всё к лучшему.

 

Что мы имеем на сегодняшний день?

Учебные предметы «Народная культура», «Культура России»  полностью удалены из Учебных планов школы.

Учебный предмет «Мировая художественная культура» изучается не во всех  школах, так как является необязательным.

Специальные учебные заведения перестали готовить учителей этих дисциплин.

Когда же мы поймём, что изучение культуры своего народа и культур других народов необходимо?

По теме: 

Человек культуры — культурный человек 21 века;

Образ жизни;

Педагогика — это;

Воспитание и обучение детей в ХХI веке в школе и в семье.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress