Школа-университет». Вариативная модель культурологической школы.

г. Новокузнецк

2004г.

«Школа-университет». Вариативная модель культурологической школы.

Основные  положения педагогической концепции

«Универсальное образование есть процесс и результат

ценностно-ориентированного овладения человеком

с помощью знаковых систем интегрированными знаниями,

позволяющими совершенствовать себя и Мир».

В. М. Лизинский.

 

Анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы показывает, что современное российское общество ориентировано на повышение «качества человека», то есть, на повышение уровня его культуры во всех сферах жизни и деятельности, что в обществе произошло осознание необходимости воспитания на гуманистической основе качественно нового человека, адекватного исторически сложившимся в России социокультурным условиям – «человека культуры» (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская) Человек культуры — культурный человек 21 века.

      Нравственность, гражданственность, гуманность, экологичное и этичное отношение к окружающему  миру, людям и самому себе, эстетическое восприятие мира, интеллектуальная развитость, способность к диалогу, сотрудничеству, созидательному творчеству, к рефлексии и саморазвитию – вот качества человека  культуры, воспитание которого является стратегической целью современной школы.

Несомненно, человек культуры – целостная личность, в которой сочетаются разносторонние познания о мире, широкие и глубокие знания и умения в избранной профессиональной области, социально-индивидуальная направленность развития, высокий уровень культуры Понятие «Культура»

Исследование теоретико-практической деятельности образовательных учреждений обнаруживает, что решению этой задачи на современном этапе препятствуют следующие негативные факторы:

1.Сегодня в педагогической  практике большинства образовательных учреждений идёт традиционное, то есть, разрозненное предметное преподавание, соединённое по принципу суммы знаний, что не способствует воссозданию в сознании учащихся целостной картины мира, формированию их целостного мировосприятия, накоплению ими универсальных знаний.

2.Система воспитания и система обучения не взаимосвязаны, развиваются параллельно, слабо взаимодействуя между собой, что разрушает целостность воспитательно-образовательного процесса.

3.Превалируют авторитарные методы обучения и субъект-объектные межличностные отношения между учителем и учеником, что препятствует формированию новой культуры общения, ценностного отношения к человеку, окружающему миру и социуму,  развитию интереса учащихся к познанию, сводит к минимуму возможность их индивидуального и творческого саморазвития.

4.Ориентация на стандарт, некоего «среднего» ученика, а не на живого человека, личность, индивидуальность, что не способствует раскрытию природных способностей учащихся, построению траектории их  индивидуального развития.

Поэтому актуальной становится задача создания такой школы, стержневая идея которой основывалась бы на лучших достижениях педагогической теории и практики и способствовала бы устранению этих негативных факторов. В нашем понимании – это школа-университет.

     Модель школы-университета мы трактуем следующим образом.

Основные положения.

  • Процесс воспитания, обучения, развития школьников не должен быть принесённым в жертву решения какой-либо частной или узкой задачи, он должен быть целостным, всеобъемлющим и культуроформирующим. Он должен ориентировать школьника на поиск себя, своего места и роли в жизни, т.е., на поиск истины жизни, поиск «своей» профессии как любимого и полезного для людей дела, в котором он сможет наиболее полно реализовать свои способности и таланты. Ученику с первых шагов в школе-университете необходимо помочь осознать, что он учится (учит себя) «ради себя самого», ради собственного познания мира, социальных отношений с целью освоить их, понять и жить плодотворной и интересной жизнью. Что он «возделывает» себя как современного культурного человека, и, таким образом, строит сам своё счастливое настоящее и будущее. Что всё это ему нужно для своего собственного развития, успешности и процветания своей Родины, стабилизации и улучшения жизни в стране и на планете.
  • Исходя из древнего наименования университета – «studium generale», — это «школа универсального обучения» (Д.Ньюмен), место активного интеллектуального и духовного общения, самообразования, самовоспитания, взаиморазвития людей. Это центр культурного, воспитывающего образования, место, где естественно и свободно развивается качественно новый человек нового тысячелетия – человек культуры.
  • Принцип университета в организации воспитательно-образовательного процесса заключается в том, что программы школьных предметов углубляются, расширяются и конкретизируются за счёт введения программ дополнительного образования, кружков, студий.  «Безличные», общие знания по школьным предметам и предметным областям «одушевляются» путём конкретного их проявления в дополнительных программах (например, предмет «Биология» — программа объединения дополнительного образования «Цветоводство и экодизайн», предмет «Литература» — поэтическая студия «Озарёнок», программа объединения дополнительного образования «Литературное краеведение»). Это способствует осознанию учащимися необходимости изучения школьных предметов, как основы других, конкретных, прикладных знаний, ориентирующих на выбор профессии.
  • Воспитательно-образовательный процесс организуется на основе культурологического подхода, что выражается в следующем:

