Формирование качеств самоактуализации – важнейшая задача в деле воспитания школьника как человека культуры.

samoaktualizatsiya-.jpg

 Формирование качеств самоактуализации – важнейшая  задача в деле воспитания школьника как человека культуры.

Социальный заказ общества на воспитание человека нового времени, сложившийся вследствие социально-экономических изменений в нашей стране, потребовал анализа качеств личности, которыми он должен обладать  и пересмотра методологических средств реализации этой задачи.

Современная педагогика (Педагогика — это), ориентированная на личность, всё чаще обращается к таким категориям как «субъект-субъектные отношения», «развитие-саморазвитие», «самореализация», «я-концепция» и др.

В теоретических статьях и практике образования, в документах образования всё чаще встречаются слова с приставками «сам», «само», которые указывают на складывающуюся тенденцию понимания человека как субъекта собственного развития, сознательного, активного, самостоятельного в формировании 

(Формирование) своей судьбы, заинтересованного в развитии своей страны, патриота своей Родины.

Статья 14 закона РФ «Об образовании» гласит: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Для того, чтобы решить задачу воспитания современного высококультурного человека, являющуюся социальным заказом общества образованию, необходим анализ качеств личности, востребуемых новым временем и сложившимися социально-экономическими условиями жизни в нашей стране.

Ведущие педагоги личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, Н. Е. Щуркова и многие другие) среди качеств личности особо отмечают такие как самостоятельность, сознательное отношение к самореализации в личной и общественной жизни, способность к самоопределению.

В этой ситуации очень важно формирование (Формирование) в растущем человеке качества самоактуализации.

Под самоактуализацией понимается «мотивационная и ценностно-смысловая часть самореализации личности или сопутствующая предметно-деятельностной активности подростка» (Е.И.Горячева).

А.Маслоу определяет самоактуализацию как «стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенции. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать всё более и более тем, кем он  способен стать».

Е.И.Горячева, исследуя это явление в педагогической теории и практике, утверждает, что «сущностной характеристикой самоактуализации является стремление познать и понять себя с тем, чтобы реализовать  свои возможности в познании, творчестве, общении, выборе смысло-жизненных ориентаций. При таком понимании самоактуализации важнейшими педагогическими задачами выступают:

-ориентация школьника на самоосуществление;

-помощь ему в обретении средств самопознания;

-совместная деятельность по установлению разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным, по рефлексии совершаемых ценностных и поведенческих выборов;

помощь в определении средств и способов деятельностной самореализации».

Основным условиями, обеспечивающими эффективность процесса самоактуализации выступают:

-субъект-субъектные отношения, признание школьника как равноправного сотрудника в познании и развитии;

— признание прав и свобод личности школьника, его права на свободу выбора;

— опора на смыслы и ценности человеческой личности;

— опора на индивидуальный, субъектный опыт школьника;

— опора на чувственно-логические методы познания;

— создание атмосферы для свободной коммуникации;

-учёт индивидуальных особенностей и дифференцированная работа с учащимися;

-гуманистическая ориентация педагога.

С учётом культурологического подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в школе и опираясь на педагогическую концепцию школы, ставящую цель воспитания человека культуры (Человек культуры — культурный человек 21 века), мы выделяем также такие условия, как:

-организация культуротворческой среды, способствующей целостному развитию человека;

-организация открытых студий, кружков, салонов и т.п., дающих возможность свободного выбора предметно-деятельностной и личностной самореализации;

-организация ученического  самоуправления, что будет способствовать формированию качества самоактуализации воспитанника как законопослушного гражданина, патриота, социально развивающегося субъекта.

Смотрите также: 

Зачем нужно учиться.

Диссертация. Приложение 1. Конспект беседы о качествах личности и о пользе учения

Школа-университет». Вариативная модель культурологической школы.

Свободное развитие личности.

Новые идеи в образовании.

Новые формы образовательной деятельности.

Цели школы. Цели учителя.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress