Новые идеи в образовании

Идея гуманистического просвещения: воспитание на ошибках и победах человечества

 

      Педагогическая и методическая работа по повышению квалификации учителей предметов «Мировая художественная культура», Народная культура», факультативов культуроисследующей направленности вывела нас на изучение, исследование проблем «Культура и образование«, «Культура и общество«, «Роль традиционной культуры в общекультурном развитии» и  т. п.

Практика работы и анализ опыта освоения этой тематики в научных, общественных кругах, в образовании позволили сделать следующие выводы:

— общество, человек всё больше осознаёт целесообразность глубокого  изучения, исследования, анализа культурного наследия предыдущих поколений с целью осознания настоящего времени, сегодняшнего дня, того социокультурного пространства, которое его окружает, себя, своей роли и места в нём, своих жизненных целей и задач на данном этапе времени, с целью анализа и коррекции той социокультурной ситуации, в которой оно оказалось, с большою надеждой на возможность перемен к  лучшему.

Эта потребность всё более заметна, ощутима в изменяющемся мире;

—  развитие нашей страны и развитие всей цивилизации в целом требует сегодня, на пороге нового тысячелетия, иного человека, иную личность. Сегодня стране, миру нужен другой человек: не просто широко образованный, эстетически развитый, но и обладающий иным мировоззрением (имеется в виду иной взгляд на мир, иное отношение к себе, к природе, к обществу, экология духа, экология физического тела, экология природы), а, значит, обладающий иным мирочувствованием, планетарным мышлением, он должен быть способен к честным, открытым и добрым взаимоотношениям и сотрудничеству, не взирая на свою национальную принадлежность и религиозную направленность. Имеется в виду то, что Земля становится «всё меньше, компактнее», и мы сегодня уже спокойно говорим о Европе как едином социальном пространстве, спокойно и естественно употребляем термины «мировое сообщество», «международная академия»  и т. п.

Образование, как лакмусовая бумажка, первое проявляет  насущные потребности времени.

Сегодня в практике образования уже идёт процесс рождения новой области знания, которая будет способна эти потребности удовлетворить. То есть, в практике средней, специальной и высшей школы уже обозначились предметы, цели и задачи которых выходят за рамки традиционных целей и задач существующих предметов.

Это культуроисследующие, культуроанализирующие интегративные предметы. Из существующих разработанных действующих предметов, факультативов этого направления следует особо выделить два: «Народная культура» и «Мировая художественная культура«. Сегодня только они полностью отвечают требованиям нового времени: и содержание, и методика их основаны на принципах гуманизации и глубокой интеграции. (См. Приложение № 1,2).

Они представляют действительно новое содержание, которое медленно, но верно заполняет пустующие доселе ниши в образовательном пространстве, новые методические подходы раскрывают новый взгляд на способы организации движения учащихся по лестнице познания.

Это предметы, призванные провести растущего человека трудным и поучительным путём эволюции культуры человеческого общества, исследовав и проанализировав который, молодой человек сможет ответить на многие практикозначимые, жизненно важные вопросы.

Это предметы, в которых разведённые некогда познавательные, воспитательные и развивающие цели и задачи сливаются в единое, неделимое, взаимообусловленное целое.

Это —  новая, формирующаяся  образовательная  область — Культура — недостающее, важнейшее звено разорванной сегодня цепи целостного предметного знания.    При ближайшем рассмотрении, существующие сегодня предметы «Народная культура» и «Мировая художественная культура» — есть два последовательных элемента формирующегося целостного культурологического знания. В идеале просматривается цикл интегративных гуманитарных культуроисследующих преметов, направленных кроме того на глубокие интегративные связи со всем остальным предметным знанием, то есть, способных объединить всё предметное знание в единую картину мира.

Это — новая методика, включающая чувственное сознание человека, обращающая его к самому себе, развивающая, воспитывающая, организующая его внутренний мир, объясняющая мир внешний, зовущая к новым исследованиям и открытиям.

А ведь воспитание человека- исследователя, творца, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового и является главной задачей сегодняшнего дня, которую образование и пытается решить, ради чего реформируется, ищет, экспериментирует.