а) опора на культуру во всех сферах педагогической деятельности (формирование содержания образования, воспитания, межличностных взаимоотношений). Построение воспитательно-образовательного процесса школы на основе данного подхода предполагает опору на культуру как целостность (свойство человека, форму, средство, содержание, среду и т.п.).

б) программы предметов естественно-математичекого цикла дополняются культурологическими материалами (биографиями учёных, задачами с культурологическим содержанием, пословицами, поговорками, сказками и т.п. по мере целесообразности;

в)      в программы всех школьных предметов включена задача рассмотрения изучаемых материалов с точки зрения ценностей и смыслов человеческой жизни. Эта задача объединяет всё предметное знание, происходит его интеграция на культурной основе. Это способствует формированию содержания целостного воспитывающего образования Формирование;

г) изучаемые предметы рассматриваются как отдельные специфические языки культуры (математический,  язык литературы, язык изобразительного искусства и т.д.). Чем больше языков культуры освоил учащийся, тем разнообразнее и богаче его внутреннее содержание, тем целостнее картина окружающего мира, тем выше уровень его культуры, тем успешнее его продвижение в саморазвитии и ярче его внешнее проявление в социуме.

д) в учебный план школы введён цикл интегративных предметов, последовательно анализирующих социокультурный опыт предыдущих поколений: «Народная культура», «Культура России», «Мировая художественная культура», «Религии мира», «Культурология» (по сути — новая образовательная область «Культура» или «Культурология»). Это сделано с целью восстановления преемственности в изучении культурного опыта поколений и последовательного формирования целостного представления школьников о развитии человеческой культуры и человека как значимого элемента Бытия; Понятие «Культура».

е) система воспитания строится на основе ученического самоуправления, сотворчества всех участников воспитательно-образовательного процесса. Этому способствует организуемая культуротворческая среда.

ж)привнесение в стены школы-университета высокого духа гражданственности, патриотизма, любви к своей малой и большой Родине, бережного отношения к представителям всех национальностей – самобытных культур России, мира, воспитание высокой культуры являются важнейшими составляющими в реализации культурологического подхода в школе-университете.

Реализация культурологического подхода подразумевает использование в организации воспитательно-образовательного процесса системного, аксиологического подходов, принципов природосообразности, культуросообразности, диалога культур.

Организуя воспитательно-образовательный процесс на основе данного подхода, мы определяем его как подход, способствующий воспитанию, образованию индивида в соответствии с логикой целостного культурного развития человека, общества, основанной на движении к заложенным изначально идеальному образу человека, идеальным взаимоотношениям между субъектами мира, идеальному (высококультурному, безопасному) социуму.

 

Основные положения  школы-университета определяют

Воспитательно-образовательные цели:

  1. Воспитание здорового, разумного, доброго, душевного, духовного человека, способного видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир, природу, людей, использующего свои знания и жизненный опыт во благо мира и жизни на Земле.

2.Формирование Формирование у учащихся наиболее полного представления об окружающем мире и социуме в их естественном развитии, разъяснять непреложные законы и духовно-нравственные ценности нашего мира, показать место в нём человека и человеческого сообщества в целом, способствовать приобретению  знаний, умений и навыков, необходимых в практике жизни, способствовать формированию понимания своих жизненных целей и задач.

3.Способствование освоению учащимися эффективных – творческих и исследовательских методов познания и технологий, формированию собственной, индивидуальной траектории саморазвития.

Идея гимназического образования учащихся для решения поставленных нами целей очень привлекательна. Однако анализ педагогической практики показывает, что при традиционном подходе к его организации велики перегрузки учащихся, что отрицательно влияет на их здоровье, а, в стратегическом отношении – на здоровье будущей российской элиты. Поэтому мы идею гуманитарного гимназического образования видим и развиваем иначе. На первом этапе, оставаясь в своей основе средней общеобразовательной школой, мы, по мере возможности, предлагаем учащимся дополнительные предметные и элективные курсы по всем образовательным областям  (наук и искусств), а также, кружки, в которых они могут получить разносторонние знания и умения общекультурной направленности. Мы ориентируемся на их выбор и ставим задачу удовлетворить их личные образовательные интересы и устремления, помогаем наиболее полно раскрыть в школьные годы свои способности и дарования, сознательно определиться с выбором профессии.

