Роль дома детского творчества в системе образования города

Уважаемые коллеги!

     С изменением социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей.

Мы с вами видим, как за последние 15 лет изменился окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самосотоятельно мыслящий, предприимчивый, активный в достижении своих целей. Практика нашей жизни показывает, что современному человеку не хватает культуры, эстетического чувства, облагораживающего душу, он только учится отношениям диалога и сотрудничества. Проблемы всего российского общества являются и проблемами нашего города. Их решение во многом зависит от качественного функционирования системы образования.

В связи с этим, в свете воспитания человека культуры нового времени большую роль играет дополнительное образование.

В то время, когда медленно перестраивающаяся общеобразовательная школа нацелена, прежде всего, на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе жёсткого подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребуемых в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических  знаний и умений ребят.

Обратимся к сравнительному анализу главных ориентаций основного – школьного, и дополнительного образования детей (Таблица: идёт анализ таблицы).

Основное образование ориентировано на построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности. Дополнительное – на раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей.

Основное образование – на усвоение предметных знаний и способов их употребления. Дополнительное – на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы являются одним из средств обучения практически и технологически мыслить и что-либо делать своими руками.

Основное образование ориентировано на освоение возрастно-нормативного пространства, на типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития. Дополнительное образование детей — на построение пространства саморазвития, на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития.

Основное образование – на социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности. Дополнительное образование — на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности.

Главные ориентиры школы — общечеловеческий опыт познания, изучение чужого творчества, общекультурного и научного опыта, освоение «правильных образцов», преобладание теории над практикой, где ребёнок – ученик; где преобладает когнитивная, вербально-логическая деятельность.

   Главные ориентиры Дома детского творчества — личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка, освоение конкретно-практического опыта, создание собственных образцов, преобладание практики над теорией, самодеятельность. И здесь ребёнок является уже творцом, исследователем. И деятельность преобладает конкретно-практическая, имеющая эмоционально-образное наполнение, что способствует разностороннему, целостному, в том числе нравственному и эстетическому развитию.

Таким образом, школьное образование можно назвать адаптирующим и корректирующим, а дополнительное – развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности.

Как видим, наш анализ показывает, что основное – школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии.

Мы в доме творчества, проанализировав опыт общего и дополнительного образования, наши возможности, создали новую концепцию развития, в которой учли современные задачи обучения, воспитания и развития детей.

Приоритетными идеями для нас являются:

1.Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.

4.Единство обучения, воспитания и развития.

5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.  

6.Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников.

7.Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Основным нашим предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей.

Это положение реализуется Домом детского творчества с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий, а также, востребующих человека определённых качеств – человека культуры.

Исходя из вышесказанного, педагогический коллектив Дома детского творчества ставит перед собой следующие цели:

  1. Создание педагогических условий для самовоспитания цельной, глубоко культурной, разносторонне развитой и образованной личности, наиболее полного раскрытия её сущностных сил и творческого потенциала.
  2. Целенаправленная педагогическая деятельность по поддержанию на высоком функциональном уровне единого воспитательно-образовательного пространства города, расширение, дополнение, углубление всех существующих форм школьного образования.

3.  Способствование самоопределению личности.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих педагогических задач:

  1. Предоставление обучающимся разнообразных программ дополнительного образования, деятельностей, способствующих реализации поставленных целей;
  2. Формирование у воспитанников творческого, исследовательского отношения к жизни, учению, саморазвитию, внедрение и способствование освоению обучающимися эффективных – творческих и исследовательских методов и способов познания мира и самопознания, самосовершенствования и развития;
  3. Формирование у них жизненных смыслов и ценностного отношения к человеку, культуре, социуму, природному окружению;
  4. Привитие обучающимся культуры здоровья, деятельности, мышления, общения, поведения;
  5. Развитие внутренней и внешней культуры личности, способствование освоению духовно-нравственных, этических, эстетических законов жизни в их целостности и взаимосвязи; воспитание лучших человеческих качеств, способности к культурному диалогу с окружающим миром;
  6. Развитие интеллектуального потенциала личности на основе изначального закона жизни: «Не навреди!»;
  7. Развитие отношения обучающегося к самому себе как субъекту, влияющему на формирование собственного будущего, на развитие окружающего мира и социума, понимание развития, как способа самоустроения своей судьбы.

Таким образом, Дом детского творчества понимается нами как центр интеграции педагогических усилий по созданию для ребёнка, растущей личности, наиболее эффективных условий самовоспитания, самообучения и саморазвития.

Кроме того, Дом детского творчества ориентирован на поддержание эффективного функционирования единого воспитательно-образовательного пространства города, что способствует формированию у школьников целостного восприятия мира,  гармонизации требований по реализации образовательного стандарта, воспитанию цельной личности, индивидуальности.

Оставить комментарий

Рубрики

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031