Введя культурологический цикл предметов как стержневое интегрирующее начало в практику образования, мы сможем по-настоящему перейти от решения целей и задач среднего образования к решению высоких целей и задач гуманистического просвещения.

Главная цель культурологического образования — формирование духовного стержня личности и введение ученика к практику жизнетворчества, созидания путём чувственно-логического познания, исследования, анализа  национального и общекультурного наследия цивилизации — может стать (на основе глубокой предметной интеграции) и главной целью нового образования, ведь всё предметное знание, весь накопленный опыт человечества в духовной, материальной, социальной жизни — всё включает в себя единое, целостное понятие — Культура.

Важнейшие принципы нового образования — гуманизация и интеграция рассматриваются в таком случае как:

—        гуманизация: переход от логического к чувственно — логическому познанию, формирование исследовательского склада ума (взаимная работа духа и разума при исследовании явлений внутреннего  и внешнего мира повлечет за собой как духовное, так и интеллектуальное наполнение, развитие школьника).

—        интеграция: соединение разрозненных элементов знания в целостную,  единую картину мира и законов его развития. Формирование личности через познание общих закономерностей и законов развития духовно — материального мира, эволюции человеческого общества, человека как индивидуума, приведение к  осознанию взаимообусловленности,  единства   духовного и материального, внутреннего и внешнего.

Таким образом, концепция нового образования как  гуманистического просвещения (и это касается всех уровней непрерывного образования) раскрывается следующим образом:

Предметное знание, богатое и разнообразное, дающееся сегодня человеку на разных ступенях образовательной лестницы, (особенно формирующейся личности, готовящемуся к самостоятельной жизни молодому человеку), зачастую оказывается непрактикозначимым, так как, разрозненное, кусочное, оно не складывается в его сознании в единое, целостное представление о развитии мира, о целесообразности и единстве физических и духовно — нравственных законов. Оно не способно дать ответы на жизненно важные вопросы, не способствует формированию жизненных целей и задач, творческого, созидательного отношения к освоению мира внутреннего,    внешнего,  активному формированию собственной жизни полноценной, наполненной, многогранной, с учетом потребностей общества, с учётом духовно-нравственных законов, выработанных и выверенных многотысячелетним опытом предыдущих поколений.

Объединение же отдельного узкопредметного знания в единую многоцветную мозаику гармоничного Целого даст целостное видение картины мира во всём многообразии внешних и внутренних связей.

Согласованное на основе глубокой интеграции изучаемое  знание, где каждый предмет рассматривается как фрагмент целого,  собранное вокруг стержневого, гуманитарного, способствующего межпредметному объединению, культурологического знания, объединённое общей целью, задачами, дающееся  новыми методами, в основе которых лежит «чувствознание» действительно способно изменить качество, уровень и определить новый путь развития образования. Путь чувственно-логического изучения объединённого в единое целое знания — духовно-материального опыта, накопленного предыдущими поколениями, его анализа с выходом на осознание общих высокоабстрактных законов развития мира, человека, человечества. Путь, идя которым,  формирующаяся личность будет способна к самостоятельному определению жизненных целей и задач на высоком духовно-нравственном уровне, будет способна к естественной адаптации в социокультурном пространстве жизни, которое станет ей понятно, узнаваемо, реально в своих потенциях к лучшим изменениям.

Труднейшая задача воспитания качественно нового человека, представителя нового века, нового времени в этом случае видится реально  разрешимой.

Развёрнуто концепцию гуманистичекого просвещения можно представить в виде  следующего  блока  схем:

   Древо культуры в её развитии (см. Приложение 3) выглядит следующим образом:

—        корневой и фундаментальной основой многотысячелетнего культурного опыта человечества являются  доисторические времена (представленные древнейшей мифологией и преданиями о рождении Богов, Земли, Человека и т. п.) и период  культурного освоения Земли (представленный мифологией, преданиями, летописными древними источниками разных эпох, цивилизаций, археологическими исследованиями, научными изысканиями разных времён, стран, а также народными сказками, различными формами народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки и т. п., несущими функции сохранения важнейших сведений о духовно-материальном  развитии человечества, опыта народной философии, педагогики, практики жизни. Период культурного освоения Земли народами мира условно назван «Детство человечества».