В результате у каждого учащегося появляется возможность получить расширенное и углубленное образование по избранным областям знания, самостоятельно сформировать траекторию собственного индивидуального развития.

Наполнение школьного образования дополнительными дисциплинами не  подразумевает увеличения обязательной нагрузки на учащихся.  Нормированная часовая нагрузка не нарушается. Это решается за счёт предложения учащимся свободного выбора двух или нескольких дополнительных дисциплин, что выразится в двух-трёх часах в неделю во второй половине дня. Известно, что собственный выбор не обременяет человека и не несёт негативных психологических переживаний, как это бывает при насильственном побуждении учащихся к какой-либо деятельности.

Принятые за основу организации дополнительного (а в перспективе всего школьного образования)  форма открытых парк-студий (М.Балабан), идея свободного образования (Е.Меняйлов), в которых осуществляется свободный доступ к любой имеющейся, интересующей ребёнка информации на занятии, свободный выбор темы изучения, свободное, по собственному побуждению, присутствие на занятии не только снижают психологические барьеры перед сложностью изучаемых дисциплин, но и позволяет более точно самоопределиться в выборе будущей профессии, способствует раскрытию всех сущностных сил личности, формирует уважение к себе, веру в свои силы, волю к преодолению трудностей, повышает ответственность за свою судьбу и своё будущее.

Таким образом, в отличие от других учебных заведений, школа-университет ставит своей целью не обучать, а разносторонне, расширенно и углубленно образовывать, воспитывать растущую личность как человека культуры, формировать творческое, исследовательское  отношение к жизни, учению, саморазвитию.

В результате инновационной деятельности формируется не уступающее традиционным гимназическому, лицейскому, но выгодно отличающееся отсутствием перегрузок учащихся,  содержание образования.

Школа-университет понимается как очаг знаний, мудрости и культуры.

На второй этап, собственно гимназического образования, школа сможет перейти, когда будут полностью сформированы новое содержание образования и новые межличностные взаимоотношения между участниками воспитательно-образовательного процесса.

На обозначенных концептуальных основах, призванных реализовать цель воспитания, обучения и развития школьника как целостной личности, индивидуальности – человека культуры, школа развивается в течение четырёх лет. За это время сделано многое:

— создан и отрабатывается проект «Школа-университет»;

-создан научно-методический совет;

-система управления расширена за счёт введения необходимых структур: совета мониторинга, аналитического совета, совета здоровья, организационного совета;

— в процессе педагогической деятельности проводится ознакомление и проработка концепции школы-университета с коллективом и индивидуально с каждым учителем, вступающим в инновационную работу;

-проводятся педагогические советы, конференции, семинары по частным и общим задачам, заявленным в концепции школы-университета;

— введены два предмета культурологического цикла: Народная культура, МХК;

— идёт разработка и апробирывание программ объединений дополнительного образования (Комнатное цветоводство и экодизайн, студия ВЭБ-дизайна, поэтическая студия «Озарёнок», Литературное краеведение, Вокально-хоровая студия, Культура народов мира, Художник; кружков по интересам: Драматическая студия, Вокально-инструментальная студия, Дзюдо, Волейбол, Баскетбол и др.);

— развивается школьная газета  «Пресс-центр сообщает»;

— созданы и уже работают музей боевой и трудовой славы «Подвиг» и школьный Зимний сад;

— произведено усовершенствование ученического самоуправления: на основе детской организации произошло рождение школьного государства «Самоцветы», выборы президента проводятся по всем правилам демократии;

— педагоги-предметники привлекаются для работы в дополнительном образовании учащихся, предполагающем иные «неформальные» формы общения, что помогает смене межличностных отношений на субъект-субъектные;

-разрабатываются уроки, методические материалы для самообразования учащихся;

Воспитательно-образовательные результаты внедрения, апробирывания модели «Школа-университет» оценивается педагогическим коллективом положительно.

Критерии и показатели сформированности личности школьника как человека культуры;

Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников;

Культурологическое образование в школе;

Смысл жизни человека;

Идеальное – значит, лучшее, более счастливое

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
бесплатные темы wordpress