Эти два вышеназванных периода составляют общекультурные корни нашей цивилизации и представляют время зарождения и утверждения жизни на Земле, человека разумного, время формирования духовно-нравственных законов и осознания законов мироздания. В это время были заложены и основы наук, изучаемых сегодня в системе образования.

—        Накопленный опыт был положен в  основу жизнедеятельности национальных единств — культур, начавших формироваться во времена великих переселений, постепенного заселения и освоения Земли. Это был синкретичный опыт практики жизни, где духовное и материальное переплеталось и взаимообусловливало друг друга.

Сформированный на общекультурной основе, он постепенно приобретал свой  неповторимый, индивидуальный оттенок в зависимости от условий жизни и ландшафта, которые определяли формирование характерологических  особенностей национальных образований.

—        С возникновением государственности национальные культуры народов стали складываться в культуры отдельных государств. Отличительной чертой этого периода является более тесное взаимодействие с другими культурами, взаимообмен опытом в условиях единой географической территории и распад единого социокультурного Бытия на отдельные сферы жизни: духовное и материальное как бы распадается на отдельные части, единое знание распадается на отдельные науки, начинает складываться законодательство, система экономики. Добро и зло, бытовавшее доселе внутри человека, проявление которых зависело от его воли и ответственности, выпущены наружу, персонифицированы, они как бы начинают собственную жизнь, противоборствуя друг с другом. То есть, человек освободил себя от ответственности, переложив вину на искушение внешней силы, философия противоборства Добра и Зла объяснила и поэтизировала войну. Началось долгое время «разбрасывания камней».

—        Культура отдельных государств складывается на основе наработок содружества народов, объединённых единой территорией, единым законодательством, единой экономической формацией. Интенсивно развиваются науки, материально-техническое развитие опережает духовное, новые поколения, вследствие духовно-нравственного голода, не в состоянии определить цели и задачи своей жизни, полностью дезориентированы в социокультурном пространстве жизни. Огромное накопленное узкопредметное знание слабо взаимосвязано между собой и в практике жизни, оно не даёт возможности единого взгляда на сложившуюся социокультурную ситуацию, вследствие этого жизнь становится всё более непредсказуемой и опасной. Делаются попытки анализа современного состояния общества, обобщения  и анализа культурного опыта предыдущих поколений, интеграции знания, начинается движение интеграции государств. То есть, можно сделать вывод: наступило время «собирания камней».

—        Культуры отдельных государств  составляют культуру цивилизации. О целостном  гармоничном образовании говорить пока не приходится. Накопленный человечеством  культурный опыт настоятельно требует крупномасштабного исследования, обобщения, анализа с целью осознания во всей полноте проблем сегодняшнего дня и путей их разрешения.

Предложенная концепция нового образования даёт возможность выхода на такое  изучение-исследование. Оно ценно, практикозначимо и сегодня жизненно необходимо.

Осознание  духовно-материального пути человеческого общества, нравственно-этических законов его взаимоотношений с Природой, межличностных и межгосударственных отношений, целей и задач своего  существования, места, роли, ответственности, ценности жизни каждого индивидуально взятого человека — вот что даст последовательное изучение цикла интегративных  культурологических предметов. В этом случае целостное интегративное культурологическое знание в предметном изучении будет выглядеть следующим образом: см. Приложение №4,5.

Если же выйти на глубокую интеграцию всего предметного знания  с целью объединения в единую картину мира, целостного осознания социокультрного пространства жизни, объединения педагогического пространства, как в школьном, так и в непрерывном образовании, можно представить древо целостного познания, объединённого предметами, анализирующими духовно — материальный путь человеческой цивилизации: см. Приложение № 6.

В этом случае цикл культурологических предметов естественно займёт пустующую нишу в образовательном пространстве как образовательная область «Культура»,  даст творческий импульс к интеграции узкопредметного знания, займёт достойное место в учебном плане школы (см. Приложение №7), в системе повышения квалификации, в системе непрерывного образования.

Утраченное на современном этапе культурного развития благородное, высокодуховное понятие «Просвещение» возродится и начнёт новую полнокровную, полноценную жизнь.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress